Interested Article - Марцеллина (гностик)
- 2020-09-05
- 1
Марцеллина ( лат. Marcellina ) — раннехристианский религиозный лидер карпократов в середине II века, известная преимущественно по трудам Иринея Лионского и Оригена . Она родилась в Александрии , но переехала в Рим во время епископства Аникета (ок. 157—168). Она привлекла большое количество своих последователей и основала карпократианскую секту марцеллиан. Подобно другим карпократам Марцеллина и её последователи верили в антиномизм , известный также как либертинизм , идею о том, что повиновение законам и предписаниям не является необходимым для достижения спасения. Они верили, что Иисус Христос был всего лишь человеком, но видели в нём образец для подражания, хотя и такой, который верующий мог превзойти. Сообщество Марцеллины, по-видимому, стремилось буквально реализовать основополагающее учение карпократов о . Марцеллиане, в частности, как сообщается, ставили клейма на внутренней стороне правых ушей своих учеников и почитали изображения Иисуса, а также греческих философов, таких как Пифагор , Платон и Аристотель . Хотя марцеллиане называли себя « гностиками », многие современные ученые не причисляют их к религиозному течению гностицизма .
Исторический контекст
Женщины играли видную роль во многих сектах ранних христиан как пророки, учителя, целители, миссионеры и пресвитеры . Мария Магдалина и были женскими последовательницами Иисуса, которые упоминаются в Евангелиях и считались знающими «тайны» « Царства Божьего » . Такие женщины, как Мария и Марта , служили явными образцами для подражания для Марцеллины и её соратниц-проповедниц . Символ веры, который, возможно, читался на христианских церемониях посвящения, цитируется апостолом Павлом в «Послании к Галатам» (3:28): «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» . В конце I века Маркион Синопский (ок. 85 — ок. 160) назначал женщин пресвитерами наравне с мужчинами .
Во II веке валентиниане , гностическая секта, считали женщин равными мужчинам . Монтанисты считали основателями своего движения двух пророчиц — и . Женщины-религиозные лидеры, подобные Марцеллине, не пользовались благосклонностью ортодоксальных богословов, которые обвиняли их в безумии, нечестии и одержимости демонами . Отец Церкви Тертуллиан (ок. 155 — ок. 240) жаловался: «Эти еретички — как они дерзки! У них нет никакой скромности; они достаточно смелы, чтобы учить, вступать в споры, проводить экзорцизмы , проводить исцеления и, может быть, даже крестить!» Он назвал одну женщину-религиозного лидера в Северной Африке как «эту гадюку» .
Биография и учения
Карпократианские учения
Будучи карпократом, Марцеллина проповедовала доктрину антиномизма , или либертинизма , которая утверждает, что только вера и любовь необходимы для достижения спасения и что все другие воспринимаемые требования, особенно повиновение законам и правилам, являются ненужными . Она, как и другие карпократы, верила, что душа должна следовать путём искупления, возможно, проходя через множество воплощений . Целью верующего по её мнению является выход из цикла перевоплощения путём восхождения через несколько стадий обожения . Карпократы верили, что Иисус был всего лишь человеком, не богом , и видели в нём образец для подражания, но в то же время пример, который особенно набожный верующий был способен превзойти . Главной добродетелью Иисуса они считали то, что он мог в совершенстве помнить божественное из своего предсуществования . Они также почитали греческих философов как образцы для подражания . Синкретический марцеллианский культ изображений является естественным следствием этого учения . Одним из основополагающих учений карпократов была идея социального эгалитаризма, выступавшая за равенство всех людей . Положение Марцеллины как лидера карпократианской общины в Риме указывает на то, что, по крайней мере для её общины, это была идея, буквально реализованная на практике . Некоторые карпократы, возможно, включая Марцеллину, владели всей имеющейся собственностью совместно и делили между собой сексуальных партнёров . Они также практиковали одну из форм агапы .
«Против ересей»
Отец Церкви Ириней Лионский (ок. 130 — ок. 202) писал в своём апологетическом трактате « Против ересей »:
Другие из них [карпократы] прижигают для отличия своих учеников заднюю часть выпуклости правого уха. Поэтому Марцеллина, которая при [епископстве] Аниките пришла в Рим и держалась этого учения, увлекла многих. Они называют себя гностиками, имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора , Платона , Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники
.
