Interested Article - Ансоальд (епископ Пуатье)

Церковь Франкского государства при Меровингах

Ансоальд ( Ансвальд ; лат. Ansoaldus или Answaldus ; между 600 и 610 — около 697 ) — епископ Пуатье (674/676 — около 697).

Биография

Ансоальд известен из целого ряда средневековых исторических источников : например, из современных ему юридических документов и агиографической литературы . В том числе, о нём сообщается в « Деяниях епископов Камбре » и житиях святых времён Меровингов .

Происхождение Ансоальда точно не известно. Упоминается только о том, что он был родственником святого , епископа Пуатье Дидона , графа и нескольких других церковных и светских персон, живших в Аквитании и Бургундии . Предполагается, что Ансоальд мог родиться между 600 и 610 годом .

В современных Ансоальду источниках нет свидетельств о его жизни до получения епископского сана. Однако в трудах более поздних авторов сообщается, что Ансоальд был придворным короля франков Дагоберта I , и что этот монарх в 631 году посылал его к правителю Лангобардского королевства Ариоальду . Ансоальд выполнил повеление Дагоберта I и договорился с королём лангобардов о совместных действиях против подвластных Само славян . Возможно, что Ансоальд тождественен упоминаемому в «Истории франков» Аймоина из Флери одноимённому «дефензору Пиктавийской епархии». По свидетельству этого автора, некий отшельник Иоанн рассказал Ансоальду о своём виде́нии мучений короля Дагоберта I , наказанного Богом за разорение христианских церквей, и о последовавшем чудесном спасении души этого короля . Вероятно, что позднее Ансоальд принял постриг и подвизался в одном из монастырей вблизи Пуатье . Некоторые авторы считают, что Ансоальд жил в аббатстве при и даже был здесь настоятелем .

Возможно, к тому времени относятся свидетельства о поддержке, оказанной Ансоальдом святому Элигию Нуайонскому в имущественном споре того с потомками майордома Нейстрии Эрхиноальда .

Первые достоверные известия о Ансоальде относятся ко времени, когда он уже был епископом Пуатье. Скорее всего, он сменил на епископской кафедре своего родственника Дидона , последнее свидетельство о котором датировано 1 марта 669 или 670 года . Однако, возможно, что непосредственным преемником Дидона был Эммерам , уже вскоре отказавшийся от епископского сана для участия в христианизации баваров . Предполагается, что Ансоальд мог стать епископом Пуатье в 674 или 676 году . В конце VII века глава епархии Пуатье был митрополитом церковного диоцеза , в подчинении которого находилось несколько суффраганов (в том числе, глава Ангулемской епархии ) .

Впервые Ансоальд в современных ему документах упоминается как епископ Пуатье в 677 году, когда он подписал дарственную хартию аббату Филиберту , дав тому земли для основания монастыря . Так как в предыдущем году Филиберт был изгнан Эброином из Жюмьежского аббатства , то, вероятно, что Ансоальд был противником майордома Нейстрии. В следующие несколько лет епископ Пуатье приложил много усилий для обустройства новой обители. В том числе, на выделенные Ансоальдом средства в Нуармутье была построена церковь Святой Марии .

Около 680 года Ансоальд с почётом принял в Пуатье группу монахов из «Скоттии» ( Ирландии или Шотландии ) во главе с , и поселил их в пришедшем в запустение монастыре Мацеролла . Когда назначенный настоятелем Роман скончался, Мацеролла снова была заброшена, а её братия разошлась по другим монастырям. Один из монахов этой обители, , позднее с согласия Ансоальда стал епископом Ангулема . По церковным преданиям, совместно с Филибертом в 682 году Ансоальд основал в Люсоне ещё один монастырь . Однако эти сведения вызывают сомнения, так как первые достоверные свидетельства о существовании этого аббатства датируются XI веком . Ансоальд также считается основателем в и аббатства Девы Марии в . Аббатом второго из них с согласия епископа был избран святой , позднее ставший настоятелем Жюмьежского аббатства . Все эти обители были населены бенедиктинцами , и Ансоальд тщательно контролировал, чтобы монастырская братия строго соблюдала устав святого Бенедикта .

В марте 682 года Ансоальд осуществил перенесение мощей Леодегария, убитого несколько лет назад по приказу майордома Эброина. На останки святого претендовали также епископ Отёна и епископ Арраса . Для решения этого спора был созван синод , в котором приняло участие большое число духовных и светских персон, включая короля Теодориха III . Однако то, что мощи достанутся Ансоальду, определил только жребий. В « » сообщается, что состоявшая из множества клириков и мирян торжественная процессия по пути в Пуатье прошла через Шартр и Тур , и везде её прибытие сопровождалось многочисленными чудесами. Реликвии Леодегария были помещены в на попечение аббата .

