Interested Article - Василид

Василид , или (в устаревшей передаче) Базилид ( греч. Βασιλείδης ; лат. Basilides ) — деятель раннего гностицизма , наставник из Александрии Египетской , учивший в 117—138 годах н. э. Его собственным учителем был Менандр Антиохийский или некий Главкиад, якобы ученик апостола Петра . По некоторым данным, кроме Александрии, Василид проповедовал у персов.

От сочинений Василида, как и от многих других гностиков, сохранились только цитаты в трудах его оппонентов, в основном апологетов христианства. Считается, что он был автором собственного Евангелия и «Экзегетики» — обширного комментария к нему из 24 книг.

Ученики Василида основали особую школу гностицизма в Египте , существовавшую ещё в IV веке, о чём свидетельствует Епифаний Кипрский . Одним из последователей Василида был его сын Исидор .

Учение

Реконструкция его учения затрудняется противоречивостью источников; однако Ириней Лионский приводит слова Василида, который утверждает, что высший, нерождённый Бог-Отец породил серию божественных сущностей, эманаций , в нисходящем порядке величия — Ум (Нус; собственно Христа, снизошедшего на человека Иисуса в момент крещения), Логос , Мысль, София , Сила и 365 ангелов, сотворивших материальный мир. Ипполит Римский , судя по всему, излагающий более позднюю редакцию учения Василида, излагает более сложное и оригинальное учение, в котором отсутствует представление об эманации, а в основе всего сущего провозглашается Ничто, Несущее (не-сущий Бог), содержащее в себе «панспермию» — все формы бытия, — и порождающее единосущное себе трёхчастное сыновство и ряд архонтов . Поскольку избранные уже спасены, нет надобности идти на конфронтацию с язычниками и на мученичество.

Василид даже утверждал, что Иисус не страдал и не был распят, но обманул иудеев, позволив, чтобы за него приняли Симона Киренейского, распятого в его образе, в то время как сам посмеивался над палачами. Арчибальд Робертсон видел в этом «совет избранным спасать свою шкуру и предоставить дураков их судьбе», свидетельствовавший об аморализации богатых александрийских христиан в правление просвещённого Адриана . Согласно Иринею, последователи Василида занимались магией и вели распущенный образ жизни. Климент Александрийский , впрочем, говорит, что это последователи испортили учение самого основателя школы.

В текстах символистов

Примечания

  1. Record #58294269, Record #1181145857144222922988, Record #43151776714118010171, Record #1047159474342127662610, Record #4163706502729420405, Record #13106830 // (мн.) — Даблин: OCLC , 2003.
  2. Basilides // — 2009.
  3. Робертсон А. Происхождение христианства. — М.: Издательство иностранной литературы , 1959. — С. 248—249.

Литература

на русском языке
  • Бергман Т. Т. Влияние иудейского мистицизма на концепцию школы Василида // Философские дескрипты. Барнаул. 2008. Вып. 7. С. 21-29.
  • Ириней Лионский . Против ересей . Кн.1., Гл. 24.
  • Сидоров А. И. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Ежегодник «Религии мира. История и современность». — М., 1982.
на других языках
  • (англ.) // The Catholic Encyclopedia . Vol. 2. New York: Robert Appleton Company, 1907.
  • Pearson, Birger A. (2008). «Basilides the Gnostic». In Marjanen, Antti; Luomanen, Petri. A Companion to Second-Century Christian «Heretics». Leiden: Brill. ISBN 978-90-04-17038-4 .
Источник —

Same as Василид