Interested Article - Хеддо (епископ Страсбурга)

Церковь Франкского государства при Меровингах

Хеддо ( Хатто или Эддо ; лат. Heddo, Hatto или Eddo ; около 697 / 700 8 марта 776 ) — аббат (725—734) и Райхенауского монастырей (727—734), епископ Страсбурга (734—776).

Биография

Аббат Райхенау

Хеддо родился приблизительно в 697 или 700 году в . Происхождение Хеддо точно не установлено . Возможно, что он был выходцем из какого-нибудь знатного рода Эльзаса . В том числе предполагается, что он мог быть сыном герцога Адальриха , родоначальника Этихонидов . Также существует мнение, что Хеддо мог принадлежать к предкам Габсбургов , однако это предположение вряд ли истинно . Ещё по одному предположению, Хеддо мог быть потомком франкского рода .

В церковных преданиях сообщается, что ещё юношей Хеддо стал монахом . Своё образование он получил в Райхенауском монастыре, где его учителем был аббат . Хеддо был самым любимым и самым способным из учеников Пирмина . Также упоминается, что некоторое время Хеддо провёл в Мюнстерском аббатстве , и в 725 году даже стал здесь настоятелем . Однако, скорее всего, это свидетельство малодостоверно .

Первые достоверные свидетельства о Хеддо в исторических источниках относятся к 727 году, когда он сменил Пирмина в сане настоятеля Райхенауского аббатства . В написанной в XI веке «Хронике» Германа Райхенауского утверждается, что Пирмин, будучи за свои симпатии к майордому Франкского государства Карлу Мартеллу изгнанным из Райхенау герцогом Алеманнии Теудебальдом , сам назначил Хеддо своим преемником .

Став аббатом, Хеддо ввёл в Райхенау бенедиктинские правила . Некоторые авторы приписывают ему в сотрудничестве с Пирмином основание нескольких монастырей: Мурбахского аббатства , и Нидеральтайхского аббатства . Однако, скорее всего, Хеддо был только реформатором этих подчинённых его юрисдикции обителей, поселившим в них бенедиктинцев из числа братии Райхенау . Тем не менее, из источников следует, что деятельность Хеддо не ограничивалась только Страсбургской епархией, но распространялась на весь Эльзас и часть Баварии .

Так как Хеддо также был сторонником Карла Мартелла, он вскоре вступил в конфликт с правителями Алеманнии. Уже в 730 году один из местных правителей, герцог Лантфрид , намеревался взять аббата под стражу, и только его гибель во время войны с франками помешала этому. Тем не менее, в 732 году брат погибшего, герцог Теудебальд, воспользовавшись войной франкского майордома с маврами , всё же изгнал Хеддо из Райхенау, и тот был вынужден скрываться в труднодоступных землях Ури . Однако после победы над мусульманами в битве при Пуатье Карл Мартелл не только смог быстро заставить Теудебальда снова подчиниться, но и согласиться на возвращение Хеддо в Райхенауское аббатство .

Епископ Страсбурга

Также с помощью Карла Мартелла в 734 году Хеддо получил епископскую кафедру в Страсбурге , сменив здесь Вандалфрида . Став епископом, Хеддо отказался от сана аббатов Райхенау и Мюнстера: в первом из них его преемником стал , во втором — Адальрик или . О том, что Хеддо был аббатом Райхенау семь лет, упоминается в «Хронике» Германа Райхенауского и в « » Хетто .

Вероятно, вскоре после получения Хеддо епископского сана его епархия была значительна увеличена в размерах, получив от Карла Мартелла в окормление расположенные на правом берегу Рейна земли современного Ортенау .

Так как Страсбург в то время был не только городом, где находилась епископская кафедра, но и был столицей , предполагается, что Хеддо поддерживал дружественные отношения с местным правителем Лиутфридом , последним представителем рода Этихонидов на герцогском престоле. После же смерти Лиутфрида в первой половине 740-х годов Хеддо способствовал установлению непосредственной власти Каролингов над Эльзасом .

Хеддо назван одним из адресатов написанного около 737 года послания папы римского Григория III к епископам Алеманнии и Баварии. В письме наместник Святого Престола повелевал германским иерархам подчиняться святому Бонифацию как своему представителю в этих землях .

