Концертная программа
- 1 year ago
- 0
- 0
Трекер ( англ. tracker ) — общий термин для класса программных музыкальных семплеров / секвенсоров , которые в их простейшем виде позволяют пользователю расставлять звуковые семплы последовательно во времени на нескольких монофонических каналах. Интерфейс трекеров в основном числовой. Ноты вводятся с клавиатуры , в то время как параметры, эффекты и прочее вводятся в виде латинских букв и чисел (обычно в шестнадцатеричном виде). Завершённая музыкальная композиция состоит из нескольких небольших многоканальных фрагментов — паттернов , порядок воспроизведения которых определяется главным списком — так называемым ордер-листом.
Общими элементами для всех трекеров являются семплы, ноты, эффекты, каналы (треки), паттерны и их порядок.
Семпл — небольшой фрагмент оцифрованного инструмента, голоса или другого звукового эффекта. Большинство трекеров позволяют закольцовывать часть семпла, имитируя ноты протяжённого звучания.
Нота определяет частоту , на которой воспроизводится семпл. Увеличением или уменьшением скорости воспроизведения оцифрованного семпла поднимается или опускается высота ноты (питч), имитируя инструментальные ноты (например, C, C#, D и т. д.)
Эффект — специальная функция, применяемая к определённым нотам. Общими для всех трекеров являются такие эффекты как изменение громкости, глиссандо , портаменто , вибрато , , арпеджио и панорамирование .
Канал (или трек) — пространство, в котором одновременно может воспроизводиться только 1 семпл. Трекеры для классической Amiga предоставляли возможность создавать 4-х канальные 8-14 битные стереокомпозиции на 4 канала (в то время как на IBM PC господствовал 1-битный монофонический спикер и только появилась карта FM-синтеза AdLib ). Современные трекеры могут микшировать неограниченное количество виртуальных каналов в одном звуковом потоке благодаря программному микшированию. Каналы имеют фиксированное количество строк, на которых могут быть размещены ноты и эффекты (большинство трекеров выстраивают треки вертикально). Обычно канал содержит 64 строки, что составляет 4 такта размера 4/4 (или 16 beats, то есть 16 четвертей).
Паттерн — группа одновременно воспроизводимых каналов, представляющая полноценную часть музыкальной композиции.
Порядок — последовательность воспроизведения паттернов, определяющая структуру музыкальной композиции. Внутри последовательности паттерны могут повторяться, таким образом возможно относительно быстрое создание общей структуры произведения.
Существуют также трекеры, использующие вместо семплов синтез звуков в реальном времени . Многие из этих программ предназначены для создания музыки при помощи микросхем звукогенераторов , таких как микросхема OPL в звуковых картах Adlib и SoundBlaster , или звуковых микросхем классических бытовых компьютеров . Большинство современных трекеров могут использовать в качестве источников звуков VST-инструменты (VSTi) .
Трекерная музыка обычно сохраняется в файлах, называемых « модулями », где информация о структуре композиции и семплы содержатся внутри одного и того же файла. Воспроизведение большинства «классических» форматов трекерных модулей поддерживается такими популярными музыкальными плеерами, как Winamp , XMMS , foobar2000 , а также ModPlug Player (используется в XMMS в виде библиотеки), отдельно приспособленным для проигрывания модулей основной части когда-либо существовавших форматов и их вариаций. Наиболее распространёнными форматами модулей являются: MOD, S3M, XM и IT.
Термин «трекер» происходит от названия первой трекерной программы Ultimate Soundtracker . Ultimate Soundtracker был разработан Карстеном Обарски (Karsten Obarski) и выпущен в 1987 году компанией Electronic Arts для компьютера Commodore Amiga . Ultimate Soundtracker был коммерческим продуктом, но немногие из последующих клонов, такие как NoiseTracker, были на него похожи. Основная концепция пошагового упорядочивания семплов с помощью цифр, как это делается в трекерах, применялась в Fairlight CMI , рабочей станции для записи семплов в конце 1970-х. Некоторые ранние музыкальные редакторы с интерфейсом, подобным трекерам, были выпущены для Commodore 64 , например Rock Monitor, но они не имели возможности воспроизводить семплы вместо нот на встроенном в компьютере синтезаторе (некоторые версии позволяли использовать 4-битные семплы, программируя контроллер звука Commodore 64 нестандартным образом).
