Стулич, Иоаким
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриа́рх Иоаки́м III ( греч. Πατριάρχης Ἰωακεὶμ Γ΄ , по прозвищу Великоле́пный , греч. Μεγαλοπρεπής , тур. Muhteşem , в миру Хри́стос Деведзи́с , греч. Χρῆστος Δεβετζής , иногда Деведжи́ ; 18 января 1834, село Вафеохория близ Константинополя , Османская империя — 13 ноября 1912, Константинополь , Османская империя ) — предстоятель Константинопольского Патриархата с титулом Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх ; на престоле дважды: 4 октября 1878 — 30 марта 1884 года и 25 мая 1901 — 13 ноября 1912 года.
Пользовался поддержкой российского правительства и большим уважением в среде российской иерархии ; греками именовался «корифеем патриархов». Стремился к наднациональному статусу Вселенского патриархата, усилению клерикального начала в управлении Константинопольской церковью.
Почётный член Санкт-Петербургской духовной академии (1905).
Учился в школе своего родного села Вафеохория близ Константинополя . В юности поступил в монастырь Пантократор на Афоне , где продолжил обучение в монастырской школе, а позднее на о. Самосе . В 1851 году, 17-и лет, принял постриг . Состоял диаконом при епископе Погонианском Агапии в Валахии , где изучил румынский язык .
В 1854—1860 годах в сане иеродиакона служил при греческой церкви вмч. Георгия в Вене , где одновременно посещал лекции в Венском университете и овладел немецким языком . В конце 1860 года Патриархом Иоакимом II (1860—1863, 1873—1878) был переведён на должность второго диакона церкви вмч. Георгия в Константинополе , при Патриархии. 3 марта 1863 года был возведён в сан архимандрита и назначен протосинкеллом Патриархии.
10 декабря 1864 года, при Патриархе Софронии III , был хиротонисан во епископа и назначен на митрополичью кафедру в Варну . 9 января 1874 года, во второе патриаршество Иоакима II был переведён в Фессалоники .
После кончины патриарха Иоакима II, 4 октября 1878 года, 44-х лет, был избран Патриархом Константинопольским . На аудиенции у султана Абдул-Гамида II произнёс речь, которая была воспринята как весьма смелая . Делал представления русскому послу в Константинополе князю Лобанову и главнокомандующему действующей армией Тотлебену , жалуясь на русских полковых священников, вступивших в общение с болгарским духовенством, бывшем под схизмой . В 1879 году предоставил грамоту об автокефалии Сербской православной церкви .
В начале 1880 года к нему обратились Майносские некрасовцы ( старообрядцы ) с просьбой поставить им священника из русских насельников Афона , в связи с чем была учреждена особая комиссия. По итогам её работы, Патриарх Иоаким III направил дело некрасовцев Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому) , сопроводив его письмом, в котором указывал, что русский раскол составляет предмет пастырской заботы Православной Российской церкви .
1 октября 1880 года основал официальный печатный орган Константинопольской Патриархии — журнал « Ἐκκλησιαστικὴ Ἀλήθεια » (издавался в Константинополе до 1923 года). Поручил греческому исследователю Мануилу Гедеону (Μανουήλ Γεδεών; 1851—1943) составить каталог всех константинопольских патриархов , который остаётся наиболее полным биографическим справочником константинопольских патриархов того периода.
В 1879 году созвал народно-церковное собрание для выработки мер по улучшению быта духовенства и народа и пользуясь необычайным авторитетом у состоятельных греков-фанариотов, значительно улучшил материальное положение Константинопольской патриархии, упорядочил приходскую жизнь, подчинив эпитропов контролю церковной власти. В 1881 г. введя «Устав приходского клира» реформировал народно-школьное дело.
С 1881 года Порта , используя ряд частных вопросов (о тексте учебников для греческих школ, просьбу Патриарха о берате на Восточную Румелию , Болгарию, Боснию и Герцеговину и другие), начала кампанию по ограничению привилегий (прономий) патриарха и митрополитов трона, что вызвало решительный протест патриарха Иоакима III . В результате длительной переписки, в начале 1884 года , Патриарху был выдан берат (признание полномочий от Порты), тождественный бератам, выдававшимся прежде (как и требовала Патриархия); однако Патриарх возобновил свою просьбу об отставке — на сей раз ввиду разногласий между Патриархом, с одной стороны, Синодом и Смешанным советом, с другой, — формально по причине 2-х пунктов министерского тескере , при котором был препровождён Патриарху берат . Пререкаемые пункты тескере изменяли прежний порядок ареста рядовых клириков при совершении ими правонарушений: теперь арест (задержание) мог производиться представителями правительства, а не Патриарха . Афинская пресса подвергла Патриарха Иоакима III жестокой критике за уступчивость; официальный орган российского Святейшего Синода полагал , что подлинная причина недоверия греков Патриарху состояла в предполагаемом влиянии на него России.