Марцеллина — единственная женщина, связанная с ранним гностическим христианством, которая, как известно, была активным религиозным лидером, обладающей властью. Другие женщины, такие как Елена (предположительно бывшая тирская проститутка, ставшая музой Симона Мага ), Филумена (пророчица, связанная с ) и Флора (ученица ), как известно, были активными пророчицами, учителями и учениками, вовлечёнными в секты, возглавляемые мужчинами , но ни одна из них не была известна как лидер . Тем не менее, Марцеллина всё же упоминалась в связке с Карпократом, учителем-мужчиной, который, по-видимому, принимал более активное участие, чем она, в руководстве последователями, написании трактатов и обучении последователей . Анна Макгуайр утверждала, что неясно, является ли это описание взаимодействия Марцеллины и Карпократа результатом собственного патриархального мировоззрения Иринея Лионского, фактических отношений между ними или того и другого .
Использование Марцеллиной изображений Иисуса и греческих философов не было необычным для римского общества того времени, потому что бюсты и изображения философов были обычными объектами поклонения в римском обществе II века . Хотя Ириней Лионский истолковывал это как признак неортодоксальности учения Марцеллины , для любого нехристианина-римлянина она была гораздо менее «отклоняющейся», чем «ортодоксальные» христиане . Поклоняясь бюстам философов и включая в их число Иисуса как величайшего из них, последователи Марцеллины почитали его так же, как почитали других философов во всём греко-римском мире . Карпократы, возможно, имели более интеллектуальное мировоззрение, чем другие секты , поскольку, согласно Клименту Александрийскому , сын Карпократа Епифан был обучен платонической философии . Тем не менее, утверждал, что почитание образов кажется весьма неожиданным для предположительно гностического течения , поскольку считается, что гностики презирали физическое тело . Он сделал предположение, что Марцеллина и её последователи, подобно своим языческим современникам, возможно, рассматривали представления философов о физическом сходстве как «окна в душу» и средство размышления над учением человека . интерпретировал использование Марцеллиной образов известных философов как указание на религиозный синкретизм .
отмечала, что Ириней не утверждает, что марцеллианский портрет Иисуса был неточным или что портреты Иисуса были изначально аморальными . Она также утверждала, что бюсты Иисуса и других философов у марцеллиан могли сохраняться ещё долго после того, как их секта пришла в упадок , отмечая, что почти столетие спустя римский император Александр Север (правил в 222—235 годах), как сообщалось, обладал коллекцией портретных бюстов различных философов, религиозных деятелей и исторических личностей, включая Иисуса, Орфея , Аполлония Тианского , Александра Македонского и Авраама . Тейлор писала: «насколько нам известно, один из многих неопознанных бюстов философа, которые существуют в сегодняшних коллекциях, возможно, считался Иисусом во II—III веках» .
Согласно Давиду Бракке, причина, по которой Марцеллина и члены её школы отождествляли себя с «гностиками», заключалась не в сектантском отождествлении с ветвью раннего христианства, известной как « гностицизм » , а скорее в эпитете для «идеального или истинного христианина, того, чьё знакомство с Богом было совершенным» . Он отмечал, что сам Ириней отождествлял Марцеллину и её секту с карпократами, а не с «гностической школой мысли» . Также Ипполит Римский , который опирался на Иринея как на источник, упоминания о том, что другая секта, известная как , «называет себя „гностиками“ по-своему, как будто они одни питались от удивительного знакомства с совершенным и добрым» . В конце IV века монах-аскет Евагрий Понтийский описал наиболее продвинутую стадию христианского аскетизма как «гностическую» , указав, что, несмотря на ассоциацию слова «гностик» с гностицизмом, она всё ещё сохраняла свое первоначальное положительное значение в том смысле, с которым отождествлялись Марцеллина и её ученики . также не причисляет Марцеллину и ее последователей к членам гностического течения .
