Архимандри́т Софро́ний
(в миру
Серге́й Семёнович Са́харов
;
22 сентября
1896
,
Москва
,
Российская империя
—
11 июля
1993
,
,
Молдон
,
Эссекс
,
Англия
) —
священнослужитель
Константинопольской православной церкви
,
схиархимандрит
, ученик и биограф
Силуана Афонского
; основатель
ставропигиального
монастыря Святого Иоанна Предтечи
в селении
Молдон
(
графство Эссекс
,
Англия
).
27 ноября 2019 года Константинопольской православной церковью канонизирован в лике
преподобных
.
Биография
Родился 22 сентября 1896 года в Москве в православной семье
мещанина
Бронной слободы
. Среднее образование получил в Москве.
Участник Первой мировой войны (инженерные войска, обер-офицер). Занимался живописью и в 1918 году поступил в
Училище живописи, ваяния и зодчества
в Москве (в дальнейшем ставшее частью ВХУТЕМАС), где учился до 1922 года. В 1918 году в Москве дважды арестовывался
органами ВЧК
.
В 1922 году эмигрировал из России и несколько месяцев провёл в
Италии
и
Берлине
, затем переехал в Париж, где работал художником и выставлял свои картины в парижских салонах. В 1924 году на
Пасху
у него было видение Нетварного Света, в связи с чем он решил посвятить свою жизнь Богу.
В 1925 году он поступил на подготовительные курсы в
Свято-Сергиевский богословский институт
в
Париже
, но вскоре уехал сначала в
Югославию
, а оттуда — на
Афон
, где 8 декабря 1925 года был принят в
Пантелеимонов монастырь
и 18 марта 1927 года
пострижен в монашество
с именем Софроний.
В 1930 году познакомился со старцем
Силуаном Афонским
, который стал его духовным руководителем.
13 мая 1930 года монах Софроний был рукоположён во
иеродиакона
сербским
епископом Жичским
Николаем (Велимировичем)
.
В 1935 году тяжело заболел, но, несмотря на то, что был на грани смерти, выжил и 1 декабря 1935 года был пострижен в
схиму
.
В 1938 году скончался духовный наставник иеродиакона Софрония — старец Силуан, в связи с чем
иеродиакон
Софроний ушёл в «пустыню»: сначала в
Карульский
, а затем в некоторые другие афонские
скиты
.
В 1941 году он был рукоположён во
иеромонаха
и с 15 февраля 1942 года стал духовником
монастыря Святого Павла
на Афоне. С 1943 по 1947 годы — член братии Троицкой кельи в Новом Скиту.
После войны иеромонах Софроний вместе с группой других русских монахов по политическим соображениям был выслан с Афона и в 1947 году приехал во
Францию
, где поступил на четвёртый курс Свято-Сергиевского богословского института. Ввиду перехода в
клир
Западноевропейского экзархата Московского патриархата
был исключён из института и начал служить помощником настоятеля Никольской церкви при
Русском старческом доме
в
Сент-Женевьев-де-Буа
.
В 1948 году опубликовал первое
ручное издание книги «Старец Силуан», а в 1952 году в Париже вышло первое типографское издание этого труда о Силуане Афонском (через несколько лет было публиковано первое издание этой книги на английском языке).
25 апреля 1954 года был возведён в сан
архимандрита
, а в 1956 году во Франции, на ферме Колара (близ Сент-Женевьев-де-Буа), им была учреждена монашеская община, но основать полноценный монастырь во Франции у него не получилось.
4 марта 1959 года он переехал в
Великобританию
, где основал
монастырь Святого Иоанна Предтечи
в
графстве Эссекс
в юрисдикции
Константинопольской православной церкви
. С 1959 по 1974 год был его первым
настоятелем
. По словам иеромонаха
Петра (Прутяну)
,
Он осуществил, пожалуй, наиболее радикальную литургическую реформу XX века. В своем монастыре в Англии, где подвизаются монахи и монахини разных национальностей, он заменил утреню, вечерню и часы Иисусовой молитвой, которая совершается примерно по два часа утром и по два часа вечером. Хотя на первых порах эта «революция» казалась странной и даже скандальной, вскоре критика поутихла, а ещё спустя какое-то время эту практику стали перенимать и в других общинах
.
1 сентября 1974 года отошёл от настоятельства и стал
духовником
обители.
В письме от 27 апреля 1991 года так описывал своё состояние: «Я сам болею злокачественным раком. Просто не знаю, когда я умру. Сил у меня совсем мало. Дни и ночи проходят в борьбе с болями. Я почти всё время провожу в постели или в удобном кресле. Давно не служу Литургию. Не владею моими ногами. Не хожу один. Не могу поворачиваться у Престола и тому подобное, естественное моему возрасту. <…> Мне всё стало через силу»
.
Скончался
11 июля
1993 года
в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
27 ноября 2019 года Константинопольской православной церковью причислен к лику святых как преподобный Софроний Афонский
.
Изречения
-
Когда мы в благом ужасе от видения святости Бога и в то же время в отчаянии от нашего крайнего недостоинства такого Бога, то молитва становится могучим порывом духа, разрывающим тесное кольцо тяжелой материи.
