Джадж, Кристофер
- 1 year ago
- 0
- 0
Уильям Кван Джадж ( англ. William Quan Judge ; 13 апреля 1851 — 21 марта 1896 ) — американский писатель и юрист , один из трёх главных основателей Теософского общества , оккультист .
Уильям Кван Джадж родился
13 апреля
1851 года
в
Дублине
,
Ирландия
. Его отец, Фредерик Х. Джадж, был
мистиком
и
масоном
. Его мать, Алиса Мария Кван, умерла при родах после седьмой беременности
.
Уильям рос хилым ребёнком и в шесть лет серьёзно заболел. Врач сообщил его родным, что больной не выживет, и вскоре констатировал смерть. Однако вопреки медицинской науке, Уильям пришёл в сознание и начал постепенно выздоравливать. После выздоровления у него обнаружились способности и знания, которые раньше не проявлялись. Внешне он казался тем же самым и, в то же время внутренне изменился радикальным образом: семье, можно сказать, пришлось знакомиться с ним заново. Никто не знал, что он умеет читать, но, после выздоровления, на восьмом году жизни, он стал внимательно изучать все доступные ему книги по
месмеризму
,
френологии
,
религии
,
магии
и
философии
.
До тринадцати лет Уильям воспитывался в Дублине, затем его отец переехал со всеми детьми в
США
, прибыв в
Нью-Йорк
14 июля
1864 года
. Какое-то время старший Джадж и его дети жили в старом Коммерческом отеле на Кортлэнской улице, потом на Десятой улице, после чего они обосновались в
Бруклине
. Сначала Уильям работал в Нью-Йорке клерком, а затем начал изучать право в юридической конторе Джорджа П. Андрюса
.
В 21 год он стал американским гражданином
. В том же году, сдав экзамен, получил право на юридическую практику. Как адвокат, он специализировался в коммерческом праве
. Как юрист отличался аккуратностью, упорством и трудолюбием, завоевав этим уважение, как со стороны работодателей, так и клиентов
.
В 1874 году он женился на Элле М. Смит из Бруклина
.
В 1874 году Джадж узнал о Е. П. Блаватской . Ему попалась книга Г. С. Олкотта «Люди с того света», очень его заинтересовавшая. Джадж написал автору, чтобы узнать адрес заслуживающего доверия медиума . В это время поднялась волна интереса к оккультизму , и начались дискуссии о нём. Эксперименты нескольких людей, включая Блаватскую, на ферме братьев Эдди были предметом широкого обсуждения. Полковник Олкотт предложил Джаджу встретиться с Блаватской. Джадж позднее рассказал:
«Наша первая в этой жизни встреча с Е. П. Б. произошла в 1875 году в Нью-Йорке. Полковник Г. С. Олкотт позвонил мне по её просьбе из квартиры на Ирвинг Плэйс… Меня поразили её глаза, глаза человека, которого я знал в давно прожитых жизнях. Во время первой встречи она взглянула на меня, как бы узнавая, и с тех пор этот взгляд никогда не менялся… Это было так, как будто накануне вечером мы разошлись по домам, отложив на завтра задачи, требующие обоюдного участия. Мы были учителем и учеником, старшим и младшим братьями, стремящимися к одной цели» .
В сентябре 1875 года Генри Стил Олкотт предложил образовать общество для изучения оккультизма , каббалы и т. п. Уильям Джадж, энергичный, идеалистически настроенный молодой человек, был среди тех, кто стоял у истоков Теософского Общества . Когда в 1878 году Е. Блаватская и Г. С. Олкотт отбыли в Индию , он продолжил теософскую работу в Америке, не прекращая своей юридической практики. В конце 1883 года Нью-Йоркское общество было преобразовано в «Арийскую Теософскую Ложу», и Джадж был избран её президентом .
В 1884 году он отправился в Индию для временного исполнения обязанностей президента ввиду отъезда руководителей Теософского общества в Европу .
В 1886 году «Арийская Теософская Ложа» была преобразована в Американское Отделение Теософского Общества; Джадж стал его генеральным секретарём . В 1886 году Джадж начал издавать ежемесячный теософский журнал «Путь» (англ. The Path ), который существует и поныне .
В 1888 году он помогал Елене Блаватской в организации её Эзотерической школы . После смерти Е. П. Блаватской Джадж и Безант вместе руководили Эзотерической школой .
1 июня 1890 года ежедневная нью-йоркская газета «Сан» опубликовала редакционную статью о теософии. Материалы для публикации были предоставлены бывшим членом Теософского Общества профессором Эллиотом Коузом. В статье говорилось, что теософия — это ложная религия, утверждалось, что профессор Коуз «разоблачил ложь и мошенничество Блаватской, после того как она несколько лет морочила ему голову». Затем 20 июля 1890 года в воскресном приложении к «Сан» появилось обширное интервью с самим Коузом под заголовком «Блаватская разоблачена», в котором он продолжил развитие тем, начатых в редакционной статье. Кроме Блаватской были упомянуты Олкотт и Джадж, которых Коуз представил как обманутых и, вместе с тем, добровольных её сообщников .
Адвокатами Блаватской было возбуждено два дела: одно против Коуза, второе против газеты. Им был предъявлен иск за нанесение морального ущерба в размере 50 тыс. долларов. Второе дело, о клевете на Теософское Общество Нью-Йорка, возбудил против газеты Джадж, с иском в размере 60 тыс. долларов. Именно иск Джаджа и заставил «Сан», несмотря на смерть Блаватской, пойти на попятную .