В епископском сане Хеддо поддерживал проводимую святым Бонифацием реорганизацию церкви Франкского государства . Он участвовал в созванном с согласия майордома Карломана 21 апреля 742 года , в созванном по инициативе Пипина Короткого в 743 году в Лептине, и в соборе франкских прелатов весной 747 года, проведённом при содействии Карломана. Все эти собрания были посвящены укреплению церковной дисциплины и христианизации живших на правом берегу Рейна народов (в первую очередь, саксов ). На синодах 742 и 743 годов Хеддо выступал посредником между Бонифацием и Пирмином с одной стороны и епископом Меца Хродегангом с другой, имевшими разные взгляды на вопросы церковной реформы. Возможно, он делал это по поручению Каролингов, Карломана и Пипина Короткого, заинтересованных в успехе миссии Бонифация по христианизации зарейнских земель .

С этими событиями связано упоминание Хеддо среди получателей послания папы римского Захарии , направленного франкским епископам 1 мая 748 года . В этом документе наместник Святого Престола благодарил прелатов за их усилия по христианизации, а также снова напоминал им о необходимости во всём содействовать Бонифацию, указывая, что тот наделён паллием как папский легат в восточных областях Франкского государства .

В средневековых источниках Хеддо описывается как прелат, мудро использовавший поддержку светских властей для повышения благосостояния своей епархии, но никогда не впадавший в раболепство перед монархами. Он был щедр к бедным, в то время как сам продолжал жить по строгим бенедиктинским правилам . Церковные авторы особо ставили в заслугу Хеддо заботу о находившихся в его юрисдикции монастырях и укреплении церковной дисциплины . В том числе, 27 сентября 749 года епископ совместно с графом основал на одном из островов на Рейне монастырь Арнульфзау .

В своей деятельности епископ Страсбурга руководствовался идеями, почерпнутыми из практики крупнейших реформаторов церкви Франкского государства того времени: Бонифация, Пирмина и Хродеганга . Хеддо известен как богослов, при котором в Страсбурге была организована монастырская школа, выпускниками которой были несколько видных франкских теологов VIII—IX веков . Стараниями епископа также был основан скрипторий и введена римская литургия .

Сохранилось несколько юридических актов, изданных по повелению Хеддо или им подписанных. Среди достоверных документов, связанных с этим епископом Страсбурга, называются дарственная хартия епископа Хродеганга от 23 мая 757 года, изданная по случаю основания этой обители, и договор между епископом и аббатом от ноября 759 года . Однако часть таких документов в настоящее время считается позднейшими фальсификациями. К таким актам относятся дарственная хартия Хеддо Эттенхайммюнстерскому аббатству от 748 года, хартия от 27 сентября 749 года, подтверждавшая данные в 728 году Мурбахскому аббатству епископом Видегерном привилегии, а также завещание Хеддо от 13 марта 762 года . Так, в завещании основателем Эттенхайммюнстера назван живший в 720-х годах страсбургский епископ Видегерн, а в хартии 748 года — уже сам Хеддо, заложивший аббатство на землях, подаренных эльзасским графом Рутардом. В завещании также сообщается, что Эттенхайммюнстерское аббатство получило своё название в честь Хеддо, и что тот поставил первым настоятелем обители Хелидульфа , позднее ставшего его преемником на епископской кафедре. В действительности же наиболее ранние достоверные свидетельства о Эттенхайммюнстерском монастыре относятся к XII веку .

Хеддо упоминается среди участников в , созванной по просьбе епископа Хродеганга королём франков Пипином Коротким в 762 году .

В написанном в конце VIII века «Бревиарии Урольфа» сообщается, что с согласия баварского герцога Одилона и при поддержке короля Пипина Короткого епископ Хеддо основал , поселив здесь двенадцать монахов из Алемении . Во времена Хеддо эльзасские монастыри получили несколько крупных пожертвований от Каролингов. В том числе, Пипин Короткий был благотворителем аббатств Виссамбург, Хонау (в 758 году), Мурбах и Эберсхайм. Его сын Карломан одарил монастыри Грандваль, Мюнстер (в 769 году), Эберсхайм и Хонау (оба в 770 году) .

