Interested Article - Сербы-мусульмане
- 2020-01-25
- 1
Сербы-мусульмане ( серб. Срби муслимани / Srbi muslimani ), также известные как сербы-магометане ( серб. Срби мухамеданци / Srbi muhamedanci ) — группа этнических сербов , исповедующих ислам , которая является частью религиозной группы наравне с представителями других национальностей, исповедующих ислам в стране.
Применение термина
Термин используется в следующих областях:
- Исследования в области этнографии и истории (сравнительные) для обозначения этнических сербских семей, исповедующих ислам.
- Самоназвание исповедующих ислам жителей Сербии и стран бывшей Югославии .
- Обозначение жителей сербского региона Новопазарский Санджак , исповедущих ислам
- Наименование славяноговорящих мусульман в Косово, Санджаке и частично в Боснии и Герцеговине (используется сербскими националистами , которые считают босняков и горанцев субэтносами, а не отдельными народностями).
История
Сербы, традиционно придерживающиеся православного христианского вероисповедания, впервые столкнулись с исламом и его влиянием в XIV веке после начала набегов турок на сербские земли (завоевание началось в 1371 году и продолжалось до начала XVI века). В это время прошёл первый процесс исламизации: в некоторых регионах меньшинство приняло ислам по своей воле или по принуждению османских властей. Самым известным представителем сербов-мусульман стал урождённый Байо Ненадич, известный под турецким именем Соколлу Мехмед-паша (1506—1579), Великий визирь Османской империи (1565—1579).
Королевство Югославия
Гайрет
Организация « » (с 1929 года — Культурное общество сербов-мусульман ) была основана в 1903 году и занималась развитием идеи сербской идентичности среди всех славян-мусульман, проживавших в Австро-Венгрии (в основном на территории современной Боснии и Герцеговины ) . «Гайрет» распространял теорию о том, что славяне-мусульмане Австро-Венгрии — это сербы, которые просто не помнят своё происхождение и корни своих семей . В то время среди боснийских мусульман были три теории об их происхождении, и теория о сербских корнях стала одной из самых распространённых в мусульманской общине на территории Боснии . Организацию запретило Независимое государство Хорватия : уцелевшие члены организации примкнули к югославским партизанам-коммунистам или югославским четникам .
Первая мировая война
В годы Первой мировой войны в Армии Королевства Сербия несли службу многие мусульмане, которые записывались в войско именно как «сербы» . Некоторые из них участвовали в боях на Салоникском фронте , и в архивах упоминаются имена таких сербов-мусульман, как Авдо Хасанбегович ( серб. Avdo Hasanbegović ), Шукрия Куртович ( серб. Šukrija Kurtović ), Ибрагим Хаджимерович ( серб. Ibrahim Hadžimerović ), Фехим Мусакадич ( серб. Fehim Musakadić ), Хамид Кукич ( серб. Hamid Kukić ) и Решид Куртагич ( серб. Rešid Kurtagić ) . Среди пленных боснийских мусульман, воевавших в армии Австро-Венгрии и попавших в сербский плен, также были сторонники вхождения Боснии в состав нового югославянского государства: помимо упомянутых выше Хасанбеговича, Мусакадича, Кукича и Куртагича, упоминаются Азис Сарич ( серб. Azis Sarić ), Алия Джемиджич ( серб. Alija Džemidžić ), Асим Шеремета ( серб. Asim Šeremeta ) и Ибрахим Хаджиомерович ( серб. Ibrahim Hadžiomerović ) .
Вторая мировая война
Сербы-мусульмане участвовали во Второй мировой войне как на стороне партизан Иосипа Броза Тито, так и на стороне югославских войск на родине (четников). Однако в рядах четников было не так много мусульман: одним из самых известных сербов-мусульман был , который руководил Мусульманской национальной военной организацией ( серб. Muslimanska narodna vojna organizacija ). В своей резолюции организация называла мусульман «неотъемлемой частью сербства» . Также в рядах четников был ветеран Первой мировой Фехим Мусакадич .
СФРЮ
В Социалистической Югославии все мусульмане, согласно первой переписи населения 1948 года, определялись как «сербы-мусульмане», «хорваты-мусульмане» или «неопределившиеся» мусульмане . Последний вариант стал наиболее распространённым во время переписи . Тем не менее, некоторые мусульмане говорили открыто о своих корнях: о своих сербских корнях говорил писатель Меша Селимович .
