Interested Article - Арсений (Жадановский)
- 2021-07-20
- 1
Епи́скоп Арсе́ний (в миру Александр Ива́нович Жадано́вский ; 6 марта 1874 , село , Волчанский уезд , Харьковская губерния — 27 сентября 1937 , Бутовский полигон , Московская область ) — епископ Русской православной церкви ; с июня 1914 года епископ Серпуховский , викарий Московской епархии . С 1927 года придерживался умеренной правоконсервативной оппозиции к курсу заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия , примыкая к « непоминающим ».
Семья
Родился в семье протоиерея Ивана Андреевича Жадановского (13.09.1836—11.11.1906), в 1877—1904 годы — священник Рождество-Богородичной церкви города Чугуева . В этом храме священствовали несколько поколений семьи Жадановских: отец Афанасий (прапрадед епископа Арсения), отец Стефан (прадед), отец Андрей (дед), отец Иоанн (Иван, отец), а затем — отец Алексий (Алексей, брат).
Братья:
- Алексей Иванович (умер в 13.04. 1922 ) — с 1888—1904 был священником храма Петра и Павла в сл. Отрада, Змиевского уезда, Харьковской губернии; с 1904—1910 священник Рождество-Богородичной церкви в городе Чугуеве, затем с 1910—1922 — протоиерей Александро-Невской церкви г. Харькова.
- Андрей Иванович (умер в сентябре 1920 ) — священник Крестовоздвиженской церкви г. Изюма, Харьковской губернии, с 1905 года — 2-й священник Свято-Духовской церкви г. Харькова, с 1916 года — протоиерей Благовещенского собора г. Харькова. По воспоминаниям епископа Андрея, «настоящий брат милосердия».
- Антонин Иванович (умер в Москве ) — инспектор мужской гимназии. Похоронен на немецком кладбище.
- Николай Иванович — преподаватель математики, затем — священник.
Образование
Окончил Харьковское духовное училище, Харьковскую духовную семинарию ( 1894 ), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия ( 1903 ; тема кандидатской работы: «Беседы преподобного Макария Египетского с гомилетической точки зрения»).
Монах и наместник Чудова монастыря
С 1894 года — преподаватель церковно-приходской школы, затем — надзиратель-репетитор в . В 1899 году пострижен в мантию в Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии и тогда же был рукоположён во иеродиакона ; с 1902 года — иеромонах .
С 1903 года — казначей Московского Чудова монастыря в Кремле , с 1904 года — наместник Московского Чудова монастыря в сане архимандрита . Открыл при монастыре послушническую школу, в которой преподавались церковная история, богослужение, катехизис и аскетика. Поддерживались стройное пение и истовое уставное богослужение, привлекавшие в монастырь многих богомольцев. Была повышена дисциплина среди братии — запрещались разговоры певчих на клиросах, признавалось безусловно недопустимым курение табака и винопитие, был введён запрет женщинам входить в ограду монастыря и кельи.
Издавал различные брошюры духовно-нравственного содержания. При участии епархиального миссионера Ивана Айвазова выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия». С 1912 года издавал богословский ежемесячник « Голос Церкви », в котором публиковал свои статьи, в том числе его «Духовные дневники». В годы гонений на церковь при большевистской власти они пользовались среди православных популярностью: отдельные их выпуски передавались из рук в руки, завещались в случае смерти родственникам и друзьям и даже переписывались от руки. В дневниках, в частности, писал, что
в настоящий век происходит странная подмена религиозных понятий. Эксцентричность принимают за высшую духовную силу, простую сентиментальность — за умиление и любовь, действие жизненного магнетизма, а то и простое влияние тёмной силы — за прозорливость, дар чудес, дар утешений. Истинные же носители Святого Духа остаются как-то незаметными. Удивляешься, когда пораздумаешься над всем этим. Всё это является показателем духа времени, настроения современного общества, дряблого и душевно больного.
Открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства, созданного по инициативе будущего митрополита Нестора (Анисимова) ; тесно сотрудничал с московским братством Святителей Московских, собрания которого не раз проходили в монастыре.
В 1911 году в кельях наместника Чудова монастыря был устроен храм во имя святителя Иоасафа Белгородского. В 1913 году в монастыре был создан пещерный Ермогеновский храм. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России (в годы советской власти он был разрушен).
Епископ
8 июня 1914 года в Алексиевском храме московского Чудова монастыря был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии с оставлением в должности наместника Чудова монастыря.
В 1918—1919 годах жил в полузатворе вместе с архимандритом (впоследствии епископом) Серафимом (Звездинским) в Подольского уезда Московской губернии, будучи духовником и старцем схиигуменьи Фамари (Марджановой) и сестёр основанного ею скита.
1 ( 14 ) октября 1923 года патриарх Тихон своим постановлением уволил Арсения по его желанию на покой . С 1924 по 1925 год проживал в селе Старые Кузьменки Серпуховского уезда в доме настоятеля . В 1926 году был выслан в административном порядке в Нижегородскую губернию и в 1926—1927 годах проживал в Серафимо-Понетаевском монастыре .
После выхода «Декларации» 1927 года , содержавшей призыв к полной лояльности советской власти, епископ Арсений не имел литургического общения с единомысленными митрополиту Сергию архиереями и священнослужителями, хотя и не присоединился к какой-либо организованной оппозиции заместителю патриаршего местоблюстителя.
В 1931 году был арестован, через два месяца освобождён. В апреле 1932 года вновь арестован, вскоре освобождён. Следующий арест последовал в мае 1933 года : тогда епископ был обвинён в антисоветской агитации и осуждён на три года ссылки в Казахстан . После обжалования — владыка Арсений ссылался на психическое расстройство, в котором находился во время дачи показаний на следствии, — тройка ОГПУ по Московской области признала приговор условным.
Жил в дачном посёлке Котельники в доме, купленном при содействии митрополита Сергия. Туда к нему приезжали духовные чада, участвовавшие в тайных богослужениях в домовой церкви владыки. Работал над воспоминаниями о подвижниках Православия, с которыми был лично знаком, и над автобиографией, оставшейся незавершённой.
Последний арест и гибель
14 апреля 1937 года епископ Арсений был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября епископ Арсений был осуждён тройкой УНКВД СССР по Московской области по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников» и приговорён к расстрелу . На следующий день он был расстрелян.
Реабилитирован 21 мая 1956 года за отсутствием состава преступления.
Труды
- — М., 1907.
- — М., 1907.
- — М., 1911.
- — М., 1911.
- Гефсимания (Краткие сведения о Гефсиманской женской общине). — М., 1911.
- // Голос Церкви 1912—1916, и отдельные издания: М. 1910—1912; — М., 2006.
- — М., 1914.
- — М., 1917.
- / гл. ред. прот. В. Н. Воробьёв . — М. : Издательство ПСТБИ, 1995. — 294 с. — ISBN 5742900074 .
- Свете тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского): в 3 т. — Т. 1. — М., 1996; Т. 2, 3. — М., 2002.
- Пастырский кружок памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского // Вестник пастырского семинара. 1996. — № 1. — С. 42-45
Примечания
- . Дата обращения: 5 июля 2017. Архивировано из 25 августа 2017 года.
Литература
- Жизнь и страдания преосвященного Арсения, епископа Серпуховского // Православная Русь . 1943. — № 9/10. — С. 10-12.
- / [Сост. Сергей Фомин]. — Т. 1. — Москва: Паломник, 1996. — 493 с. - (Русское православие XX века).
- Кочетов Д. Б. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 399—401. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
Ссылки
- с документами и фотографиями из дела (Дата обращения: 1 марта 2019)
- на сайте «Хронос» (Дата обращения: 1 марта 2019)
- 2021-07-20
- 1