В мае 685 или 686 года Ансоальд участвовал в Франкского государства в Компьене . Здесь он как свидетель подписал дарственную хартию архиепископа Реймса Регула .

Позднее Ансоальд участвовал в , собранном с согласия франкского короля Теодориха III в Руане . Точная дата проведения синода неизвестна: он датируется временем от 687 до 692 года. На соборе присутствовали шестнадцать епископов (включая , Регула Реймсского и ) и четыре аббата. Участниками синода братии Фонтенельского аббатства были дарованы привилегии с условием, что та будет строго соблюдать бенедиктинские правила .

Следующий документ, сообщающий о Ансоальде, датирован 688 годом. Известно о двух хартиях франкских монархов, среди прочих персон подписанных и Ансоальдом: данной в Валансьене дарственной короля Хлодвига IV от 28 февраля 693 года и данной в Компьене дарственной короля Хильдеберта III от 14 марта 696 или 697 года. 6 марта 696 года Ансоальд участвовал в в Шартре, где засвидетельствовал дарственную хартию местного епископа .

Согласно церковным источникам, по повелению Ансоальда в Пуатье был построен сохранившийся до наших дней баптистерий Святого Иоанна . Однако по археологическим данным епископ лишь восстановил и расширил существовавший здесь ещё с римских времён христианский храм, используя его стены как основу для нового здания .

Сохранился фрагмент завещания Ансоальда . В том числе, в нём сообщается, что епископ основал первый в Пуатье ксенодохий на двенадцать персон и снабдил его всем необходимым . При Ансоальде в Пуатье существовал монетный двор . Известны несколько денье , изготовленных здесь в конце VII века монетарием Годолайком .

Датированные 696 или 697 годом документы — последние свидетельства о Ансоальде. Возможно, он умер вскоре после этого, и был похоронен в одной из церквей Пуатье .

Ансоальд — наиболее влиятельный из иерархов Аквитании своего времени . Воспоминания о временах Ансоальда как о периоде расцвета религиозной жизни в Пуату долгие годы сохранялись среди местного духовенства. Так, например, писавший в XII веке анонимный автор « Сен-Мексанской хроники » очень высоко оценивал деятельность Ансоальда, особо хваля радение епископа о благополучии находившихся под его юрисдикцией монастырей. Современник Ансоальда, , посвятил епископу Пуатье написанное им житие святого Леодегария. Тем не менее, в отличие от многих своих современников, Ансоальд так и не был причислен к лику святых .

В средневековых списках епископов Пуатье преемником Ансоальда назван , о котором также упоминается в документе от 794 года .

Комментарии

  1. По другим данным, Ансоальд стал епископом Пуатье в период между 656 и 677 годами , или в 669 году или в 673 году .