Хорошие отношения Хеддо поддерживал и с королём франков Карлом Великим . В поэме Эрмольда Нигелла упоминается, что при поддержке этого монарха около 771 года епископ заложил здание нового двухапсидного кафедрального храма Страсбурга . Ранее на этом месте находилась построенная при первых Меровингах небольшая церковь, а теперь здесь располагается Страсбургский собор . Сторонник строгой церковной дисциплины, Хеддо ввёл в общине при соборе правила, известные как «устав Хродеганга» . От Карла Великого епископ 7 марта 773 года в Тьонвиле получил подтверждение прав Страсбургской епархии на земли в долине реки Брюш . В преданиях королю франков приписывались также и другие дары: в том числе, Псалтирь с его собственноручной подписью, золотой крест в два фута высотой и несколько реликвий святых .

Несмотря на довольно преклонный возраст, в 774 году, вскоре после завоевания франками Лангобардского королевства , Хеддо ездил в Рим . Здесь он был принят папой Адрианом I . Долгое время достоверными историческими источниками считались две хартии, полученные Хеддо в Риме 18 и 19 апреля от папы и короля франков. В первом документе объявлялось о введении крупных штрафов, возлагаемых на уличённых в симонии прелатов. Во втором регулировались правила выборов новых страсбургских епископов, а также учреждалась новая епархиальная иерархия с подчинёнными епископу пятью архидиаконами . Однако в настоящее время установлено, что эти акты были созданы в Страсбурге не ранее XII века .

На Рождество Христово 775 года Хеддо посетил двор Карла Великого в Шлеттштадте , где получил от монарха для своей епархии право беспошлинной торговли по всему Франкскому государству. По мнению Ф.-А. Грандидье , Хеддо установил торговые законы в Эльзасе и положил конец монополии на неё франкской знати .

Традиционно считается, что Хеддо умер 8 марта 776 года . По преданиям, он был похоронен в церкви Эттенхайммюнстерского аббатства . В XVI веке в этом монастыре под одной из апсид была найдена могильная плита с эпитафией в честь умершего . Преемником Хеддо в Страсбургской епархии стал Хелидульф, до того бывший настоятелем Эттенхайммюнстерского аббатства .

Некоторые авторы Нового времени называли Хеддо блаженным , поминовение которого в средневековье отмечалось 8 марта. Однако каких-либо достоверных свидетельств о существовании культа Хеддо Страсбургского в более ранних источниках нет .

Комментарии

  1. По некоторым данным, письмо Захарии было отправлено в 747 году. Кроме Хеддо, в послании также назывались , , , , , , , , , , и . Хеддо был упомянут последним из этих франкских прелатов .
  2. Кроме 8 марта, в средневековых источниках днём смерти Хеддо называются также 17 января и 3 июля .
  3. Хартия 759 года — последний дошедший до наших дней достоверный документ, упоминающий Хеддо. Бо́льшая часть свидетельств о позднейших деяниях епископа содержится в актах, вызывающих у историков сомнения в подлинности. На этих основаниях иногда смерть Хеддо датируют не 776 годом, а временем после 759 года. В качестве возможных называются даты от 760 до 765 года включительно .

