Interested Article - Читта
- 2021-11-21
- 1
Чи́тта ( санскр. चित्त , IAST : citta – «мышление», «ум», «сознание», а также «ощущение», «желание», «сердце») — понятие индийской , в том числе буддийской , философии и психологии, относящееся к совокупности психических проявлений индивида; комплекс индивидуального сознания; состояние ума. Иногда выступает синонимом манаса (ментальности, рассудка) и виджняны (распознавания). Однако, если манас специально определён как координатор способностей восприятия и действия ( индрий ) и «орган» рационального мышления, а виджняна сопоставляется с «различительным познанием», то читта имеет более обобщённый характер, включая в себя эмоции и память .
В доктрине йоги читта соответствует буддхи , или махату (высшему интеллекту) школы санкхья , однако рассматривается и шире, как аналог антахкараны , то есть всего внутреннего психического инструмента, объединяющего буддхи, ахамкару (самосознание, чувство «эго») и манас . Читта, как и антахкарана, сама по себе лишена сознательности, подобно всем видоизменениям Пракрити (первичной субстанции). Она лишь «отражает» свет абсолютного «Верховного Я» — Пуруши , приобретая тем самым иллюзию собственного сознания. Модификации читты ( читта-вритти ) — истинное познание ( прамана ), ложное познание ( випарьяя ), «знание слов» ( викальпа ), сон ( нидра ) и память ( смрити ) . Цель йоги — прекращение «колебаний» читты .
Веданта понимает читту как модус внутреннего органа (антахкараны), соответствующий вниманию и сосредоточенности .
Таким образом, в целом можно сказать, что читта — это отражение в обусловленном модусе необусловленного абсолютного принципа сознания ( чит ) , принимающее формы различных состояний и функций психики.
В буддизме читта (тиб. sems) также является собирательным обозначением ума, сознания . «Читта» в узком смысле означает «мысль» . В широком смысле — общий термин для обозначения психики вообще , включая сознание , ум , мысль, намерение, волю , а также бессознательное . Согласно буддийской доктрине, отношения, эмоции, желания, ненависть, аффективные реакции индивида порождаются не внешними объектами, а психикой, которая динамична , бес субстанциональна и представляет собой поток ( сантана ) элементарных состояний ( дхарм ) . По отношению к этому потоку употребляется термин «читта-сантана» — « континуум (или поток) мысли» , «непрерывность сознания» (тиб. sems rgyud). Одно из наименований школы йогачара , признающей сознание единственной реальностью, — читта-матра («только ум») .
В отличие от брахманистской доктрины абсолютного Брахмана как первопричины всего, буддийское учение о зависимом возникновении ( пратитья-самутпада ) утверждает, что нет ни абсолютных причин, ни абсолютных следствий: любая причина является одновременно следствием, и любое следствие является в свою очередь причиной. Так условием возникновения психо-телесного комплекса (нама-рупа) является «сознание» ( виджняна ), условием возникновения виджняны являются кармические формирующие факторы ( самскара ), условием возникновения формирующих факторов является невежество ( авидья ). Психо-телесный комплекс в свою очередь является условием для возникновения шести чувственных сфер (шад аятана: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, ума ) . И так далее (см. Двенадцатичленная формула бытия ).
См. также
Примечания
- Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь.
- ↑ Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 5, V.
- Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия, ч. 8, гл. 2.
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 8, XIV.
- Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте, гл. XIV.
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. I, ч. II, гл. 11, IV.
- Пятигорский А. М. Словарь дхармических терминов // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 360. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-389-17441-2 .
- ↑ Лысенко В. Г. Читта // Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 794. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
- Донец А. М. Глоссарий // Чандракирти. Введение в мадхьямику / под ред. В. М. Монтлевича; пер. с тибетского, предисловие, комментарии, глоссарий и указатели А. М. Донца. — СПб. : Евразия, 2004. — С. 453. — 464 с. — 1000 экз. — ISBN 5-8071-0165-0 .
- Терентьев А. А. От редактора (примечание 1) // Чже Цонкапа. Сокращенное руководство к этапам пути Пробуждения (Средний Ламрим) / пер. с тиб. А. Кугявичуса, под науч. и общ. ред. А. Терентьева. — М. : Фонд "Сохраним Тибет", 2016. — С. xi. — 656 с. — (Наланда). — 2000 экз. — ISBN 978-5-905792-29-8 .
- Рудой В. И. Введение в буддийскую философию. III. 1. Философская интерпретация основных положений буддийской религиозной доктрины // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / под ред. Л. Ш. Фридмана. — М. : Ладомир, 1998. — Т. 1. — С. 72. — 670 с. — 1000 экз. — ISBN 5-86218-280-2 .
- Пятигорский А. М. Словарь дхармических терминов // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 361. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-389-17441-2 .
- Матвеев С. А. Англо-русский словарь по буддизму, индуизму и смежным понятиям ISBN 978-5-413-01930-6 . / под ред. С. А. Матвеева. — М. : Амрита-Русь, 2023. — С. 284. — 376 с. —
- Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / Ин-т философии РАН / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература, 2011. — С. 550, 551. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9 .
Литература
- Радхакришнан С. Индийская философия. — М. : Академический проект ; Альма Матер, 2008. — 1007 с. — (Концепции). — ISBN 978-5-8291-0992-9 , ISBN 978-5-902766-34-6 .
- Чаттерджи С. , Индийская философия / Пер. с англ. А. В. Радугин (главы I—III), Е. А. Тучинская (глава IV), А. Р. Романенко (главы V—X); Под ред. В. И. Кальянова . — М. : Академический проект ; Альма Матер, 2009. — 365 с. — (Концепции). — ISBN 978-5-902766-55-1 , ISBN 978-5-8291-1137-3 .
- 2021-11-21
- 1