-
«Блаженны мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. Дерзай, народ мой …» (Варух 4:4-5). А мы, христиане, одаряемся Богом в безмерно большей степени, чем все пророки и праведники до пришествия Иисуса на Землю. Когда осознаем сие, то в благодарности восклицаем: "Блаженны мы, Новый Израиль, освященный род христиан, ибо Сам Господь благоволит соединяться с нами настолько, что и Он, и мы — становимся «едино», (ср. Ин. 17:21-23).
-
Мы малодушествуем, но Христос говорит нам: «Дерзайте: Я победил мир». Если Он победил «мир» (по гречески «космос»), то это значит, что Он и как человек стал превысшим твари, надмирным. И всякий, верующий в Него, побеждающий в подвиге покаяния действующий в нас «закон греха» (ср. Рим. 7,23), становится, подобно Христу, надмирным (сверх-космическим).
-
Гордость, как явная или скрытая тенденция к самообожению — извратила сердца людей; едва мы увидим в себе некоторые признаки духовного восхождения, как этот змий подымает свою голову и тем омрачает ум, пресекает видение, удаляет от Бога.
-
Нет и не может быть таких внешних условий, при которых пребывание в заповедях Божиих становится абсолютно невозможным.
-
Бытие всякого разумного тварного существа движется меж двух пределов: один — любовь к Богу до ненависти к себе, другой — любовь к себе до ненависти к Богу.
Библиография
-
статьи
-
Святое молчание // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1950. — № 1. — С. 10-16.
-
// Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1950. — № 2-3. — С. 8-33.
-
Unite de l’Eglise, image de la Sainte Trinite (Triadologie orthodoxe, comme principe de l’ecclesiologie) [Единство Церкви по образу единства Святой Троицы (православная триадология как основа православной экклезиологии)] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1950. — № 5. — С. 33-61.
-
Archimandrite Spiridon. Mes Missions en Siberie [Архимандрит Спиридон. Мои миссионерские труды в Сибири / Пер. на фр. яз. проф. П.Паскаль] [на фр. яз.] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1951. — № 7-8. — С. 61-62.
-
Archimandrite Spiridon. Mes Missions en Siberie [Архимандрит Спиридон. Мои миссионерские труды в Сибири / Пер. на фр. яз. проф. П.Паскаль] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1952. — № 9. — С. 28-29.
-
Апостольское служение епископов [Рукоположение четырех новых англиканских епископов в Лондоне 25 июля 1952 г.] // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. — М., 1952. — № 12. — С. 28-29.
-
Об основах православного подвижничества // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1953. — № 13. — С. 41-57.
-
De la priere pure // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1953. — № 14. — С. 79-88.
-
Об основах православного подвижничества // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1953. — № 14. — С. 103—113.
-
Des differents aspects de l’imagination et des moyens ascetiques de les combattre // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1953. — № 16. — С. 239—249.
-
Кончина архимандрита Митрофана // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1953. — № 17. — С. 26-27
-
Des fondements de l’Ascèse orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1954. — № 17. — С. 30-42.
-
Заметка к новому переводу гимнов преподобного Симеона Нового Богослова // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1954. — № 17. — С. 20-24.
-
Des fondements de l’ascese orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1954. — № 18. — С. 66-74.
-
De la lumière divine incréée // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1954. — № 19. — С. 141—144.
-
Слово на Преображение Господне (о Свете Фаворском) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1954. — № 19. — С. 127—135.
-
«Tiens ton esprit en enfer et ne desespere pas» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 1957. — № 26.
-
Слово на Преображение Господне // Журнал Московской Патриархии, 1975. — № 8. — С. 44-49.
-
// Вестник русского христианского движения. 1986. — № 3 (148). — С. 5-18
-
// Вестник русского христианского движения. 1989. — № 3 (157). — С. 38-58
-
Об основах православного подвижничества // Журнал Московской Патриархии, 1992. — № 6. — С. 45-53.
-
Как получить дар истинного бытия? // Континент: литературный, публицистический и религиозный журнал. — 1994. — № 80. — С. 317—321
-
Православие — свидетельство Истины. Из писем к Д. Бальфуру // Церковь и время. М., 2000. — № 3 (12). — С. 226—252.
-
О Святом Духе. О молитве. Симфония Оптинских старцев // Православный летописец Санкт-Петербурга. — 2000. — № 4 — С. 37-47
-
О личном начале в бытии Божественном и бытии человеческом // Синопсис: богослов’я, фiлософiя, культурологiя. — 2001. — № 4-5 — С. 331—348
-
Единство Церкви по образу Святой Троицы // По образу Святой Троицы : сборник богословских статей. — [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. — 159 с. — С .97-152
-
Духовное завещание схиархимандрита Софрония // По образу Святой Троицы : сборник богословских статей. — [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. — 159 с. — С .153-155
-
Книги
-
Старец Силуан. 1948
-
Старец Силуан. — Париж : [б. и.], 1952. — 207 с.
