Interested Article - История го

История игры го насчитывает, по разным источникам, от двух с половиной до четырёх тысяч лет. Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры. Игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад. В VII веке го попало в Японию , где, начиная с XV века, пережило сильнейший подъём. В XX веке го, ранее культивировавшееся лишь в Азии, стало известно и постепенно распространилось в Европе и Америке . К настоящему времени большинство европейских стран, в том числе и Россия , имеют собственные федерации го, хотя количество игроков и уровень игры на Западе пока не достигли показателей Кореи , Японии и Китая .

Легендарный период

В точности неизвестно, где именно появилась игра го и как она первоначально выглядела. Китайские легенды приписывают ей возраст более четырёх тысяч лет. Согласно этим легендам, игра го, в Китае называемая вэйци (圍棋), была изобретена на заре китайской истории. Автором изобретения называют легендарного императора Яо (около 2100 до н. э.), либо его первого министра Чуна, либо 皋 (около 1750 до н. э.) полумифической династии Ся . Во всех вариантах легенды говорится, что игра была придумана для непутёвого сына императора (в случае Яо называется 丹朱), дабы развить его ум и способность к концентрации внимания. Эти легенды упоминаются в летописях династии Хань ( 206 до н. э. 220 годы).

Впрочем, многие исследователи склоняются к тому, что историки периода Хань намеренно включили в летописи сведения о древности вэйци, чтобы придать игре больший вес, поскольку, согласно китайской традиции, всё, относящееся к древнейшим династиям, является более ценным и совершенным.

Существуют различные предположения о первоначальной форме игры и её назначении. Есть версия, что сначала го была азартной игрой , в которой пользовались игральными костями (см. ). По другим предположениям, доска для го представляла собой модель неба . Многие исследователи связывают го с гадальными практиками древних китайцев, находя в ней символы, связывающие го с астрологией и предсказаниями . Есть версии, что доску для го одно время использовали в качестве календаря . В большинстве своём они происходят из одного источника — книги «Классическое го», опубликованной между 1049 и 1054 годами н. э., в которой автор уподобляет части доски го различным частям календаря: пункты — дням , углы — сезонам , крайние пункты — неделям (пятидневным).

Место возникновения го также в точности неизвестно. Есть версия, что родиной го является не Китай , а Индия , откуда игра попала в Китай и Корею ; впрочем, достоверных документальных подтверждений у неё нет.

Первые достоверные сведения

Кано Эйтоку. Китайские игроки в го времён династии Мин (рисунок XVI века)

Первые правдоподобные ссылки на го в письменных источниках датируются 91 годом до н. э. и 434 годом до н. э. , в этих документах описываются события, соответственно, 681 года до н. э. и 547 года до н. э. Первые доски и камни для го, обнаруженные в местах захоронений, датируются эпохой Хань . Самая древняя из известных археологам досок, использовавшихся для игры, датирована III веком .

Первая считающаяся полностью достоверной запись партии относится к 196 году — это партия между принцем Сунь Цэ и его генералом . Партия игралась, судя по записи, по тем же правилам, что используются сейчас (за исключением коми ), в тактическом плане игра не отличалась от тех, что играются в настоящее время. В руководстве по го, изданном в XII веке , приведено множество диаграмм реальных партий, сыгранных в эпоху династии Тан (618—907). В этой же работе приведены задачи, ничем принципиально не отличающиеся от тех, что можно встретить сейчас в учебниках го для любителей.

Основываясь на документах и данных археологии, большинство исследователей считает, что игра появилась в эпоху Чжоу , то есть в интервале между XI и V веками до н. э. В эпоху Хань она была уже достаточно распространена, причём в начале первого тысячелетия нашей эры правила го были устоявшимися и почти точно соответствовали современным.