«Против Цельса»
Ориген (ок. 184 — ок. 253) также кратко упоминает Марцеллину в своём трактате « Против Цельса », утверждая, что « Цельс знает также о марцеллианах, которые следуют за Марцеллиной, и гарпократиан которые следуют за Саломеей и других, которые следуют за Мариаммой , и других, которые следуют за Марфой » . Энн Макгуайр утверждала, что, поскольку все остальные фигуры, перечисленные Оригеном в этом отрывке, являются фигурами, упоминающимися в канонических Евангелиях, вполне возможно, что марцеллиане могли рассматривать Марцеллину не только как учителя и религиозного лидера, но и как «авторитетного источника апостольского предания» . Уильямс отмечал, что Ориген, по-видимому, знал, что марцеллиане называли себя гностиками , поскольку в другом месте в трактате он отметил, что одним из аргументов Цельса против христианства было существование различных сект, включая те, «которые называют себя гностиками» . Это, вероятно, относилось и к Марцеллине с её последователями , но Ориген воздержался называть их этим термином .
Признание
Неясно, как относились к Марцеллине и её последователям ортодоксальные христиане, жившие в Риме в 150—160-х годах . Ириней утверждал, что в его собственной конгрегации в Галлии в 180-х годах «мы не имеем с ними никакого общения ни в учении, ни в морали, ни в нашей повседневной социальной жизни» , но это утверждение не следует применять к христианам, жившим в Риме за 20 лет до этого . Ириней также утверждал: « Сатана поставил этих людей [то есть Марцеллину и её последователей] хулить святое имя церкви, чтобы [язычники] отворачивали свои уши от проповеди истины, когда они слышат их другую версию учения и думают, что мы, христиане, все похожи на них. Действительно, когда они рассматривают свою религиозность, они бесчестят нас всех» . Он также отмечал, что «они злоупотребляют именем [христианин] как маской» . Это указывает на то, что Марцеллина и её карпократианские последователи называли себя «христианами» , и, по крайней мере для посторонних, её секта казалась связанной с другими ветвями христианства .
утверждал, что вполне возможно, что члены ортодоксальной общины в Риме просто позволили Марцеллине и её секте тихо сосуществовать , но также возможно, что они активно осуждали их . определял антигностические сочинения Поликарпа Смирнского и Иустина Философа как отчасти косвенную реакцию против Марцеллины и её снисходительных нравственных учений . Марцеллину и других женщин-пророков, подобных ей, постоянно отрицательно изображали в историях и канонах, написанных сторонниками ортодоксии . Согласно Уильяму Х. Брэкни, источники указывают на то, что карпократы, возможно, продолжали существовать ещё в IV веке .
Примечания
- .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ .
- Ириней Лионский , Adversus Haereses от 12 февраля 2020 на Wayback Machine , translated by Alexander Roberts and William Rambaut
- Климент Александрийский , Строматы 3.5.3
- ↑ .
- .
Библиография
- Brackney, William H. (2012), , Lanham, Maryland, Toronto, Ontario, and Plymouth, England: The Scarecrow Press, Inc., ISBN 978-0-8108-7365-0
- Brakke, David (2010), , Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, ISBN 978-0-674-04684-9
- (1990) [1989], , Louisville, Kentucky: Westminster/John Knox Press, ISBN 0-664-22188-2
- Haskins, Susan (2005) [1993], , New York City, New York: Pimplico, ISBN 1-8459-5004-6
- (2003), Johnson, Marshall D. (ed.), , translated by Steinhauser, Michael, London, England: Continuum International Publishing Group Ltd., ISBN 0567-080501
- McGuire, Anne (1999), "Women, Gender, and Gnosis in Gnostic Texts and Traditions", in Kraemer, Ross Shepard; D'Angelo, Mary Rose (eds.), , Oxford, England: Oxford University Press, pp. 257—299, ISBN 0-19-510396-3
- Pagels, Elaine (1989) [1979], , New York City, New York: Vintage Books, ISBN 0-679-72453-2
- (1983) [1977], Wilson, Robert McLachen (ed.), , Edinburgh, Scotland: T & T Clark, ISBN 0-567-08640-2
- Streete, Gail Corrington (1999), "Women as Sources of Redemption and Knowledge in Early Christian Traditions", in Kraemer, Ross Shepard; D'Angelo, Mary Rose (eds.), , Oxford, England: Oxford University Press, pp. 330—355, ISBN 0-19-510396-3
- (2018), , New York City, New York: Bloomsbury T & T Clark, ISBN 978-0-5676-7151-6
- (1996), , Princeton, New Jersey: Princeton University Press, ISBN 1-4008-0852-9
- 2020-09-05
- 1