Появление трекерных секвенсеров произвело революцию в компьютерной музыке: использование этих программ на дешёвых домашних компьютерах (вместо дорогих профессиональных сэмплеров ) сделало написание музыки доступным практически любому подростку.
Первой компьютерной игрой использовавшей трекерную музыку была (1987 год), клон Арканоида для Amiga. Музыка сочинённая Карстеном Обарски, обычно считается первым когда-либо созданным трекерным модулем, она хорошо известна поклонникам старой школы в компьютерной музыке.
Большинство ранних музыкантов-трекеров были из Великобритании и Скандинавии . Это может быть объяснено близкими отношениями трекеров и демосцены , которая быстро развивалась в скандинавских странах, и относительной доступностью в Великобритании компьютеров, способных исполнять трекерные программы. Трекерная музыка стала чем-то вроде андеграундного феномена [ источник не указан 517 дней ] , особенно когда большое количество современной популярной музыки было танцевальной музыкой, созданной на основе семплов (жанр относительно простой для производства пошаговым упорядочиванием). Фактически несколько верхних мест в танцевальных хит-парадах синглов 1989—1990 годов прямо предвещали направление в сочинении трекерной музыки, которое осталось популярным на многие годы. В частности песня «Pacific» от 808 State и «I believe» от .
Популярность трекерных форматов музыки также может быть объяснена тем, что они включали в себя и данные, и семплы. В начале 1990-х цена на звуковые карты с волновым табличным синтезатором для персонального пользования была очень высока, а выразительные возможности дешёвых звуковых карт с FM-синтезаторами были весьма ограничены. Трекеры не нуждались в этих возможностях.
Первые трекеры на Amiga поддерживали только 4 канала для 8-битных семплов. Это ограничение было вызвано аппаратными возможностями микросхемы Paula , реализующей функцию воспроизведения звука в компьютерах Amiga. Тем не менее, с того момента когда ноты были семплами, ограничение было менее важным, чем ограничение синтезирующих музыку микросхем. Более поздние трекерные программы, из которых наиболее известна OctaMED, позволяли использовать 8 и более каналов, в то время как специальное аппаратное обеспечение позволяло 16-битное воспроизведение.
Трекерная музыка актуальна до сих пор [ когда? ] . Её можно услышать в таких компьютерных играх, как серия Unreal и Deus Ex , а также в значительном количестве инди-игр . Несмотря на лёгкую доступность программных семплеров, синтезаторов и секвенсоров , наступление форматов MP3 и позднее Ogg стало причиной перехода большинства профессиональных музыкантов на другое музыкальное программное обеспечение. Но трекерные программы продолжают развиваться. Оригинальная серия трекеров для Amiga (Sound/Noise/Pro Tracker/OctaMED) продолжена на ПК трекером ProTracker 5, разработка которого возобновлена в 2004 году . Buzz, Buzztrax ( свободный аналог Buzz), ModPlug Tracker, MadTracker, Renoise, reViSiT, Skale, CheeseTracker, BeRoTracker, SunVox , SVArTracker и другие программы, предлагающие невообразимые возможности, вернулись в наши дни с улучшенными соотношением сигнал/шум, автоматизацией , поддержкой VST , внутренних DSP и мультиэффектов, поддержкой множества карт ввода-вывода. Трекерные форматы файлов популярны в сообществе Game Boy Advance , который, в отличие от оригинального Game Boy , обладает достаточной вычислительной мощностью для поддержи трекерной музыки, занимающей мало места по сравнению с MP3 и другими форматами хранения звука.
Традиционные упрёки трекеров в неуклюжести и сложности программ (рассчитанных преимущественно на публику с техническим складом ума) постепенно преодолеваются, а программы становятся более доступными и понятными пользователю. Как таковое трекерство с недавних пор получило второе дыхание с появлением людей, начавших понимать важность написания музыки настолько быстро насколько возможно — музыкальный эквивалент печати вслепую. Действительно, исследовательский проект в текущий момент изучает взаимодействие компьютера и человека при написании музыки и попытается понять, как такие методы как трекерство могут послужить уроком, относящимся к процессу сочинения музыки [ источник не указан 1999 дней ] [ значимость факта? ] .