Был благожелательно настроен к России; в первый период патриаршества конфликтовал с премьер-министром Греческого королевства Х. Трикуписом .
После отставки 30 марта 1884 года, проживал в Константинополе, затем, в сентябре 1889 года, удалился на Афон , где проживал безвыездно до своего вторичного восшествия на патриарший престол, состоявшегося в 1901 году по настоянию российского правительства. Находясь на Афоне, реконструировал ветхую церковь Преображения Господня, находящуюся на вершине Святой Горы, воздвигнув на её месте новую из белого мрамора, которую и освятил 6 августа 1896 года .
Во время всех последующих (до его вторичного избрания) патриарших выборов, неизменно был в числе наиболее вероятных кандидатов на Константинопольский престол и активно поддерживался простым греческим народом Константинополя. Тем не менее, 1 октября 1884 года патриархом был избран Иоаким IV (до этого митрополит Дерконский). Его деятельность (например, ратификация избрания Феодосия Мраовича митрополитом Сербским, признание автокефалии Румынской православной церкви и другое) вызвала крайнее неудовольствие российского Святейшего Синода . Особо сильный протест российского правительства вызвал развод, данный 27 февраля 1886 года Патриархией княгине Марии Горчаковой (дочь молдавского господаря- фанариота Михаила Стурдзы , венчавшаяся в 1868 году в Париже с Константином Горчаковым — сыном канцлера А. М. Горчакова ), дело которой формально находилось на рассмотрении Петербургской духовной консистории; Патриарху Иоакиму IV был заявлен протест лично от обер-прокурора Константина Победоносцева (речь шла в конечном итоге о правах наследования румынских имений княгини и создании прецедента). Канонически сомнительные доводы патриарха Иоакима IV и его нежелание уступить требованиям правительства России вызвали критику в Синоде Константинопольской церкви, а также со стороны бывшего Патриарха Иоакима III .
При следующих выборах на патриарший престол (23 января 1887 года был избран Дионисий V , которого российское правительство считало крайним русофобом ) православные жители Константинополя требовали возвращения на кафедру патриарха Иоакима III, который, по словам посла Александра Нелидова , рассматривался как «русский кандидат» , но победил «кандидат Афин » (правительства Греческого королевства ).
Патриарх Иоаким III триумфально возвратился в Константинополь по своём вторичном избрании 26 мая 1901 года, о котором российское издание «Церковный Вѣстникъ» писало: «Настоящее избрание является удовлетворением настойчивому желанию народа — вновь видеть маститого иерарха на вселенском престоле» . В сентябре того же года заявил протест Афинскому синоду ( ЭПЦ ) в связи с тем, что считал профанацией Евангелия выполненный Паллисом перевод его на разговорный греческий язык; 5 ноября в Афинах произошли массовые беспорядки под лозунгом «Да здравствует Евангелие! Да здравствует православие! Долой перевод!». Объявленное вслед за этим осуждение перевода со стороны Синода Элладской церкви показалось протестующим недостаточным: студенты требовали от митрополита Прокопия провозглашения анафемы авторам перевода; в итоге произошло побоище с участием войск, в котором погибло 8 человек .
В 1907 году Константинопольская Патриархия выступила с проектом подчинения ей всех зарубежных греческих приходов с оставлением права остальным греческим церквям направлять клириков в другие страны после согласования их назначения с Константинопольским патриархом, что было связано с увеличением числа приходов в греческой диаспоре. Ранее греческие этнические общины в диаспоре окормлялись священниками разных юрисдикций . В итоге 8 марта 1908 года Патриарх Иоаким III издал томос , который передавал пастырское попечение над греческими общинами в диаспоре Элладской церкви .
В 1909 году издал Патриарший сигиллий, который ограничивал число насельников «келлий» на Афоне 3-я лицами (в русских келлиях число насельников на практике было значительно выше ). В 1906—1909 годах обращался к Порте с такрирами в порльзу ставриотов (тайных христиан Малой Азии) .
Провозглашённая 11 июля 1908 года Абдул Гамидом конституция, формально давая законодательно закреплённые права и свободы всем гражданам, была использована Портой для очередного наступления на традиционные (в Оттоманской империи) права и прономии Константинопольского патриархата, с чем и была связана новая кампания протеста Патриарха, Синода и Смешанного Совета против посягательств на гражданскую юрисдикцию Патриархии и архиереев трона; в том же году продолжали оставаться без наказания черкесы и башибузуки, совершавшие набеги на сёла христиан в Малой Азии .
В связи с разразившимся в Иерусалимской Церкви в конце 1908 года патриаршим кризисом (13 декабря 1908 года своим Синодом и иными членами Святогробского братства , без его согласия, был низложен Патриарх Иерусалимский Дамиан ), приведшим к массовым беспорядкам и волнениям среди православных арабов , патриарх Иоаким III и его Синод «решительно стали на сторону святогробского братства, низложившего блаженнейшего Дамиана с иерусалимского престола, и в этом направлении энергично ходатайствовали пред турецким правительством» ; Патриарх Дамиан, тем не менее, был восстановлен при поддержке афинского правительства.