Вэйци в Китае

С момента своего появления го в Китае входило в число «четырёх добродетелей» — умений, необходимых для всякого достойного человека, — наряду с игрой на лютне , каллиграфией и живописью . В го играли знатные люди , военачальники, мудрецы, но жила игра и в простом народе. Играли в го и при дворе, сильнейшие игроки были известны лично императору . Для знатных особ мастера изготавливали очень дорогой, уникальный инвентарь — камни из драгоценных камней , чаши из дорогих пород дерева .

Игра достаточно активно развивалась примерно до XVIII века : разрабатывалась теория, выходили книги. Некоторые древние издания, например «Гуаньцзы Пу», составленный мастером (ок. 1586 1662 ) и содержащий более 1400 задач, сохранили свою актуальность до сих пор. Однако, в отличие от Японии , где игра го как спорт была особо почитаемым занятием и пользовалась государственной поддержкой, в Китае она так и осталась, по сути, салонным времяпрепровождением и уделом отдельных интеллектуалов. Хотя старейшие из используемых до сих пор сборников задач и учебников го имеют китайское происхождение, в целом уровень китайского го в последние два века стал весьма заметно отставать от японского. Сыграли свою роль и политические события, прежде всего, Опиумные войны , приведшие к подчинению Китая западным странам, упадку национальной культуры и масштабной депопуляции. К началу XX века китайские сильнейшие игроки играли с японскими мастерами на форе и ездили учиться в Японию. Те из них, кто желал поднять свой уровень до действительно мастерского или проявлял особые способности к го, как правило, просто уезжали жить в Японию. Так, один из известнейших японских мастеров XX века — Го Сэйгэн (исходный вариант прочтения имени — У Цинъюань), — китаец, с детства проявивший талант в го и переехавший в Японию. Есть и другие примеры.

Некоторое оживление в развитии китайского го наступило после прихода к власти коммунистов в 1949 году . Высшие руководители коммунистического Китая рассматривали развитие го как один из способов повышения престижа страны, некоторые высокопоставленные китайские чиновники сами были любителями го, поэтому, в отличие от азартных игр, го стало пользоваться государственной поддержкой. Появилась национальная команда Китая, стали регулярно проводиться соревнования, выделилось некоторое количество довольно сильных мастеров. Тем не менее, преодолеть разрыв в мастерстве между Китаем и Японией не удавалось. Разница между сильнейшими игроками Китая и японскими мастерами 9-го дана составляла около двух камней форы. Амбициозная задача, поставленная перед молодыми игроками в начале 1960-х годов — добиться победы над лучшими японскими мастерами за 10 лет, — так и не была выполнена. В окончательный же упадок китайское го пришло во времена Культурной революции . Игра была причислена к пережиткам прошлого, соревнования перестали проводиться вовсе, игрокам пришлось искать себе другое занятие. Лучшие мастера пекинской команды были отправлены рабочими на завод. Лишь в 1970 -х годах, с изменением политического курса, ситуация начала меняться. Снова появилась поддержка игры государством, была воссоздана команда го, возобновились внутренние и международные соревнования. К этому времени выросло новое поколение китайских игроков, которое смогло составить конкуренцию японцам. Первым из них был Не Вэйпин , который в 1976 году сумел на равных победить подряд четырёх японских мастеров 9-го дана.

В последние два десятилетия Китай совершил сильнейший рывок в уровне игры. Если в 1970-х годах на международной арене выделялось лишь несколько наиболее сильных китайских игроков, то теперь в Китае государственная поддержка и огромная общественная база го позволяет отбирать и тренировать сильнейших профессионалов. С 1980 -х годов китайские игроки стали регулярно выигрывать международные соревнования. К 1996 году в Японии были отменены некоторые международные соревнования, в которых стали стабильно побеждать китайцы. В настоящее время в Китае имеется более 300 профессиональных игроков. Высшим достижением китайских игроков стал выигрыш кубка Инга , который завоевал в 2004 году китайский профессионал Чан Хао.