Примечания

  1. Деяния епископов Камбре (глава 22); Житие святого Элигия (глава 20); Первое житие святого Филиберта (главы 24—26).
  2. Duchesne L. . — Paris: Fontemoing et C ie , Éditeur, 1910. — P. 84—85.
  3. Ribadénéira P. . — Paris: L. Vivès, 1857. — Vol. Octobre. — P. 30—35.
  4. , p. 113—118.
  5. , p. 493.
  6. Ledain B. . — Fontenay-le-Comte: Auguste Baud, 1889. — P. 29—30. 26 февраля 2019 года.
  7. Заболотный Е. А., Королёв А. А. Леодегарий // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XL : « Лангтон Ливан ». — С. 436—440. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-033-2 .
  8. , p. 51.
  9. Аймоин из Флери . История франков (книга IV, глава 34).
  10. Auber C. A. . — Fontenay-le-Comte, Poitiers: Imprimerie L.-P. Gourard, Libraire Bonamy, 1886. — P. 339—341.
  11. , p. 68—69.
  12. Mériaux Ch. . — Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2006. — P. 70—71. — ISBN 978-3-5150-8353-9 .
  13. Gams P. B. . — Ratisbonæ: Typis et sumtibus Georgii Josephi Manz, 1873. — P. 601.
  14. Hugues Du Tems. . — Paris: Brunet, 1774. — P. 408—409.
  15. (фр.) . Diocèse de Poitiers. Дата обращения: 26 февраля 2019. 31 мая 2019 года.
  16. , p. 504.
  17. Favreau R., Pon G. . — Paris: Editions Beauchesne, 1988. — P. 20—21. — ISBN 978-2-7010-1170-7 .
  18. Clugnet L. // Catholic Encyclopedia . — New York: Robert Appleton Company, 1909. — Vol. V. — P. 405—406. 4 июля 2015 года.
  19. Fox Y. // The Irish in Early Medieval Europe: Identity, Culture and Religion / Flechner R., Meeder S. — London & New York: Macmillan International Higher Education, 2016. — P. 56—58. — ISBN 978-1-1374-3061-8 .
  20. , p. 363—364.
  21. , p. 55—58.
  22. , p. 507—508.
  23. Breukelaar A. : [ 29 июня 2007 ] // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon . — Herzberg, 1994. — Bd. VII. — Kol. 444—446. — ISBN 3-88309-048-4 .
  24. Rouillard Ph. // Enciclopedia dei santi — Bibliotheca Sanctorum (terza appendice). — Roma: Città Nova, 2013. — ISBN 978-8-8311-9347-4 . 26 февраля 2019 года.
  25. (нем.) . Ökumenisches Heiligenlexikon. Дата обращения: 26 февраля 2019. 26 февраля 2019 года.
  26. , p. 67—68.
  27. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. — СПб. : Алетейя , 2001. — С. 146. — ISBN 978-5-8932-9409-5 .
  28. Abbé Du Tressay. . — Paris: Lecoffre Fils, 1869. — P. 59—91.
  29. , p. 60—61.
  30. Besse J.-M. . — Ligugé & Paris: Abbaye de Ligugé & V ve Ch. Poussielgue, 1910. — P. 176. 26 февраля 2019 года.
  31. , p. 513.
  32. Mabillon J. . — Rouen: C. Métérie, 1882. — P. 43—54. 26 февраля 2019 года.
  33. , p. 521—522.
  34. , p. 378—381.
  35. // Encyclopédie théologique / Migne J.-P . — Paris: Chez l’éditeur, 1845. — Т. I .
  36. , p. 515—519.
  37. Dahn F . // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Bd. 51. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1906. — S. 653—655. (нем.)
  38. MacErlean A. // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1910. — Vol. IX. — P. 174. 3 октября 2018 года.
  39. Breukelaar A. : [ 23 сентября 2009 ] // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. — Herzberg, 1992. — Bd. IV. — Kol. 1466—1468. — ISBN 3-88309-038-7 .
  40. Bachrach B. S., Bachrach D. S., Leese M. . — New York: Routledge , 2018. — P. 48. — ISBN 978-1-3170-3621-0 .
  41. , p. 527.
  42. Гизо Ф. История цивилизации во Франции. — М. : Издательский дом «Рубежи XX»I, 2006. — Т. IV. — С. 155. — ISBN 5-347-00012-01.
  43. , p. 397.
  44. , p. 125—126.
  45. , p. 530—536.
  46. , p. 414—415.
  47. , p. 154—156.
  48. Rivoria G. T. . — London: William Heinemann, 1910. — P. 52—54.
  49. Jackson Th. G. . — Cambridge: Cambridge University Press , 1913. — Vol. II. — P. 52—54.
  50. Eygun F. // . — 1964. — № 22—1 . — P. 137—171. 2 сентября 2019 года.
  51. Levillain L. // Bibliothèque de l’École des Chartes. — Paris: Libraire Alphonse Picard et fils, 1910. — Т. 71 . — P. 280—282. 26 февраля 2019 года.
  52. Boissonnade P. . — Paris: Honore Champion, 1977. — P. 40. 26 февраля 2019 года.
  53. Lafaurie J., Pilet-Lemière J. . — CNRS Editions, 2003. — P. 90 & 337. — ISBN 978-2-2710-6169-0 .
  54. , p. 184—185.

Литература

  • Longueval J. . — Paris: Bureau de la Bibliothèque Catholique, 1826. — 620 p.
  • Auber C. A. . — Fontenay-le-Comte, Poitiers: Imprimerie L.-P. Gourard, Libraire Bonamy, 1887. — 520 p.
  • Chamard F. . — Société des antiquaires de l’Ouest. Auteur du texte. Mémoires de la Société des antiquaires de l’Ouest. — Poitiers: Fradet, 1889. — 544 p.
  • Ansoald // . — Paris : Letouzey et Ané, 1924. — Т. III. — Col. 504—505.
Источник —

Same as Ансоальд (епископ Пуатье)