Interested Article - Чуриковцы

Общество духовных Христиан-Трезвенников Братца Иоанна Чурикова — религиозное движение, основанное самарским крестьянином И. А. Чуриковым (Братцем Иоанном Самарским). В основе учения — идея о духовном спасении путём отказа от алкогольных напитков и курения.

История

Основатель религиозного движения, Иван Алексеевич Чуриков родился в с. Александров Гай Новоузенского уезда Самарской губернии , был самарским крестьянином.

В 1894 году он читал свои проповеди об отказе от пьянства в Кронштадте и Санкт-Петербурге , откуда в 1897 г. был выслан за антиправославный характер его бесед и выступления против переписи населения. Проповедовал в Самарской губернии, где имел многочисленных сторонников, ставших основой «Общества народных трезвенников». Он проповедовал отказ от пьянства, объединение людей в общины, общественную взаимопомощь. Основной аудиторией были городские низы, особенно алкоголики.

Иоанн Самарский на картине Мити Козельского . Картина подарена автором Ивану Чурикову 15 января 1914 года

Братец Иоанн писал: «Я вёл и теперь веду неустанную борьбу с пьянством, с блудом, с матерным словом в народе и с другими пороками. При помощи Божией Мною образовано теперь многотысячное Трезвое Братство, но никаких уставов, писанных для него, никаких записей трезвенников мы не ведём, никаких взносов от них не требуем.

У нас правило: вступающий в наше Трезвое Братство должен дать обет навсегда бросить пить водку, и не на срок только, а в знак этого, вместо всяких членских билетов от Меня получает кусочек сахара, — этим новоначальному Я говорю, что и его жизнь будет сладкой, когда он бросит пьянство.»

В 1900 г. Чуриков заключался под стражу в тюрьму суздальского Спасо-Ефимьева монастыря по обвинению в сектантстве .

После освобождения Чуриков пошёл работать сиделкой в приют, где занялся проповедями среди его обитателей. Петербургские купцы помогли ему приобрести дом на Петровском острове , где по воскресеньям устраивались массовые (до 2000 человек) трезвеннические собрания. Затем Чуриков организовал строительство двухэтажного особняка в Обухове , который был назван «Молитвенный дом братца Ивана Чурикова». Врачи отмечали эффект от деятельности Чурикова, доктор С. Тривус даже отсылал своих неизлечимых пациентов-алкоголиков к Чурикову.

В 1905 г. Чуриков купил надел земли в распродаваемом имении Ново-Петровское близ Вырицы для создания колонии трезвенников. В 1908 г. колония была зарегистрирована как «Общество взаимной помощи». Это было хорошо организованное товарное хозяйство по производству мясных и молочных продуктов, половина земли использовалась для выращивания хлебов. Колонией даже был приобретён первый в Петербургской губернии трактор. В 1910 г. чуриковцы стали вегетарианцами .

В октябре 1912 года Чуриковым была открыта школа, просуществовавшая год, однако в 1913 году петербургский градоначальник запретил ему вести религиозные беседы. В марте 1913 года миссионерский совет объявил Чурикову, что если сроком до 1-го августа он не покается в заблуждениях, то будет лишён причастия. 27-го апреля 1913 года состоялась застенографированная беседа епископа Никодима с Чуриковым. В 1914 году был издан указ Петроградской духовной консистории о признании Чурикова сектантом. В это время он поддерживал отношения с юродивым Митей Козельским , некоторое время в начале 1900-х годов игравшим роль «мистического друга» императорской семьи .

После Февральской революции 1917 года Временное правительство разрешило Чурикову продолжать беседы и проповеди в его доме в Обухово. В 1918 году «Общество трезвенников» было преобразовано в официально зарегистрированную исполкомом Петросовета сельскохозяйственную «Трудовую Коммуну трезвенников Братца Иоанна Чурикова».

