Interested Article - Сукха
- 2021-03-04
- 1
Сукха ( санскр. sukha , пали sukha ) — термин, который в переводе с санскрита и пали означает счастье , удовольствие , лёгкость, радость или блаженство. В индийской философии соответствует положительному эмоциональному состоянию, которое противоположно отрицательному состоянию, страданию ( духккхе ) . В ранних буддийских священных писаниях понятию «сукха» противопоставляется «прейа» ( санскр. प्रेय ), означающему преходящее удовольствие, тогда как «сукха» подразумевает подлинное состояние длительного внутреннего счастья. В Палийском каноне этот термин используется в контексте описания мирских устремлений, медитативных погружений и внутрипсихических явлений.
Этимология
Согласно словарю Монье-Вильямса (1964) слово « sukha » образовано от « su » (хороший) и « kha » (отверстие) и изначально означает «наличие хорошего отверстия для оси ». В Ригведе термин «сукха» означает «бегать быстро или легко» (применительно, например, к колесницам). Сукха противопоставляется дуккхе (часто переводится как «страдание»), и это было установлено в качестве основных принципов мотивации жизни в ранней ведической религии. Тема центральной роли дуккхи была развита в более поздние годы как в ведической традиции, так и в некоторых буддийских школах. Устранение дуккхи — это смысл существования в раннем буддизме .
В палийской литературе
В Палийском каноне и связанной с ним литературе этот термин используется в общем смысле для обозначения благополучия и счастья в этой, либо в будущих жизнях. Кроме того, это технический термин, связанный с описанием фактора медитативного погружения ( дхьяна ) и чувственного ощущения ( ведана ) .
Сукху можно разделить в соответствии с ассоциированными ценностями: один вид удовлетворяет потребности пяти чувств и является реакцией на различные помыслы; другой возникает в результате обретения ясного состояния ума, свободного от препятствий и ограничений сознания, таких как тревога, скованность и т. д .
Первый вид сукхи возбуждает ум и заставляет его хвататься и бороться, обуславливая зависимое и узкое состояние и привязанность к Я. Ассоциированные с этом видом сукхи мысли и действия зависят от внешних причин, что превращает людей в рабов различных внешних факторов. Их колебания, в свою очередь, являются источником стресса. В палийской литературе такой вид удовлетворения называется самисасукха ( пали sāmisasukha ), он связан с попыткой восполнить чувство нехватки и зависит от привлекательности материальных вещей ( пали āmisa ) .
Второй вид сукхи — это счастье, которое не зависит от внешних причин. Это психическое состояние, позволяющее уму быть самим собой. Оно чистое, поскольку в нём нет возбуждающих и загрязняющих нездоровых наклонностей ( пали kilesa ); светлое, поскольку его появление связано с мудростью, позволяющей видеть вещи такими, какие они есть на самом деле; мирное, потому что нет возбуждения, беспокойства, разочарования и легковерия, а есть лишь расслабление и покой; независимое, потому что человек свободен от ограничений, наложенных на мышление. Этот вид сукхи обладает наивысшей важностью с точки зрения этики и называется нирамисасукха ( пали nirāmisasukha ), духовное счастье, утончённое и глубокое, которое выходит за рамки того, что мы обычно называем сукха .
Общее стремление к жизни
В Палийском каноне Будда обсуждает с разными мирянами благополучие и счастье ( пали hitasukha ), относящиеся «к настоящей жизни» ( пали diṭṭha-dhamma ) и «к будущей жизни» ( пали samparāyika ), как это видно в следующих суттах .
Ананья сутта
В Ананья сутте АН 4.62 Будда описывает четыре типа счастья для «домохозяина, вкушающего чувственность» ( гихина кама-бхогина , пали gihinā kāma-bhoginā ) :
- счастье владения ( атти-сукха , пали atthi-sukha ) богатством, нажитым справедливым и праведным путём;
- счастье от щедрого использования ( бхога-сукха , пали bhoga-sukha ) богатства на семью, друзей и достойные дела;
- счастье свободы от долгов ( ананья сукха , пали anaṇa-sukha );
- счастье отсутствия порицания ( анаваджжа-сукха , пали anavajja-sukha ), счастье жить безупречной и чистой жизнью, не совершая зла мыслью, словом и действием.
