Interested Article - Негативная диалектика
- 2020-08-04
- 2
«Негативная диалектика» ( нем. Negative Dialektik ) — одна из главных теоретических работ немецкого философа Теодора Адорно .
Над текстом Адорно работал с 1959 по 1966 год . Центром книги послужили три лекции, прочитанные Адорно весной 1961 года в Коллеж де Франс в Париже. Первая часть книги сформировалась из первых двух лекций; основой второй части послужила третья лекция в переработанной и дополненной форме.
Содержание
В «Негативной диалектике» Адорно выступает с критикой гегелевской диалектики и оптимистической философии, которая «позитивное» считает нормальным итогом любого мышления. Гегель , как считает Адорно, не довел собственный замысел до конца, поддавшись желанию снять неудобные для мышления человека противоречия посредством синтеза . Гегелевское сведение к всеобщему с помощью разрешения конфликтных знаний и противоречий неизбежно приводит к утрате содержания особенного. По этой причине, негативная диалектика адресует к «несистемной мысли» , которая не нарушает независимости истинного значения от обобщающих и доступных логическому мышлению методов познания действительности. Адорно демонстрирует ложность , не способного добраться до сути вещей.
Цель критики Адорно — «взорвать» гегелевский идеализм , который объявляет всеобщее истинным и тем самым лишает особенное «права голоса» (права самовыражения). Адорно считает, что особенное само к всеобщему не двигается, но его приближает насилие . Негативное способно создать своего рода оболочку вокруг особенного, поэтому Адорно настаивает на том, что диалектика — это распад , а не синтез. Распад в смысле освобождение любого привативного, отрицательного от диктатуры со всех сторон. Таким образом, особенное сможет озвучить свой голос, но не с помощью мысли , так как она предает объективные свойства противоречий, а посредством построенного особым образом искусства .
Адорно стремился обновить философский процесс, известный как диалектика, освободив его от ранее признанных, приписанных ему, свойств и признаков, которые, по его мнению, были фиктивными. Диалектика Адорно отвергает положительный итог, настаивая на том, что реальность, сама по себе, противоречива , а разрешение противоречий есть способ сделать ее удобным и выносимым для нас. Это стремление к снятию, избавлению от противоречий есть не что иное, как проявление одного из основных свойств нашего мышления, которое тяготит к невозможности одновременно утверждать противоположное. Эта книга стремится освободить диалектику от достижения чего-то положительного посредством отрицания и от «отрицания отрицания» . «Негативная диалектика» за каждым тезисом выявляет антитезис , то есть отрицание, тем самым показывая противоречивость бытия и преодолевая наше естественное желание все упростить и свести к уютной, бесконфликтной картине мира. Поэтому такая диалектика и называется негативной.
Библиография
- Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. — М.: Наука , 1977. — 320 с.
- // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Теория познания и философия культуры. — М.: Наука , 1986. — 200 с.
Ссылки
- Доброхотов А. Л. (Доклад на конференции "Онтология негативности", 22-23 октября, ВШЭ)
- 2020-08-04
- 2