Interested Article - Харузина, Вера Николаевна

Вера Николаевна Харузина (1866—1931) — русский и советский учёный- этнограф , первая женщина, ставшая в 1907 году профессором этнографии.

Биография

Вера Николаевна Харузина родилась в богатой купеческой семье. Окончила московскую классическую женскую гимназию С. Н. Фишер , частные уроки математики брала у Н. А. Шапошникова .

Как и её братья, выбрала занятием науку, а именно — этнографию . Как пишет М. М. Керимова:

Жизнь и творчество Харузиных были тесно связаны с историей и культурой России и свидетельствовали об их глубоком интересе к русскому и другим славянским народам, а также к многочисленным нерусским народам и этническим группам, населявшим Российскую империю .

Особенным стимулом для В. Н. Харузиной стало посещение Антропологической выставки в Москве ( 1877 год ), но из-за того, что девушек не принимали в высшие учебные заведения, науку она начала изучать при поддержке братьев , а затем была слушателем курсов лекций по истории, этнографии и археологии в учебных заведениях Германии (1882), Франции (1892), Австрии (1901).

Большой личной трагедией для учёного стала смерть братьев М. Н. Харузина и, особенно, Н. Н. Харузина:

Вера гордилась своим братом, его необыкновенной энергией, глубочайшими знаниями и преданностью избранной науке. Трудоемкая работа по редактированию объемного труда Н. Н. Харузина очень много дала самой Вере, которая в начале XX в. тоже будет читать лекции по этнографии в Московских институтах .

С 1907 года читала лекции на Женских высших курсах , С 1911 — в Московском археологическом институте , а с 1927 — в Московском университете .

Тяжёлым испытанием стал для неё арест в 1927 году брата, А. Н. Харузина, — и только любовь к науке помогла ей продолжить работу по изучению этнографии.

Вера Николаевна скончалась 17 мая 1931 года , была похоронена в Москве на Дорогомиловском кладбище , при ликвидации которого останки были перенесены на Новодевичье кладбище .

Семья

Братья — М. Н. Харузин (1860—1888), А. Н. Харузин (1864—1932) и Н. Н. Харузин (1865—1900), все они посвятили свою научную деятельность изучению быта, материальным и духовным обычаям народов мира.

Библиография

Материалы для библиографии этнографической литературы. СПб., 1904. 295 с. (Приложение к книге Н. Харузина «Этнография». Вып. 4. СПб., 2005);

Об участии детей в обрядово-религиознной жизни // ЭО. 1911. Кн. 88-89. 78 с.;

Игрушки у малокультурных народов // Игрушка. Ее история и значение. М., 1912. С. 85-139;

Отчет о летней поездке в Германию (каталогизация, консервирование и размещение коллекций в этнографических музеях) // Отчет Московского археологического института за 1910-1911 гг. М., 1912. 96 с.;

Этнография. Вып. 1. Введение. Верования малокультурных народов. М., 1909. 592 с.; Вып. 2. Приемы изучения явлений материальной культуры (жилище, одежда, украшения, пища). М., 1914. 469 с.;

Примитивные формы драматического искусства // Этнография. 1927. № 1. С. 57-85; № 2. С. 283-300; 1928. № 1. С. 22-43; № 2. С. 3-31 ;

На основе многолетнего преподавания по курсу «Этнография», В. Н. Харузина выпустила один из первых учебников по данной дисциплине «Этнография» (М., 1909—1914, Вып. I—II). Посмертно вышла её работа «Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара» (М., 1941) .

Оставила интереснейшие воспоминания: Харузина В. Н. Прошлое: Воспоминания детских и отроческих лет. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 12 декабря 2010. 23 сентября 2015 года.
  2. Там же, стр. 20—21
  3. Там же, стр. 22
  4. . ethnographica.kunstkamera.ru . Дата обращения: 17 декабря 2021. 17 декабря 2021 года.
  5. См. подр.: С. А. Токарев в «Истории русской этнографии» М.: Наука, 1966, С. 420—426 — Как пишет М. М. Керимова: С. А. Токарев в «Истории русской этнографии» ошибочно причисляет В. Н. Харузину к эволюционистскому направлению в русской этнографии, однако в своей более поздней работе «Ранние этапы развития советской этнографической науки (1917 — середина 1930-х годов)». // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. V. М., 1971, 115—116, вероятно, пересмотрев свои взгляды, справедливо указывает, что В. Н. Харузина сочетала в своих научных трудах принципы разных школ и методов, взяв из них самое рациональное (См. также: Пименов В. В. Основы этнологии: Учебное пособие. — М., МГУ, 2007)

Литература

  • Керимова М.М. Жизнь, отданная науке. Семья этнографов Харузиных. Из истории российской этнографии (1880-1930-е годы) / Керимова М.М.  – М.: “Восточная литература”. 2011. 760 c.
  • Пименов В. В. Основы этнологии: Учебное пособие. — М.: МГУ, 2007
  • Токарев С. А. Истории русской этнографии — М.: Наука, 1966
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р — Я. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. — С. 224—384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3)

Ссылки

Источник —

Same as Харузина, Вера Николаевна