Го в Японии

Появление

Документально дата появления го в Японии не установлена. Китайские хроники говорят о том, что игра была популярна у японской знати с начала VII века . Наиболее вероятно, что игру принесли в Японию из Кореи эмигрировавшие от политического хаоса учёные , чиновники и артисты . Японцы дали игре новое название «и-го», но никаких изменений в механизм игры и правила не вносили. Более того, в Японии оказались «законсервированы» и сохранились до нашего времени некоторые элементы китайских правил, от которых сами китайцы впоследствии отказались. Например, метод подсчёта результата партии по территории и пленным камням, заимствованный Японией, позже в Китае был заменён на подсчёт по территории и своим камням, выставленным на доску.

В самой Японии существует легенда , согласно которой го привёз из Китая Киби-но Макиби , оставшийся в истории как «Великий Министр Киби». По заданию дочери императора Сёму , позже ставшей императрицей Кокэн , он прожил 18 лет в Китае. По возвращении Киби якобы привёз с собой наиболее впечатляющие творения китайской культуры , в числе которых было и го. Как считают современные исследователи, игра го была известна в Японии и до Киби, а его заслуга состоит в том, что он поднял статус этой игры, представив её как занятие, достойное императора и его приближённых. Тем не менее, долгое время го в Японии, как и в Китае, была не более чем лёгким развлечением , наравне с прочими забавами придворных, такими как музицирование.

Примерно около века го находилось под официальным запретом для всех, кроме высшей аристократии , поскольку считалось вредным, разлагающим умы занятием, подобно употреблению вина или игре в кости . Монахи-буддисты, невзирая на запрет, играли в го, используя игру как один из видов духовной практики. Лишь в 701 году официальным императорским указом игра го была признана неазартной. Го завоевало симпатии всех сословий, вплоть до крестьян . Существовали сословные ограничения на инвентарь: если аристократам позволялось играть на досках из ценных пород дерева , камнями, выточенными из драгоценных камней, то простолюдинам приходилось ограничиваться дешёвыми досками грубой работы и обычной галькой .

Ещё долго го оставалось сначала запретным, а позже — неодобряемым для самураев . Даже в начале XVI века (Соун) в «Двадцати одном правиле», определяющем основные принципы жизни воина, в частности, писал: «Плохих друзей, кого следует избегать, ищи среди тех, кто играет в го , шахматы и на сякухати . Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать об этих развлечениях. Заниматься ими — значит без пользы терять своё время». Несмотря на подобные рекомендации, самураи охотно проводили время за го и сёги. В XIV веке в своём поучении для самураев «Тикубасё» писал, что самурай должен, помимо боевого искусства, обладать умениями, которые считаются приличными в его кругу: владеть каллиграфией, уметь играть на музыкальных инструментах, быть сведущим в поэзии . Всё это нужно для того, чтобы присоединиться к коллективному времяпровождению и не оказаться хуже других. Далее Сиба пишет: «Не знать же, как играть в такие игры для весёлого времяпрепровождения, как го, сёги или , и вовсе постыдно». Это показывает, что указанные игры были чрезвычайно распространены и самурай, не владеющий ими, воспринимался обществом как в какой-то мере неполноценный. Именно увлечение го среди японских военачальников стало причиной последующего расцвета японского го.

XVI — начало XIX века

Утагава Кинуёси, Япония, XVIII в. Китайский генерал Гуан Ю играет в го, чтобы отвлечься от боли в обрабатываемой врачом ране

Расцвет го в Японии пришёлся на XVII—XIX века, во многом это связано с тем, что наиболее известные военачальники и правители XVI века — Ода Нобунага , Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу , — серьёзно увлекались го, полагая игру не только времяпровождением, но и прекрасной тренировкой, помогающей правильно управлять войсками. Они держали учителей го, как для себя, так и для своих воинов. Когда в 1584 году Хидэёси стал регентом Японии, его увлечение дало толчок развитию го в стране. В 1588 году был проведён большой турнир, победитель которого, Никкай (наставник Ода Нобунага) был объявлен сильнейшим игроком Японии.

