Вассалитет
- 1 year ago
- 0
- 0
Ала́я-виджня́на ( санскр. ālaya — дом, жилище; vijñāna — познание) — «аккумулированное сознание» , «коренное сознание» ( мула-виджняна ) ; понятие буддийской философской школы йогачара , или виджнянавада , означающее универсальную первооснову ума, сознания ( виджняны ), следовательно, в соответствии с субъективно-идеалистической доктриной данной школы ( читта-матра , «только ум»), — и всей реальности в целом, в том числе так называемых «внешних» объектов . Алая-виджняна как единый первоисток сознания и иллюзорного «внешнего» мира может быть сопоставлена с Атманом , однако, в отличие от него, она не является неизменным абсолютом , но, скорее, подобна вечно меняющемуся потоку состояний .
Алая-виджняна представляет собой хранилище («сокровищницу») частиц, или «семян» ( биджа ) , возникающих как «отпечатки» предыдущего опыта и преобразующихся под действием кармы в остальные семь видов виджняны, то есть в пять чувственных восприятий, умственное сознание ( мановиджняну ) и ложное сознание «эго» ( клиштамановиджняну ). Эти виды сознания конструируют «реальность» феноменального индивида, его безначальное и бесконечное перерождение, в котором невозможно определить, является ли первичным восприятие алая-виджняной «отпечатков» ( васан ) или первично их проецирование «вовне». При этом, с одной стороны, алая-виджняна «своя» для каждого существа , с другой стороны, её природа общая для всех индивидов . После достижения состояния бодхи (пробуждения) «семена» не исчезают, но прекращается их трансформация в кармические следствия.
Концепция алая-виджняны, часто идентифицируемой с умом- читтой , имеет достаточно широкий и неопределённый характер, колеблясь от отождествления алая-виджняны с высшей истинной реальностью, называемой татхата («таковость»), до понимания её как совокупности всех психических проявлений, «потока сознания» .