Мудрые [домохозяева] ( сумедхасо , пали sumedhaso ) знают, что величайшее счастье домохозяина — это, безусловно, счастье отсутствия порицания .
Увидев эти вещи в ясном свете,
Мудрец узнает оба вида счастья.
Одной шестнадцатой ведь первое не стоит
Блаженства от отсутствия упрёков».
Комментарии поясняют, что под первым видом счастья подразумеваются совокупно первые три типа, а под вторым — четвёртый тип .
Калама сутта
В Калама сутте АН 3.65 горожане спрашивают Будду, как им выяснить, какое из духовных учений является истинным. Будда советует «войти и пребывать» ( упасампаджжа вихарайятха , пали upasampajja vihareyyātha ) в «вещах» или «качествах» ( дхамма ), которые являются :
- умелыми ( кусала , пали kusalā );
- безупречными ( анаваджжа , пали anavajjā );
- восхваляемыми мудрыми ( виннюппасаттха , пали viññuppasatthā ), и
- способствующими на практике благополучию и счастью ( саматта самадиння хитая сукхая самваттанти , пали samattā samādinnā hitāya sukhāya saṃvattantī ).
Затем Будда просит горожан оценить жадность ( лобха , пали lobha ), ненависть ( доса , пали dosa ) и заблуждение ( моха , пали moha ) в соответствии с этими критериями и горожане соглашаются, что проникновение вне жадности, ненависти и заблуждении ведёт к благополучию и счастью. Будда констатирует, что, учитывая это понимание, благородный ученик ( арьясавако , пали ariyasāvako ) наполняет все стороны света любящей добротой , состраданием , сорадованием и уравновешенностью ( четыре брахма-вихары ). Поступая так, человек очищает себя, избегает последствий, вызвывемых злом, живёт счастливой настоящей жизнью и, если в будущем случится перерождение, он родится в небесном мире .
Дигхаджану сутта
В Дигхаджану сутте АН 8.54 Дигхаджану приближается к Будде и заявляет :
-
Господин, мы, миряне, наслаждаемся чувственными удовольствиями, живём в доме, полном детей. Мы используем сандаловое дерево из Каси. Мы носим гирлянды, [используем] благовония и мази. Мы принимаем золото и серебро. Пусть Благословенный научит Дхамме так, чтобы это привело к нашему благополучию и счастью в этой жизни и в будущих жизнях.
В манере, несколько схожей с объяснением в вышеупомянутой Ананья сутте АН 4.62, Будда выделяет четыре источника, которые ведут к благополучию и счастью в нынешней жизни :
- продуктивные усилия ( уттхана-сампада , пали uṭṭhāna-sampadā ) для получения средств к существованию,
- усилия по защите ( араккха сампада , пали ārakkha-sampadā ) своего богатства от возможной кражи или бедствия,
- ( калаяна-митата , пали kalyāṇa-mittatā ), и
- уравновешенная жизнь ( сама-дживиката , пали sama-jīvikatā ), воздержание от распутства, пьянства, азартных игр и дурных знакомств.
Что касается благополучия и счастья в следующей жизни, Будда выделяет следующие источники :
- вера ( саддха ) в полностью просветлённого Будду,
- добродетель ( сила ), примером которой являются Пять священных заповедей ,
- щедрость ( чага , пали cāga ), раздача даны и милостыни , а также,
- мудрость ( пання ), способность проникновения в суть возникновения и исчезновения вещей.
Практика любящей доброты (метта)
Как указывалось выше, в Калама-сутте Будда определяет практику четырёх безмерных обителей (брахма-вихар) как способствующую собственному благополучию и счастью. Первая из этих обителей — это метта (доброжелательность, любящая доброта), которая, классически выражается в Карания метта сутте СН 1.8 :
Пусть все существа будут счастливы сердцем. | Sabbe sattā bhavantu sukhitattā. |
Аналогичным образом, палийские комментарии (СН-А 128) определяют метту как «желание принести благополучие и счастье [другим]» ( хита-сукха-упаная-камата , пали hita-sukha-upanaya-kāmatā ) .