В начале XVII века , когда к власти пришёл Токугава Иэясу, были основаны четыре дома , или семьи го — Хонъимбо, Иноуэ, Ясуи и Хаяси. Фактически это были школы го, активно занимавшиеся развитием теории игры, а также выявлением и обучением способных игроков. Дома пользовались покровительством и финансовой поддержкой сёгуна. Достаточно заметить, что Никкаю, основателю школы Хонъимбо (он стал Хонъимбо I Санса) для школы было выделено 13 гектаров земли — огромная площадь для малоземельной Японии, и жалованье в 200 коку (30  т) риса ежегодно.

В 1603 году появилась придворная должность Годокоро — высшее официальное лицо в японском го, одновременно — учитель сёгуна . Им мог стать только лучший игрок. Появившийся именно тогда титул Мэйдзин был официальным титулом Годокоро. Он отвечал за все официальные церемонии, как-либо связанные с го, присуждал титулы, распределял государственные стипендии между го-семьями, кроме того, ведал всеми организационными моментами игры го при дворе. За весь период с XVII по первую половину XX века титула Мэйдзин было удостоено лишь десять игроков. Государственная поддержка привела к сильному росту уровня японского го в последующие 250 лет. Уровень японских игроков был много выше, чем игроков Китая и Кореи, где играть в го продолжали, но такой мощной поддержкой игра не пользовалась. Квалифицированный игрок имел доход, позволявший ему спокойно играть, растить учеников, не заботясь о средствах на жизнь.

Японцы внесли свой вклад и в развитие инвентаря го. Если искусство мастеров Китая, главным образом, проявлялось в изготовлении камней и чаш, то японцы научились изготавливать великолепные гобаны из дорогой древесины кайя (kaya, лат. torrea nucifera, торрея орехоносная ). Гобаны из кая имеют жёлто-золотистый цвет, гармонирующий с чёрными и белыми камнями. Звук постановки камня на такой гобан получается очень характерным, чётким, чистым, «музыкальным», и составляет немаловажную часть эстетики игры в го. Линии на гобанах перед окрашиванием прочерчивались катаной . Беря определённую часть ствола дерева и делая срез определённым образом, мастера добивались эстетичного, но не бросающегося в глаза рисунка древесных волокон на поверхности гобана. Кая отлично полируется и обладает хорошей стойкостью, изделия из неё очень долговечны. Более бедная, чем Китай, природными материалами Япония породила также свой стандарт на камни — чёрные камни вытачивались из базальта , белые — из раковин моллюска хамагури. Чаши делались из дерева или из базальта. Сами камни тоже изменились — если в Китае они были конусовидными, то в Японии приняли современную — чечевицеобразную — форму (впрочем, в Китае до сих пор в ходу камни, у которых одна сторона выпуклая, а другая — плоская).

Реставрация Мэйдзи — наше время

После 1868 года для го в Японии настали плохие времена. Реставрация Мэйдзи сопровождалась массированным, не всегда критичным заимствованием научных , технических , военных и культурных достижений западных стран . Го было, наряду со многими другими японскими традициями, объявлено «пережитком ушедшей феодальной эпохи ». Государственное финансирование го-домов прекратилось, организации разваливались, игроки впадали в нищету.

Но популярность го в народе не падала, среди игроков нашлись и такие, кто не смирился с упадком и начал собирать вокруг себя единомышленников. В 1879 году 18-й Хонъимбо создал клуб — видимо, первую из профессиональных го-организаций этой эпохи. С 1880 -х годов ведущие газеты Токио начали спонсировать турниры. Одной из первых это сделала газета « Ёмиури Симбун », по сей день остающаяся одним из крупнейших спонсоров го в Японии. Турниры стали источником дохода для профессионалов и позволили сохранить уровень игры. В газетах появились колонки го (к 1910 они были уже более чем в десятке газет), постепенно увеличивались гонорары игроков. В 1924 году на базе нескольких организаций го-профессионалов была основана японская федерация го — Нихон Киин . Её появление можно считать моментом начала кардинальных преобразований в японском го. Были приняты общие правила проведения турниров, введено в практику коми , установлены правила присвоения данов. Появился контроль времени при игре. Это же время ознаменовалось появлением нового поколения молодых, талантливых игроков, в числе которых первыми обычно называют Го Сэйгэна и Китани Минору . Они ввели в употребление «новые фусэки » — начала партии, в которых первые ходы делаются не в комоку , как было принято в японском го на протяжении нескольких веков, а в другие угловые пункты: хоси , сан-сан , мокухадзуси . Новые фусэки существенно обогатили игру.