В номере от 26 сентября 1892 года «Сан» поместила статью Джаджа , предварив её следующим собственным заявлением:
«На следующей странице мы помещаем статью, в которой м-р Уильям К. Джадж рассказывает о романтической и необычной жизни покойной г-жи Елены П. Блаватской. Мы пользуемся этим случаем, чтобы сказать, что статья д-ра Э. Ф. Коуза из Вашингтона, в которой содержались голословные обвинения личного характера в адрес г-жи Блаватской, а также её последователей, появилась 20 июля 1890 года на страницах „Сан“ в результате того, что редакция была введена в заблуждение. Эти обвинения, как выяснилось, не имели под собой веских оснований. Статья м-ра Джаджа снимает все вопросы относительно г-жи Блаватской, возникшие в связи с публикацией д-ра Коуза. Со своей стороны, мы хотим заявить, что выпады д-ра Коуза в адрес Теософского общества и лично м-ра Джаджа не подкреплены доказательствами, а посему их не следовало публиковать».
В своей статье о Блаватской Джадж, в частности, писал, что целью и задачей её жизни было разбить кандалы, выкованные духовенством для человеческого разума. Она хотела, чтобы все люди поняли, что должны сами нести бремя своих грехов , что никто другой не может сделать этого за них. Поэтому она принесла на Запад древние восточные учения о карме и перевоплощении . В конце статьи Джадж отметил:
«С 1875 года жизнь её состояла в одном неустанном стремлении привлечь в Теософское общество тех, кто способен бескорыстно трудиться, распространяя ту этику и философию, которые призваны осуществить идею братства человечества, доказывая подлинное единство и изначальную необособленность каждого существа. В своих книгах она преследовала ясно сформулированную цель — дать материал для интеллектуального и научного продвижения в этом направлении. Предложенная ею теория происхождения человека, его возможностей и предназначения, основанная на древних индийских источниках, отводит нам место гораздо более значительное, чем в подходе любой западной религии или науки. Согласно этой теории, каждому даны возможности развить в себе богоподобные силы и, в конечном итоге, стать сотрудником природы».
В 1893 году Джадж опубликовал книгу « Океан теософии », представляющую собой компендиум теософской доктрины .
Между тем, к 1894 году разногласия в связи с непризнанием руководством Теософского Общества подлинности полученного Джаджем послания от махатм привели к конфликту Джаджа с Олкоттом и Безант . В конце концов, в июне 1895 года Американская секция Теософского Общества объявила о своей «полной и абсолютной автономии», выделилась в независимое Американское Теософское Общество , и Джадж был избран его президентом . Организация, происходящая из фракции Олкотта, базируется в настоящее время в Индии и известна как Теософское общество Адьяр , в то время как организация Джаджа известна как .
Выполняя работу адвоката, Джадж побывал в Южной Америке , где заразился тяжёлой формой малярии , от которой умирали, как правило, на двенадцатом году после заражения. Однако Джадж, несмотря на болезнь, никогда не оставлял главного дела своей жизни. 1896 год был двенадцатым годом его болезни .
Скульптор А. Линдстрем, никогда не видевший Джаджа в жизни, делал слепок с головы умершего. Вот его мнение:
«Делая посмертную маску, я был потрясён формой головы мистера Джаджа, которая разительно отличалась от всего, что я когда-либо видел. Головы большинства выдающихся людей показывают развитие какой-нибудь одной, возможно нескольких способностей в ущерб другим. Я сразу же заметил, что голова мистера Джаджа свидетельствует о высоком, равномерном и хорошо сбалансированном развитии всех способностей. Это удивительное сочетание огромной силы воли с развитой в равной степени мягкостью, высшая практичность и приспособляемость с высоко идеалистичным характером, гигантский интеллект рука об руку с бескорыстием и скромностью…
Я считаю, что из всех черт нос наиболее точно определяет характер. Его нос был самой выдающейся чертой его внешности. Он показывал огромную силу и одновременно полный контроль над каждой мыслью и каждым действием, свидетельствовал о деликатности и чувствительности его натуры. Его рот отражал нежность и твёрдость в равной мере. Скулы свидетельствовали о силе воли. Мягкие волосы показывали утончённость и доброту. Взятое вместе всё это свидетельствовало о гармоничном развитии, отсутствии пороков. Внимательное изучение его головы в каждом аспекте доказывает, что он был великий и благородный человек. Если такой человек посвятил свою жизнь Теософскому Обществу, я думаю, что у такого Общества великая миссия».
«Два года назад я потерял в Нью-Йорке одну бумагу, которая представляла для меня довольно большой интерес. Я не думаю, что кто-нибудь, кроме меня, знал о ней, и абсолютно точно, что я не говорил о её потере никому. Однажды вечером, примерно две недели назад, когда я находился в гостиной мадам Блаватской вместе с м-ром Кейтли и с ещё несколькими людьми, я вдруг задумался об этой бумаге. Мадам встала, прошла в соседнюю комнату и почти сразу вернулась оттуда, подавая мне листок бумаги. Я развернул его и обнаружил, что это точная копия той бумаги, что была у меня два года назад. Это действительно была факсимильная копия, как я немедленно убедился. Я поблагодарил её, а она ответила: „Ну, я просто заметила в твоей голове, что она нужна тебе“».