Interested Article - Путь предков

«Путь пре́дков» ( Дорога предков , Ата́-Жолы́ , Ата жолы , Ак жол , Орда́ ) — зародившееся в 1990-е годы в Южном Казахстане неоязыческое движение, которое соединяет неошаманизм с культом предков . Считается религиозной сектой с точки зрения христианства и ислама . В настоящее время запрещено как в Казахстане , так и в ряде регионов России .

Мавзолей Кадырали Тарыбаева в Жамбылском районе Алматинской области (2018 год).


Формы деятельности

Терминология

  • Акку́, аккула́р (от каз. аққу — лебедь) и сунка́р (от каз. сұңқар — сокол) — организаторы паломничества. Словом «акку» называют женщин от 30 лет; считается, что лебеди вмещают аруахов. Одно из преданий гласит, что родоначальник баксы Коркыт рождён лебедем или пери , облачённой в лебяжью шкуру. Сункары — проводники-мужчины. В эпосе главный герой часто сравнивается с белым кречетом ; знак «Ак-Шумкар» (белый кречет) вручается обладателям звания Герой Киргизской Республики .
  • (аруак, арвах, кирг. арбак , узб. arvoh ) — покровительствующий дух умершего предка, а также пророка, святого, знаменитого человека. Баксы называется «человеком с аруахом» . Название возникло от формы множественного числа («аль-арвах») для арабского слова « рух » ( дух ) .
  • Баксы́ ( туркм. bagşy ; каракалп. baxsı ; кирг. бакчы ; узб. baxshi ) — название шамана у народов Средней Азии . Сходно с «багчи», названием аналогичного служителя культа в монгольском языке .
  • — полностью « каз. киелі қамшы » (kïeli qamşı), в переводе «святая плеть ». Будучи элементом традиционной казахской культуры, кнут помимо прочего наделялся сверхъестественными возможностями, имел обрядово-магическое значение . Возможно происхождение магических ассоциаций от слова «кам», означавшего шамана у древних тюрков , оно же лежит в основе слова «камлание» . По свидетельству П. С. Палласа , в XVIII веке словом «камша» астраханские казахи называли прорицателей .

Паломничество


См. также

Примечания

  1. // Вестник синодального центра сектоведения : журнал. — Минск: Синодальный центр сектоведения Белорусской православной церкви , 2016. — Т. 1 , № 3 . — С. 3 .
  2. , с. 126—130.
  3. , с. 128—129.
  4. Терлецкий Н. С. // / Отв. ред. Р. Р. Рахимов , М. Е. Резван. — СПб. : МАЭ РАН , 2012. — Т. III. — С. 105. — 416 с. — 200 экз. ISBN 978-5-88431-206-7 . 25 марта 2018 года.
  5. , с. 93.
  6. , с. 61.
  7. , с. 49.
  8. Тохтабаева Ш. Ж. // Известия НАН Республики Казахстан: Сер. общественных и гуманитарных наук : журнал. — Алма-Ата: НАН Республики Казахстан , 2014. — № 1 . — С. 27 . 9 августа 2017 года.
  9. , с. 11.
  10. , с. 74.
  11. Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 530. — 31 300 экз. ISBN 5-89800-023-2 .
  12. Шупейкин В. . ЦентрАзия (12 ноября 2009). Дата обращения: 3 июля 2018. 21 октября 2018 года.
  13. Сарыбай би // Мәдени мұра (Культурное наследие) : журнал. — Астана: Қазақстан Республикалық Ұлттық музейі, 2013. — № 3 . — С. 67—72 .

Литература

Книги

  • Алимкулова Г. С Арыстан баба путь начни.... — Алматы: SA Print Service, 2007. — 95 с. — 1,000 экз. ISBN 9965-21-011-X .
  • Басилов В. Н. Избранники духов. — М. : Политиздат , 1984. — 208 с. — 100,000 экз.
  • Басилов В. Н. Культ святых в исламе. — М. : Мысль , 1970. — 144 с. — 15,000 экз.
  • Мустафина Р. М. Представления, культы, обряды у казахов. — Алма-Ата: Казак университетi, 1992. — 176 с. — ISBN 5-7090-0083-3 .
  • Тажикулулы О. Наследие предков = Шуак Кенес / Пер. А. Жапаровой. — Алматы. — 55 с.
  • . — Астана: Фолиант, 1999. — 252 с. — ISBN 5-7667-6675-0 .
  • Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. — М. : ИЭА РАН , 2006. — 372 с. — 1,000 экз. ISBN 5-02-033516-9 .

Статьи

  • Алексеев А. К., Иванова В. В. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика : журнал. — СПб. : СПбГУ, 2012. — Вып. 3 . — С. 72—81 . — ISSN .
  • Денисов Д. Н. Распространение новых религиозных движений из Казахстана в Россию (на примере «Ата жолы») // Народы сопредельных государств России и Казахстана на евразийском пространстве: диалог и сотрудничество. — Уральск, 2014. — С. 127—132.
  • Ларина Е. И. // Вестник МГУ. Серия 8: История : журнал. — М. : МГУ, 2012. — № 4 . — С. 66—90 . — ISSN .
  • Ларина Е. И. // PAX ISLAMICA : журнал. — М. , 2012. — № 1—2 (8-9) . — С. 125—134 . — ISSN .
  • Ларина Е. И., Наумова О. Б. Паломничество в Южный Казахстан как «малый хадж» у российских казахов // Казахи России: История и современность / Отв. ред. Ш. К. Ахметова и др. — Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2010. — Т. 2. — С. 129—136. — 384 с. — 300 экз. ISBN 978-5-7779-1124-7 .
  • Манахова Ю. В. // / Отв. ред.-сост. П. В. Шлыков. — М. : Акад. Гуманитарных исслед., 2007. — С. 37—38. — 212 с. — 200 экз. ISBN 5-98499-056-3 .
  • / Отв. ред. В. И. Харитонова . — М. : Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН , 2012. — 336 с. — (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, том 16). — 200 экз. ISBN 978-5-4211-0080-5 .
  • Стасевич И. В. // / Отв. ред. Р. Р. Рахимов , М. Е. Резван. — СПб. : МАЭ РАН , 2009. — Т. II. — С. 76—92. — 396 с. — 300 экз. ISBN 978-5-884314-159 -6.
  • Стасевич И. В. // / Отв. ред. Ю. Ю. Карпов, М. Е. Резван. — СПб. : МАЭ РАН , 2011. — С. 482—488. — 508 с. — (Лавровский сборник). — 200 экз. ISBN 978-5-88431-239-5 .
  • Терлецкий Н. С. // / Отв. ред. Р. Р. Рахимов . — СПб. : Наука , 2007. — Т. I. — С. 71—98. — 354 с. — 300 экз. ISBN 978-5-02-025231-8 .

Популярные издания

  • Хегай М. // Караван : Интернет-издание. — Алматы: Агентство Kazakhstan Today, 2014. — 23 мая.
  • Чагатаев А. // Медина аль-Ислам в Казахстане : газета. — ИД «Медина», 2012. — Апрель ( № 127 ).

Ссылки

  • . Министерство юстиции Республики Казахстан (16 марта 2009). Дата обращения: 4 июля 2018.
  • на YouTube
Источник —

Same as Путь предков