Во время Второй мировой войны го в Японии пережило спад — множество игроков было призвано в армию, многие погибли, газеты перестали печатать колонки го, экономя бумагу. Тем не менее, наиболее важные турниры и матчи за титулы проводились, нередко в условиях, которые можно без преувеличения назвать боевыми. Так, время второй партии матча за титул Хонъимбо между и Хасимото Утаро , проходившей в пригороде Хиросимы , на город была сброшена ядерная бомба . Эта партия вошла в историю го как « Партия атомной бомбы ».

По окончании войны Нихон Киин возобновила свою деятельность, и развитие го продолжилось. Определённый разлад в го-движение Японии 1950-х годов внёс раскол федерации го — в 1950 году отделение Нихон Киин в Осаке стало самостоятельной федерацией го — Кансай Киин . Впрочем, после некоторого периода конфронтации деятельность двух федераций фактически разделилась по географическому принципу — Кансай Киин работает, в основном, в западной части страны, Нихон Киин — в восточной.

Постепенно были возрождены высшие титулы игроков, появились также и новые, ранее не существовавшие. Спонсорами розыгрыша титулов выступали различные периодические издания. Регламент присвоения титулов стал существенно более строгим. Если раньше держатель высокого титула мог долгое время оставаться при нём, избегая встреч с сильными противниками и используя своё привилегированное положение, то теперь он оказался обязан защищать титул периодически, в соответствии с установленным порядком розыгрыша. В течение определённого времени (оно может достигать двух лет) проводится отборочный турнир, определяющий одного или двух претендентов. Если претендент один, он играет с держателем титула матч из нескольких партий, победитель которого и получает титул. Если претендентов два, то матч за титул проводится между ними (для таких титулов держатель, если он хочет носить титул дальше, должен принять участие в турнире претендентов и на общих основаниях вновь завоевать его). Для некоторых титулов существуют так называемые лиги — некоторое небольшое, в пределах десятка, количество игроков, борющихся между собой за право матча за титул. Ежегодно проводятся турниры на вхождение в лигу и турнир лиги. Победители первых входят в лигу, заменяя тех её игроков, которые показали наиболее низкие результаты в турнире лиги. Турнир лиги определяет также претендента на титул. Таким образом, чтобы встретиться с держателем титула, игроку нужно сначала победить в одном из отборочных турниров и войти в лигу, а затем победить в турнире лиги.

В 1996 космонавт NASA Даниель Барри и космонавт JAXA Коити Ваката стали первыми людьми сыгравшими партию в го в космосе.

Проникновение го на Запад

Активные контакты Японии с западными странами во второй половине XIX века привели не только к упадку го в Японии, но и к выходу этой игры за пределы своих традиционных географических границ. Го попало в Западную Европу и Америку , и начало развиваться там. В 1908 году в Европе вышел первый учебник го. Его автором был немецкий инженер Коршельт, учившийся го в Японии, где он прожил много лет.

Азиатские иммигранты — работники на ферме в Айдахо в 1940, играют в го.

Одним из известных европейских поклонников го начала XX века был Эмануил Ласкер , чемпион мира по шахматам . Вместе со своим однофамильцем, Эдвардом Ласкером , международным шахматным мастером, он создал первый в Европе го-клуб. В 1930 -е годы Ласкеры покинули Германию, в конце концов оказавшись в США. Там они не оставили своё увлечение. Эдварда Ласкера считают «отцом американского го». Помимо общественной деятельности по популяризации игры, он написал книгу «Го и го-моку». Одним из факторов популяризации го в Америке стал поток иммигрантов из стран Восточной Азии, особенно увеличившийся в конце 1930-х годов.