Как качество ощущений
Согласно буддийским концепциям пяти совокупностей ( санскр. skandha , пали khandha ) и зависимого происхождения ( санскр. pratītyasamutpāda , пали paticcasamuppāda ) «чувства» или «ощущения» ( ведана ) возникают из контакта с внешним объектом (например, как визуальный объект или звук) с органом чувств (например, глазом или ухом) и сознанием. В Палийском каноне такие чувства обычно описываются как приятное (сукха), неприятное (дуккха) или ни неприятное, ни приятное ( адукха-асукха , пали adukkha-asukha ) .
Умственный фактор в медитации
В комментаториях, посвящённых буддийской медитации , развитие сосредоточенного погружения ( санскр. dhyāna , пали jhāna ) канонически описывается в виде пяти факторов, четасик ( санскр. caitasika , пали cetasika ), которые противодействуют :
- приложенная мысль ( витакка , пали vitakka ),
- устойчивая мысль ( вичара, пали vicāra ),
- радость/восторг/счастье ( пити , пали pīti ),
- счастье/удовольствие/блаженство (сукха),
- невозмутимость ( упекха , пали upekkhā )
(ментальные факторы) |
Первая дхьяна | Вторая дхьяна | Третья дхьяна | Четвёртая дхьяна |
---|---|---|---|---|
Кама/акусала дхаммы
чувственность/неискусные качества |
отстранены | - | - | - |
Пити (восторг) |
рождаются
отстранённостью; пронизывают тело |
рождаются посредством
самадхи; пронизывают тело |
исчезает
(вместе с несчастьем). |
- |
Сукха (нечувственное удовольствие) |
пронизывает физическое
тело |
оставлена
(ни удовольствия, ни боли) |
||
Витакка |
сопровождает
дхьяну |
объединение сознания,
свободного от витакки и вичары |
- | - |
Вичара | ||||
Упеккха | - | внутренняя уверенность |
равностность,
внимательность |
чистота равностности
и внимательности |
Как видно из таблицы, и пити , и сукха рождаются из телесного уединения и душевного покоя. « Висуддхимагга» различает пити и сукху следующим образом :
И везде, где два связаны, радость [пити] является удовлетворенностью при получении желаемого объекта, и блаженство [сукха] является фактическим переживанием этого получения. Где радость [пити], там и блаженство (удовольствие) [сукха]; но там, где есть блаженство [сукха], не обязательно есть радость [пити]. Радость входит в совокупность образований [санкхара]; блаженство входит в совокупность чувств. Если человек, измученный в пустыне, увидит или услышит о том, что на опушке леса есть пруд, он будет рад; если же он войдет в тень леса и воспользуется водой, он испытает блаженство.
Представляя простую цепочку обусловленных событий, которая перекрывает приведённое выше повествовательное изложение, в Упаниcа-сутте СН 12.23 говорится, что сукха возникает из спокойствия ( пассаддхи ) тела и ума и, в свою очередь, вызывает концентрацию ( самадхи ) . Ссылаясь на традиционную постканоническую палийскую литературу , связанную с этой суттой, Бхикку Бодхи добавляет следующее функциональное определение термина «сукха» :
-
Подкомментарий к Упаниса сутте объясняет сукху как счастье получить доступ к обладанию. Термин «доступ» (упачара) обозначает стадию культивирования безмятежности, непосредственно предшествующую полному погружению, намеченную цель медитации безмятежности. Доступ характеризуется отказом от пяти препятствий и возникновением «двойного знака», самосветящегося объекта внутреннего восприятия, который является фокусом для более высоких стадий концентрации.