В сентябре 1923 г. обновленческие иерархи А. И. Введенский и А. И. Боярский начали переговоры с Чуриковым. В декабре 1923 г. Чуриков и его сторонники присоединились к обновленческой «Живой Церкви». Однако вскоре Чуриков разочаровался в обновленчестве и прервал контакты с представителями всех церковных структур.

На областной сельскохозяйственной выставке 1924 года коммуна чуриковцев была награждена дипломом за свои достижения. Когда в январе 1924 г. умер В. И. Ленин , то в общине чуриковцев была прервана проповедь, и Иван Чуриков почтил речью память ушедшего вождя, а затем все дружно спели усопшему «Вечную память».

В 1928 году дом общины в Обухово был закрыт и опечатан милицией, а земли и инвентарь коммуны были переданы новообразованному совхозу «Красный семеновод». Чуриков и оставшиеся его последователи были вынуждены снова переселиться в Вырицу. Проповеди Чурикова в Вырице продолжались до апреля 1929 года, когда он был арестован ОГПУ . Были арестованы и многие его последователи.

Здание общины трезвенников в Вырице

В настоящее время

До середины 1980-х чуриковцы собирались тайно в своих жилых домах. Вновь зарегистрирована община чуриковцев была уже во время перестройки .

В 1991 году в общине произошёл раскол по вопросу об отношении к личности Чурикова, в результате чего возникло два направления. Одни чуриковцы видят в Чурикове праведника и святого, но при этом считают, что ученики, признавшие его «богом», превратили общину в секту. Другие же чуриковцы верят в «божественное происхождение» Чурикова. «Православные» чуриковцы принадлежат к общине Богоявленского храма на Гутуевском острове Петербурга, а «радикальные» чуриковцы собираются в

Богослужение чуриковцев напоминает протестантское молитвенное собрание со свидетельствами об исцелениях. Молитвенные собрания в «Доме Трезвости» в Вырице происходят по воскресеньям, в два часа дня. Перед собравшимися — «иконостас»: в центре портрет Чурикова в полный рост, справа и слева от него иконы Христа и Богоматери. Собрание начинается со всеобщего пения общепринятых православных богослужебных песнопений, которые затем перемежаются специфическими песнопениями чуриковцев. Далее следует проповедь наставника с цитатами из бесед Чурикова. На его неоднократные слова «Христос Воскрес!» (говорятся в течение всего года) присутствующие хором отвечают «Воистину Воскрес!». Затем начинаются свидетельства исцелившихся от пьянства или наркомании, и снова происходит проповедь. В конце службы старец сжигает перед изображением Чурикова записки с просьбами об исцелении от пьянства. Потом все подходят к наставнику, и он причащает народ сахаром, а некоторых помазывает маслом.

Чуриковцы также занимаются просветительской деятельностью, направленной на пропаганду трезвого образа жизни через издаваемую общиной газету и ряд брошюр о Чурикове.

Примечания

  1. Попов П. Иоанн Самарский: проповедь «сумасшедшего». //Вечерняя Самара, 2010, 3 февраля
  2. Чекоданова К. К. // Мир Петербурга : Журнал. — 2007. — № 5 (39) . — С. 60 . 2 мая 2021 года.
  3. . Дата обращения: 30 марта 2014. 23 февраля 2014 года.

Ссылки

  • .
  • Егоров В. А. Трезвенничество в России на примере движений Братца Иоанна Чурикова и Братца Иоанна

Литература

  • Апостол трезвости. Иван Алексеевич Чуриков / авт.-сост. М. П. Комков, В. В. Плотникова. — 2-е изд. — СПб.: Контраст, 2017. — 240 с.
  • . — Томск: Томский гос. ун-т. систем управления и радиоэлектроники, 2007. — 196 с. — С. 42-43, 52-53, 177, 183. ISBN 978-5-86889-444-2.
  • / сост. С. Ю. Паламодов. — СПб.:Алетейя, 2019. — 212 с. ISBN 978-5-91419-448-9.
Источник —

Same as Чуриковцы