Го-организации Европы и Америки никогда не были столь многочисленными, как в Японии, Корее и Китае, тем не менее, они развивались и укрупнялись. В 1950 -х годах развитие го в Европе было довольно бурным — были созданы национальные федерации го в Англии , ФРГ , Австрии и Голландии , а в 1956 году появилась и Европейская федерация го , которая сейчас объединяет федерации более двух десятков стран. С 1957 года ежегодно проводятся чемпионаты Европы, первый из которых прошёл в ФРГ.

К настоящему времени в Западной Европе общее количество игроков в го, по некоторым оценкам , превышает 100,000, в США и Канаде — 127,000. В большинстве стран есть свои национальные федерации го, проводятся регулярные соревнования, присваиваются квалификационные ранги. Правда, все высшие мировые титулы го до сих пор прочно удерживают корейские и китайские игроки.

Если раньше развитие го в Европе и Азии шло почти независимо (европейцы, явно отставая от ведущих го-стран, лишь заимствовали их теоретические достижения), то сейчас го-движение проявляет всё большие тенденции к объединению. С 1979 года проводятся личные чемпионаты мира среди любителей, а в 1982 году образована Международная федерация го . Европейские игроки, сначала бывшие явными аутсайдерами на турнирах с участием корейцев, китайцев и японцев, в последнее время всё выше поднимаются в турнирных таблицах.

В 1968 году была написана первая компьютерная программа для игры в го .

В 2016 году один из лучших игроков в го проиграл матч компьютерной программе.

Го в Корее

Резкое возрастание интереса к го в Корее некоторые особенно впечатлительные комментаторы называли «безумием» — при вдвое меньшем, чем в Японии, населении, в Корее значительно больше активных игроков. На вершине мирового рейтинга го уже более десяти лет присутствуют практически исключительно корейские игроки. Начиная с 1988 года корейцы выиграли 41 из 54 разыгранных международных кубков (из оставшихся 13 10 выиграны японцами, 3 — китайцами). Кубок Инга — крупнейший международный профессиональный турнир, проводимый раз в четыре года под эгидой фонда Инга , четыре из пяти раз выигрывали корейские профессионалы.

Го в СССР и России

В России го появилось одновременно с другими государствами Европы, завезённое из Японии в конце XIX — начале XX века. Но ни массовым увлечением, ни спортивной дисциплиной го долгое время не являлось. Время от времени выходили журнальные публикации, было некоторое количество любителей, но и только.

Моментом действительного начала развития го в СССР считают 1965 год . В этом году в Ленинграде , в ДК имени Ленсовета появилась секция го под руководством и был проведён первый турнир. В последующие 10 лет секция развивалась, двое её членов — и , — получили официально 5-й любительский дан в Кансай Киин . В 1975 году они же опубликовали в журнале « Наука и жизнь » (№ 8-12 за 1975, № 1-8 за 1976) серию статей об игре и провели конкурс решения задач. Публикации в столь массовом журнале привели к появлению любителей го по всей стране. Более чем в пятидесяти городах появились достаточно крупные любительские объединения, начали регулярно проводиться соревнования. В 1977 году проведён многоэтапный турнир на звание сильнейшего игрока го страны (сокращённо «СИГО»), ставший первым неофициальным чемпионатом СССР. В нём победил Валерий Асташкин. В этом же году он занял 6-е место на чемпионате Европы. Розыгрыш титула СИГО проводился ещё дважды, по обычной для японских турниров схеме — победитель турнира претендентов играл матч с держателем титула. Оба раза Валерий Асташкин удерживал титул.