8 августа 1909 года Патриарх, Синод и Смешанный Совет представили великому визирю меморандум, в котором говорилось, что нарушение прав греков в империи принял систематический и целенаправленный характер; в ответ визирь «стал оспаривать право вселенского патриарха обращаться к правительству с представлениями такого рода и заявил, что компетенция патриарха ограничивается церковными делами, по делам же гражданско-общественного порядка он не имеет права выступать с какими-либо ходатайствами пред правительством» . В августе в Константинополе циркулировали слухи, будто патриарх Иоаким III, в знак протеста против действий Порты (прежде всего в болгарском вопросе ), намерен переселиться в Санкт-Петербург или Москву , каковой слух официальный орган Патриархии счёл необходимым опровергнуть .
В октябре 1909 года был принят великим визирем Хилми-пашой и имел с ним «продолжительную» беседу о правах Церкви (в декабре 1908 года русская печать сообщала, что в соответствии с циркуляром бывшего тогда министром внутренних дел Хилми-паши митрополитам и епископам Великой Церкви воспрещалось принимать судебные и другие нецерковные дела, что де-факто упраздняло привилегии данные Патриархату Магометом II ); «в продолжении всей аудиенции не обнаружился ни малейший признак существенного разногласия между патриархом и великим визирем» .
Особой заботой патриарха Иоакима III было улучшение богословского образования в духовной семинарии на о. Халки. Вел переговоры с предстоятелями других поместных православных церквей о проведении раз в три года общеправославных совещаний с представителями от иерархии и мирян-богословов для решения насущных вопросов. В своих посланиях главам других православных церквей призывал рассмотреть вопросы о второбрачии для духовенства, реформе календаря, об отношении православия к католицизму и протестантизму, о сближении со старокатоликами и англиканами в рамках которого стремился «приготовить гладкий и широкий путь» .
Скончался 13 ноября 1912 года после длительной болезни почек. Похороны были отложены до 18 ноября, ввиду огромного скопления народа, желающего приложиться к руке усопшего . Захоронение его останков в Балыклы предполагалось как временное — ввиду воли почившего быть преданным земле на Афоне .
В московском Чудовом монастыре вечером 19 ноября 1912 года викарий Московской епархии епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский) возглавил служение торжественной панихиды по Патриархе Иоакиме ; по окончании заупокойного богослужения в покоях московского митрополита при монастыре прошло торжественное собрание Братства Московских Святителей, на котором был представлен доклад П. Б. Мансурова , прожившего в Константинополе 14 лет .
Почитался такими российскими иерархами, как митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и Антоний (Храповицкий) . Последний, будучи епископом Уфимским и Мензелинским, в связи с вторичным восшествием патриарха Иоакима III на престол, направил ему восторженное письмо, начинавшееся словами: «Всесвятейший мой повелитель и владыка, Вселенский Патриарх, божественнейший, богоблагодатнейший и всякое, какое только есть для меня, божественное и высокое имя и предмет!» .
Русский посол в Константинополе (1883—1897) Александр Нелидов писал о нём Фёдору Успенскому в частном письме от 21 марта ( 3 апреля ) 1901 года: «Я считаю его одним из мудрейших иерархов православной церкви вообще. Побуждения, которыми он руководится, суть всегда самого возвышенного свойства. Он составил себе идеал православной церкви и значения в ней Вселенского патриархата, который весьма высок, но, к сожалению, далеко превосходит существующие условия» .
Влиятельный сотрудник обер-прокурора Победоносцева Иван Троицкий в своём отчёте о поездке в Константинополь и на Афон в августе 1886 года, весьма критически оценивая состояние греческой Церкви, высоко ставил личность находившегося тогда в отставке Патриарха, с которым он имел двухчасовую беседу в доме в Вафеохории, построенном для проживания Патриарха константинопольским богачом Георгием Зарифи . Троицкий соглашался с послом Нелидовым , что Патриарх «в своих взглядах и действиях проводит иногда папистические тенденции», но уточнял, что «папистическая тенденция Иоакима III обращена на внутренние отношения своей церкви», — в отличие от папизма Иоакима IV , проявляющегося в отношениях между поместными Церквами . По словам Троицкого, Нелидов также отмечал его черту личности, которую он обозначил французским термином orgueil («гордость», «надмение», «честь»).
Биографическая справка-некролог в издании Московской Духовной Академии передавала следующую историю, которая, по мысли автора, должна свидетельствовать о покойном Патриархе как о «настоящем греке »: «Говорят, когда болгары грозили занять Константинополь, Иоаким III обратился к правительству с требованием передать ему ключи от Айя-Софии . Если это правда, то отсюда видно, как он боялся, чтобы эта величайшая национальная святыня греков не попала в руки болгарам» .