Характеристика пробуждения
Ниббана ( санскр. Nirvāṇa ) влечёт за собой фундаментальное исчезновение или «вытеснение» процессов, связанных с нездоровыми желаниями, отвращением и невежеством. С точки зрения опыта пробуждения эти пагубные процессы расцениваются как возбуждение ума. В отличие от такого возбуждения, термин «сукха » и родственные ему слова встречаются в тех отрывках палийского канона , где речь идёт о характеристиках спокойствия ниббаны, «необусловленного», как блаженства :
-
Рождённое, наступившее, произведённое,
Сделанное, сформированное –
Непостоянно, сотворено из старения и смерти,
Этот источник болезни, бренное,
Рождённое от питания и проводника –
Не достойно того, чтобы наслаждаться им.
Спасение от этого – это спокойное, постоянное,
Лежащее за пределами умозаключений,
Нерождённое, несозданное, беспечальное,
Незапятнанное состояние – прекращение
страдательных качеств,
Успокоение формаций, блаженство
В санскритской литературе
В « Йога-сутрах» Патанджали использует слово «сукха», когда определяет асану как баланс между «сукха» и «стира» (сила, устойчивость, твёрдость) .
Примечания
- . Энциклопедия Кругосвет . Дата обращения: 3 июня 2021. 4 марта 2021 года.
- Monier-Williams M. Sukha // . — 1899. 3 июня 2021 года. от 3 июня 2021 на Wayback Machine
- www.wisdomlib.org. (англ.) . www.wisdomlib.org (10 августа 2008). Дата обращения: 28 июля 2021. 27 января 2021 года.
- ↑ , p. 70—71.
- , p. 3—4.
- ↑ . www.theravada.ru . Дата обращения: 4 июня 2021. 25 января 2020 года.
- ↑ . www.theravada.ru . Дата обращения: 30 мая 2021. 5 февраля 2020 года.
- ↑ . www.theravada.ru . Дата обращения: 5 июня 2021. 14 января 2020 года.
- Дмитрий Ивахненко по переводу с пали Тханиссаро Бхикху. . dhamma.ru . Дата обращения: 24 июня 2020. 7 июля 2012 года.
- Rhys Davids Thomas W., Stede William. Karuṇā // (англ.) . — 1-st. — Pali Text Society, 1921. 25 мая 2017 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 7 июня 2021. 11 января 2020 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 7 июня 2021. 29 марта 2020 года.
- ↑ . www.theravada.ru . Дата обращения: 10 июня 2021. 25 января 2020 года.
- Bodhi, Bhikkhu. (англ.) . — 1st. — Boston, Mass.: Wisdom Publications, 2005. — P. 296—8. — xxiv, 485 p. — ISBN 0-86171-491-1 ,. 15 июля 2021 года. от 15 июля 2021 на Wayback Machine
- . web.archive.org (5 ноября 2007). Дата обращения: 13 июня 2021. Архивировано 5 ноября 2007 года.
- Nanamoli. The Path of Purification: Visuddhimagga (англ.) . — Buddhist Publication Society, 1991. — P. IV, 100. — 907 p.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 13 июня 2021. 8 февраля 2020 года.
- Bhikku Bodhi. (англ.) . www.accesstoinsight.org . Дата обращения: 13 июня 2021. 25 февраля 2020 года.
- . www.theravada.ru . Дата обращения: 13 июня 2021. 7 февраля 2020 года.
- Сутра 2.17 // Йога-сутры Патанджали. Путь познания, созерцания и свободы / Переводчик С. М. Неаполитанский. — 2018. — ISBN 978-5-4493-0064-5 .
- (англ.) . Harmony Yoga (29 июля 2014). Дата обращения: 28 июля 2021. 18 февраля 2020 года.
Литература
- Bhikkhu Bodhi. . — 1st ed. — Boston, Mass.: Wisdom Publications, 2005. — xxiv, 485 с. — ISBN 0-86171-491-1 . — ISBN 978-0-86171-491-9 .
- Phra Thēpwēthī (Prayut). . — Albany: State University of New York Press, 1995. — xxiv, 302 с. — ISBN 0-7914-2631-9 .
- 2021-03-04
- 1