До конца 1970 -х годов энтузиасты го в СССР добивались официального признания игры, наравне с шахматами и шашками , но этой цели так и не достигли. К 1980 году волна первоначального энтузиазма схлынула, го-движение в СССР пошло на спад. Лишь в 1984 году была создана Всероссийская секция го при Комитете по физкультуре и спорту РСФСР. Начали проводиться официальные турниры, а в 1985 проведены Кубок России и Чемпионат России. В 1989 году , наконец, появилась Федерация го СССР, первым её президентом стал Валерий Асташкин. С этого момента го стало признанным видом спорта. В 1990 году состоялся первый (и единственный) чемпионат СССР.

В настоящее время в России Российская федерация го (бадук) , ставшая правопреемником Федерации го СССР, является главной официальной го-организацией, ведающей развитием игры го как спорта. Проводятся регулярные турниры.

Эволюция правил игры

Нынешние правила го, в основном, сложились уже к первой половине первого тысячелетия нашей эры. Хотя отдельные изменения вносились и вносятся вплоть до последних лет, все они не влияют на тактику игры, а лишь позволяют лучше определить некоторые наиболее сложные моменты. Лишь в древности игра заметно отличалась от нынешней. Тибетское го сохранило, как считают некоторые исследователи, черты ранних форм игры го, многие из которых впоследствии были исключены из развивавшейся игры.

  • Наиболее старые из известных по археологическим находкам и картинкам в книгах игровых досок имеют размер не 19х19, а 17х17 линий.
  • Порядок расстановки форовых камней , который в японских и китайских правилах различается, некоторые исследователи связывают с более давним правилом, согласно которому несколько камней обоих цветов перед партией выставлялись на доску обоими игроками. Впоследствии это правило было отменено, начинать равную партию стали с пустой доски, но порядок расстановки начальных камней сохранился в правилах расположения камней форовых.
  • Метод подсчёта результата партии по территории и захваченным камням, сохранившийся в японских правилах, был заимствован из Китая в VI VII веке . В самом Китае его через некоторое время сменил используемый там сейчас метод подсчёта по территории и живым камням. Такой метод оказывается более удобен в тех случаях, когда игроки по завершении игры не согласны о статусе какой-либо группы. Для определения статуса можно просто доиграть в этом месте до разрешения противоречия. В японских правилах это удаётся не всегда, так как при доигрывании игрокам может потребоваться ходить в свою территорию, что может изменить соотношение очков.
  • В конце XVI века Тоётоми Хидэёси установил правило, согласно которому против сильнейшего игрока играют чёрными, а если разница в силе велика — с форой . Чуть позже там же сложилась рейтинговая система, в основу которой была положена разница в один форовый камень.
  • В начале XX века Нихон Киин ввела коми (сначала 2,5-3, затем — 4,5 очка) и обязательный контроль времени во всех официальных турнирах.
  • В 1955 году величина коми увеличена до 5,5 очков.
  • После 1960 года появилось несколько новых (иногда называемых «рациональными») сводов правил го, в частности, правила AGA , правила Инга , упрощённые правила Инга , Правила Тромпа — Тейлора . Все они в основных положениях идентичны традиционным правилам го и основаны на китайской системе подсчёта очков. Отличие состоит в том, что в новых правилах упрощён и формализован порядок оценки некоторых нетривиальных ситуаций в партиях, что позволяет при возникновении споров не апеллировать к арбитру, а решать вопрос согласно правилам. Новые правила всё шире применяются в мире, главным образом, в Европе и Америке и в международных профессиональных турнирах.
  • В 2003 году в Японии, несколькими годами раньше — в Китае и Корее коми увеличено до 6,5 — 7,5 очков.

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. . Дата обращения: 15 февраля 2007. 1 февраля 2008 года.
  3. Сиба Ёсимаса. Тикубасё
  4. 18 июля 2008 года. (недоступная ссылка с 13-05-2013 [3871 день] — )
  5. . Дата обращения: 28 сентября 2021. 18 ноября 2021 года.

Ссылки

  • - антропологическое исследование в нескольких статьях.
  • Япония эпохи Эдо.
Источник —

Same as История го