-
Об основах православного подвижничества. — М. : изд. автора «Donjon». Ste Genevieve-des-Bois S.-et-O., 1953. — 21 с.
-
Priciples of orthodox asceticism. Holywell Press Ltd. Oxford. 1964
-
His life is mine. — L., Oxford : Mowbrays, 1978. — 128 p.
-
— Essex : Stavropegic Monastery of St. John the Baptist, 1985. — 255 с.
-
О молитве: сборник статей / худож. А. Ракузин. — Paris : YMCA-PRESS, 1991. — 207 с. —
ISBN 2-85065-192-3
-
О молитве: сборник статей. — СПб. : Сатис, 1994. — 185 с.
-
Rukouksesta. Keuruu 2007.
ISBN 978-951-98896-8-9
(финск)
-
Письма в Россию. Эссекс : Братство Святителя Тихона, 1997. — 191 с.
ISBN 5-86407-013-0
(
-
СПб.: Сатисъ, 1997. — 87 с.
-
/ архим. Софроний. — М. : Отчий дом, 1997. — 174 с.
-
Письма в Россию. — Эссекс ; М. : Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь: Братство свт. Тихона, 1997. — 192 с.
-
Преподобный Силуан Афонский: житие, учение и писания / архим. Софроний. — Минск : Лучи Софии, 1998. — 528 с
-
О молитве Иисусовой : Сборник статей. — Киев : Дух i лiтера, 2000. — 156 с. —
ISBN 2-85065-192-3
-
— М. : Свято-Иоанно-Предтеческий монастырь ; М. : Паломникъ, 2000. — 223 с. —
ISBN 1-874679-15-0
-
— Эссекс : Св.-Иоанно-Предтеченский монастырь ; М. : Паломникъ, 2002. — 367 с.
-
Переписка с протоиереем Георгием Флоровским. — Эссекс : Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. — 176 с
Литература
-
Сахаров Н.
Выдержки из писем // Христианос: альманах. — 1991. — № 1. — С. 89-94
-
Эггер М.
. Архимандрит Софроний: монах для мира // Континент: литературный, публицистический и религиозный журнал. — 1994. — № 80. — С. 304—316
-
Ходанов М., священник.
«Видеть Бога как Он есть» схимархимандрита Софрония Сахарова в свете святоотеческой традиции // «Духовный мир». Сборник работа учащихся Московских духовных школ. — 1996. — №. 2. — С. 59-65
-
Николай (Сахаров), иерод.
Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония (Сахарова) // «Церковь и время». Научно-богословский и церковно-общественный журнал. — 1999. — № 3 (16) — С. 229—270
-
Николай (Сахаров), иерод.
Понятие образа и подобия у архимандрита Софрония // Богословие, философия, культурология. № 4. — СПб., 2001. — С. 101—117.
-
Николай (Сахаров), иерод.
Архимандрит Софроний и Давид Бальфур // Церковь и время 2001. — № 2 (15). — С. 170—183.
-
Николай (Сахаров), иерод.
Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония // Церковь и время 2001. — № 3 (16). — С. 229—270.
-
Николай (Сахаров), иерод.
Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова) // Начало: Журнал Института богословия и философии. — СПб, 2001. — № 10. — С. 84-112.
-
Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний: по материалам «Силуановских чтений» / сост. А. Л. Гуревич. — Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2001. — 271 с.
-
, архим.
. Христос как путь нашей жизни: Введение в богословие старца Софрония (Сахарова). — М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. — 399 с.
-
, иером.
// Труды Минской духовной академии. — 2012. —
№ 10
. —
С. 150—165
.
-
Гавриила (Брилиот), монахиня.
В поисках совершенства в мире искусства :творческий путь отца Сафрония / пер. с англ. Алевтины Волгиной. —
М.
: ДАРЪ, 2016. — 272 с. —
ISBN 978-5-485-00561-0
.
-
Гавриила (Брилиот), монахиня.
Бытие: творчество и жизнь архимандрита Софрония / пер. с англ. Марианны Таймановой. —
М.
: ДАРЪ, 2017. — 176 с. —
ISBN 978-5-485-00584-9
.
-
Мефодий (Зинковский)
, иером.,
, иером.
Богословие страданий: осмысление ипостасного кенозиса согласно архимандриту Софронию (Сахарову) //
Христианское чтение
. 2020. — № 4 — С. 21-34
-
// pravobraz.ru, 06.02.2020
-
Кирилл (Зинковский)
, иером.,
Мефодий (Зинковский)
, иером., Варнава (Снытко), иером.
.
//
Церковь и время
. 2020. — № 4 (93). — С. 124—142.
Примечания
-
↑
(англ.)
/
— London:
, 1993. — Iss. 64698. — P. 17. — ISSN
;
;
-
Нивьер А.
Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе 1920—1995. Биографический справочник. — М.-Париж, 2007. — С. 463—464.
-
от 23 августа 2016 на
Wayback Machine
. Православие и мир
-
от 4 июля 2017 на
Wayback Machine
Православие.Ru.
-
(неопр.)
.
Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"
(25 октября 2019). Дата обращения: 12 апреля 2021.
12 апреля 2021 года.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|