Примечания

  1. Eberl I. // . 18 октября 2016 года.
  2. Wentzcke P. // Neue Deutsche Biographie . — Berlin: Duncker & Humblot, 1969. — Bd. 8. — S. 61. — ISBN 3-428-00189-3 . 19 октября 2016 года.
  3. : [ 30 ноября 2021 ] // Lexikon des Mittelalters . — Stuttgart : Artemis & Winkler Verlag, 1989. — Bd. IV. — Kol. 1984. — ISBN 3-7608-8904-2 .
  4. // Stadlers Vollständiges Heiligen-Lexikon / Herausgegeben von Johann Evangelist Stadler und Franz Joseph Heim. — Augsburg: B. Schmid’sche Verlagsbuchhandlung, 1862. — Bd. II. — S. 607.
  5. Bloch H., Wentzcke P. . — Innsbruck: Wagner, 1908. — Bd. I. — S. 222—226.
  6. Sitzmann É. // Dictionnaire de biographie des hommes célèbres de l’Alsace. — Rixhaim: F. Sutter, 1909. — Т. I . — P. 727—728.
  7. Spach L. // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Bd. 5. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1877. — S. 637—638. (нем.)
  8. , p. 168—171.
  9. Sauser E. : [ 13 ноября 2007 ] // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon . — Bautz : Herzberg, 1999. — Bd. XVI. — Kol. 430—431. — ISBN 978-3-88309-079-5 .
  10. Duchesne L. . — Paris: Fontemoing et C ie , Éditeur, 1915. — P. 166 & 172.
  11. (фр.) . Prosopographie des personnages mentionnés dans les textes pour l’époque de Pépin le Bref et de son frère Carloman (741—768). Дата обращения: 16 мая 2019.
  12. Calmet A. . — Colmar: L. Lorber, 1882. — P. 30—34 & 242.
  13. (фр.) . Munster. Site officiel. Дата обращения: 16 мая 2019. 18 апреля 2019 года.
  14. , p. 94 & 169.
  15. // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores (in Folio) (SS). Tomus III. Annales, chronica et historiae aevi Saxonici. — Hannoverae: Impensis Bibliopolii Avlici Hahniani, 1839. — S. 153. 26 февраля 2019 года. (перевод на русский язык: . Восточная литература. Дата обращения: 16 мая 2019. 13 марта 2019 года. ).
  16. Wiegand W. // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Bd. 26. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1888. — S. 179. (нем.)
  17. Nonn U. : [ 20 сентября 2021 ] // Lexikon des Mittelalters. — Münich : LexMA-Verlag, 1997. — Bd. VIII. — Kol. 685. — ISBN 3-89659-908-9 .
  18. , p. 59—61.
  19. , p. 137—138.
  20. , p. 21.
  21. , p. 137—138 & 169.
  22. Gams P. B. . — Ratisbonæ: Typis et sumtibus Georgii Josephi Manz, 1873. — P. 315.
  23. // Monumenta Germaniae Historica . Scriptores (in Folio) (SS). Tomus XIII. Supplementa tomorum I—XII, pars I. — Hannoverae: Impensis Bibliopolii Hahniani, 1881. — S. 321—324. 16 мая 2019 года. (перевод на русский язык: . Восточная литература . Дата обращения: 16 мая 2019. 7 февраля 2019 года. )
  24. , p. 335.
  25. , p. 73 & 169.
  26. (фр.) . Église Catholique en Alsace. Diocèse de Strasbourg. Дата обращения: 16 мая 2019. 23 апреля 2019 года.
  27. , p. 59—61 & 79.
  28. Angenendt A. // Neue Deutsche Biographie. — Berlin: Duncker & Humblot, 2001. — Bd. 20. — S. 477—478. — ISBN 3-428-00201-6 . 2 июля 2016 года.
  29. Гизо Ф. История цивилизации во Франции. — М. : Издательский дом «Рубежи XXI», 2006. — Т. IV. — С. 156—158. — ISBN 5-347-00012-01.
  30. (фр.) . Prosopographie des personnages mentionnés dans les textes pour l’époque de Pépin le Bref et de son frère Carloman (741—768). Дата обращения: 16 мая 2019. 30 ноября 2021 года.
  31. , p. 77—78 & 170.
  32. Schwarzmaier H. // Zeitschrift für die Geschichte des Oberrheins. — Karlsruhe: Verlag G. Braun, 1971. — Bd. 119. — S. 1—31. 18 сентября 2018 года.
  33. Krieg H. Die Gründung des Klosters Ettenheimmünster und das sog. Heddo-Testament // Beiträge zur Geschichte des Klosters Ettenheimmünster: vom «Heddo-Testament» von 762 bis zur Säkularisation 1803 / Uttenweiler B. — Ettenheimmünster, 2013. — S. 61—75.
  34. (фр.) . Prosopographie des personnages mentionnés dans les textes pour l’époque de Pépin le Bref et de son frère Carloman (741—768). Дата обращения: 16 мая 2019. 21 октября 2021 года.
  35. Karl-Heinz Braun, Sabrina Merk. (нем.) . Klöster in Baden-Württemberg. Дата обращения: 16 мая 2019. 18 сентября 2018 года.
  36. , p. 121.
  37. : [ 30 ноября 2021 ] // Lexikon des Mittelalters. — Münich : LexMA-Verlag, 1997. — Bd. VIII. — Kol. 213. — ISBN 3-89659-908-9 .
  38. Lins J. // Catholic Encyclopedia . — New York: Robert Appleton Company, 1912. — Vol. XIV. — P. 313—315. 29 апреля 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Хеддо (епископ Страсбурга)