Interested Article - Симеон Даремский

Симеон Даремский ( англ. Simeon of Durham , норманд. Siméon de Durham , лат. Symeon Dunelmensis ; около 1060 — после 14 октября 1130 ) — средневековый английский хронист , монах- бенедиктинец из (англ.) , автор « Истории королей англов и данов » ( лат. Historia regum Anglorum et Danorum ) и ряда других работ по истории Англии XI — начала XII веков .

Биография

О Симеоне Даремском известно немного. В юности он, вероятно, обучался в качестве послушника в бенедиктинском монастыре в Ярроу , основанном в 1074 году епископом Уильямом Валшером и в 1083 году переведённым в Дарем епископом Вильгельмом де Сен-Кале , и в 1085 или 1086 году принял там постриг .

По другим данным, он родился в Нормандии , где и получил своё образование, в 1088—1091 годах сблизился с епископом Вильгельмом, находившимся там в изгнании, а затем вместе с ним вернулся в Дарем , где трудился в монастырском скриптории , активно занимаясь переписыванием церковных и исторических книг. В своих трудах он, в частности, сообщает о том, как монахи из Ярроу служили службы в Тайнмуте и в Даремском соборе при епископе Валшере, а также о своём присутствии при перенесении туда в 1104 году мощей Святого Кутберта Линдисфарнского .

Известно, что в 1126 году он служил регентом церковного хора в Дареме, засвидетельствовав видение местного 13-летнего подростка Орма . Палеографическое исследование его записей в «Книге регента Дарема», сделанных между 1090-м и 1128 годом, позволило установить его авторство в отношении ряда сочинений, включая исторические. Около 1129 года он завершил создание своей основной работы — «Истории королей англов и данов» ( лат. Historia regum Anglorum et Danorum ), вскоре после чего, вероятно, скончался в своей обители.

Известный антикварий эпохи Тюдоров Джон Бейл на основании хронологической ошибки считал, что Симеон был жив ещё в 1164 году, на основании чего историк первой половины XVII века Джон Селден отвергал его авторство в отношении трудов по истории Даремской церкви эпохи норманнского завоевания , приписывая их некому Тюрго, служившему в 1104 году настоятелем Даремского собора . Но в 1732 году утверждение это опровергнуто было Раддом, автором предисловия и комментариев к изданию их Томасом Бедфордом, установившим, что под 1138 годом в монастырских документах упоминается уже в качестве нового регента некий Вильгельм из прихода Св. Варвары .

Сочинения

Симеон Даремский считается продолжателем традиций нортумбрийской школы англосаксонской летописной литературы, опиравшейся на труды Беды Достопочтенного . Его «Historia regum Anglorum et Danorum» составлена в качестве продолжения знаменитой «Церковной истории народа англов» Беды (732). При описании событий в Англии со времени смерти Беды до 957 года Симеон, очевидно, использовал некую не дошедшую до нас нортумбрийскую хронику, автор которой опирался в ранней части на «Жизнь короля Альфреда» Ассера . Материалы, посвящённые периоду с середины IX века до 1121 года, практически полностью заимствованы им из работы Иоанна Вустерского . Лишь последняя часть книги, охватывающая 1121—1129 годы, является независимым источником, основанным на воспоминаниях и свидетельствах самого хрониста, хотя и здесь он, вероятно, частично пользовался «Новой историей» Эдмера из Кентербери . После смерти Симеона его работа была продолжена Ричардом и Иоанном , последовательными приорами (англ.) в Нортумбрии , которые довели летопись событий до 1154 года . Работа Симеона на протяжении всего Средневековья пользовалась широкой известностью, а сам автор ставился в один ряд с Бедой Достопочтенным.

Помимо «Истории королей англов и данов», перу Симеона Даремского принадлежит «История Даремской церкви» ( лат. Historia ecclesiae Dunelmensis ), написанная между 1104 и 1108 годами , излагающая церковную историю Северной Англии до 1096 года и имеющая два анонимных продолжения до 1154 года. Это произведение имеет большое значение как источник сведений о политической и социальной истории Северной Англии XI — начала XII веков, а также религиозной политике норманнских завоевателей в Нортумбрии. Так, по свидетельству Симеона, рыцари из окружения епископа Уильяма Валшера, приближенного и ставленника Вильгельма Завоевателя , отличавшегося благочестием, но не имевшим достаточной твёрдости и авторитета, нередко безнаказанно разоряли и убивали местных жителей- англосаксов , восстанавливая их против церкви. В результате чего, когда в 1079 году Северную Англию опустошили войска шотландского короля Малькольма III , епископу не удалось организовать им должного отпора.

Перу Симеона принадлежит, вероятно, и «Книжица о начале и преуспевании церкви Дарема» ( лат. Libellus de Exordio atque Procursu istius, hoc est Dunhelmensis, Ecclesie ), написанная около 1109 года и сохранившаяся, как минимум, в десяти рукописях XII—XV веков. Обнаруживая явные параллели с «Житиями аббатов» Беды, она содержит обоснование преемственности между монашеской общиной на острове Линдисфарн и общиной бенедиктинцев, водворенной в 1083 году в Дареме, и состоит их трёх книг. Первая посвящена возникновению христианской церкви в Нортумбрии и жизни Св. Кутберта , вторая содержит рассказ о его преемниках на епископской кафедре, изгнании монахов с острова викингами , скитаниях их вместе с мощами святого, секуляризацией «конгрегации Св. Кутберта» и пребывании её в 783—995 годах в (англ.) , в третьей сообщается о событиях от основания Даремской обители и перенесении туда в 995 году мощей Кутберта до смерти в 1096 году епископа Вильгельма . Основными источниками для книги послужили: «Церковная история» и прозаическое «Житие св. Кутберта» Беды, письмо о смерти последнего, одна из версий «Англосаксонской хроники» , местные даремские анналы и списки монахов, а также устные предания.

Также Симеон признаётся автором «Анналов Линдисфарна и Дарема» и «Письма об архиепископах Йорка» ( лат. Epistola ad Hugonem de archiepiscopis Eboraci ), написанного в 1130 или 1132 году . Этот небольшой трактат, в основу которого, помимо анналов и сочинений Беды, легло «Житие Св. Вилфрида», послужил образцом для истории церкви Гексема, написанной около 1155 года её вышеназванным приором Ричардом . Джон Бейл приписывал Симеону авторство книги «Об осаде Дарема и доблести графа Ухтреда » ( лат. De Obsessione Dunelmi et de probitate Uchtredi Comitis ), а также последней части «Чудес и переводов Св. Кутберта» ( лат. De Miraculis et Translationibus Cuthberti ) .

«История королей англов и данов» и другие труды Симеона Даремского впервые напечатаны были в 1652 году историком (англ.) в сборнике средневековых хроник «Десять писателей истории Англии» ( лат. Historiae Anglicanae Scriptores Decem ), а в 1732 году переизданы вышеназванным Бедфордом . Комментированный английский перевод его исторических сочинений был выпущен в 1855 году в Лондоне историком-архивистом (англ.) во второй части третьего тома «Собрания церковных историков Англии», а в 1868 году все они, кроме «Истории Даремской церкви», подготовлены были к изданию для (англ.) (англ.) под заглавием «Труды Симеона Даремского» ( англ. Simeon of Durham's Works ). Первая часть «Истории королей» выпущена была в «Monumenta Historica Britannica», а полное научное издание её в двух томах выпущено было в 1882 и 1885 годах в академической « Rolls Series » под редакцией филолога (англ.) , и в 2012 году переиздано было в Кембридже .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119396513 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Symeon of Durham // (англ.) — 2010.
  3. от 28 июля 2021 на Wayback Machine // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  4. Burton E. H. от 1 августа 2021 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 13. — New York, 1913.
  5. от 31 июля 2021 на Wayback Machine — Консорциум европейских научных библиотек.
  6. Kingsford C. L. от 31 октября 2020 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography. — Vol. 52. — London, 1897. — p. 254.
  7. Мереминский С. Г. Формирование традиции. Английское историописание второй половины XI — первой половины XII веков. — М., 2016. — С. 88.
  8. от 11 мая 2021 на Wayback Machine // Encyclopaedia Britannica online.
  9. . — Vol. I. — Cambridge University Press, 1907. — p. 161.
  10. Мереминский С. Г. Формирование традиции. Английское историописание… — С. 87.
  11. Мереминский С. Г. Формирование традиции. Английское историописание… — С. 89.
  12. Kingsford C. L. от 31 октября 2020 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography. — p. 255.
  13. . Compiled by Steven H Silver.

Издания

  • Памятники истории Англии / Пер. и комм. Д. М. Петрушевского . — М.: Соцэкгиз, 1936.
  • Симеон Даремский. Письмо об архиепископах Йорка / Пер. с лат. С. Г. Мереминского // Средние века. — Вып. 66. — М. , 2005.
  • The historical works of Simeon of Durham // The Church Historians of England. Translated from the original Latin, with a prefaces and notes by Joseph Stevenson. — Volume III. — Part 2. — London: Seeleys, 1855. — pp. 423–791.
  • Symeonis Dunelmensis Opera et Collectanea. Edited by Hodgson Hinde. — Volumes I—II. — Durham: Surtees Society, 1868.
  • Symeonis Monachi Opera Omnia. Edited by Thomas Arnold. — Volumes I—II. — London, 1882—1885.

Литература

  • Мереминский С. Г. Наследники Беды: «Письмо об архиепископах Йорка» Симеона Даремского в контексте исторической культуры Северной Англии в 1-й пол. XII века // Средние века. — Вып. 66. — М. , 2005.
  • Мереминский С. Г. Формирование традиции. Английское историописание второй половины XI — первой половины XII веков. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке; Ун-т Дмитрия Пожарского, 2016. — 496 с. — (История: исследования). — ISBN 978-5-91244-047-2 .
  • Kingsford Charles Lethbridge. // Dictionary of National Biography, 1885—1900. — Volume 52. — London: Elder Smith & Co., 1897. — pp. 254–255. (англ.)
  • . Edited by A. W. Ward. — Volume I. — Cambridge University Press, 1907. — xvi, 504 p. (англ.)
  • Burton Edwin Hubert. // Catholic Encyclopedia . — Volume 13. — New York: Robert Appleton Company, 1913. (англ.)
  • The Blackwell Encyclopedia of Anglo-Saxon England. — Oxford: Blackwell, 1999. — ISBN 0-631-22492-0 . (англ.)

Ссылки

  • . Восточная литература . Дата обращения: 10 мая 2011.
  • (лондонское издание исторических трудов 1855 г.)
  • (2-й том лондонского издания 1885 г.)
Источник —

Same as Симеон Даремский