Югославские войны
В ходе попыток мирного разделения Боснии и Герцеговины за включение боснийских земель в состав СР Югославии и за признание живших там босняков гражданами СР Югославии выступал будущий президент Федерации Боснии и Герцеговины , утверждая, что босняки — это «принявшие ислам сербы». Сербская демократическая партия поддерживала инициативу, считая, что босняки должны сблизиться с сербами и продолжить войну против ВС Хорватии и хорватских вооружённых формирований . Политолог Йохен Хипплер отмечал в 1994 году: «Мусульмане — в основном по национальности сербы, хорваты составляют меньшинство, но это не спасло их от массовых убийств со стороны их же земляков, только потому что они были не как они» . Сербские националисты в годы войны часто говорили, что боснийские мусульмане — в основном сербы, которые попросту отреклись от христианства .
Перепись населения
В Сербии
Перепись населения Югославии в 1953 году показала, что на территории Народной Республики Сербии из этнических сербов ислам исповедовали 0,4% населения . По данным переписи 2011 года, таковых насчитывалось 0,04% от представителей сербской нации .
Некоторые представители
- (1878–1908), боснийский писатель
- Осман Джикич (1879–1912), боснийский писатель
- (1884–1945), боснийский политик и публицист
- (1886–1943), боснийский революционер
- Мустафа Голубич (1889–1941), четник, позднее деятель Коммунистической партии Югославии
- (уп. 1912–13), четник
- , писатель
- (1890–1973), писатель
- (ум. 1943), четник Югославских войск на родине
- (ум. 1943), участник Первой мировой войны в составе Армии Сербии, четник Югославских войск на родине
- , четник Югославских войск на родине
- (ум. 1944), четник Югославских войск на родине
- , четник Югославских войск на родине и писатель
- Меша Селимович (1910–1982), югославский писатель
- Эмир Кустурица (род. 1954), сербский кинорежиссёр (в 2005 году принял православие)
См. также
Примечания
- , p. 213.
- , p. 125.
- , p. 126.
- , p. 116.
- , p. 121.
- , p. 48.
- , p. 172.
- , p. 113.
- , p. 153.
- , p. 100.
- .
- , p. 184.
- , p. 100.
- , p. 341.
- , p. 164.
- , p. 323.
- , p. 193.
- , p. 194.
- ↑ , p. 90.
- , p. 95.
- , p. 381.
- , p. 175.
Литература
- Edward Allworth. . — Duke University Press, 1994. — ISBN 0-8223-1490-8 .
- Steven L. Burg, Paul S. Shoup. . — Taylor & Francis, 2015. — ISBN 978-1-317-47101-1 .
- Francine Friedman. . — Westview Press, 1996. — ISBN 978-0-8133-2097-7 .
- Republički zavod za statistiku Srbije. . — Beograd: Republički zavod za statistiku Srbije, 2014.
- Emily Greble. . — Cornell University Press, 2011. — ISBN 0-8014-6121-9 .
- Jochen Hippler. . — Pluto Press, 1994. — ISBN 978-0-7453-0695-7 .
- . — Institut za istoriju, 1984. — Vol. 20.
- . — Društvo, 1980.
- Alija S. Konjhodžić. . — 1974.
- Lazo M. Kostić. . — 1967.
- Dragoslav Ljubibratić. . — Nolit, 1961.
- Драга Мастиловић. . — Филип Вишњић, 2009. — ISBN 978-86-7363-604-7 .
- / Philip Emil Muehlenbeck (ed.). — Vanderbilt University Press, 2012.
- Mustafa A. Mulalić. . — Skerlić, 1936.
- Jørgen Schøler Nielsen, Samim Akgönül, Ahmet Alibašić, Brigitte Maréchal, Christian Moe. . — BRILL, 2009. — ISBN 90-04-17505-9 .
- Emran Qureshi, Michael A. Sells. . — Columbia University Press, 2003. — ISBN 978-0-231-50156-9 .
- Aleksandar Raković. Српски идентитет муслимана словенског порекла на постјугословенском простору у 21. веку (са освртом на повесни идентитет Срба Муслимана). — INIS. — С. 171–183.
- Enver Redzic, Robert Donia. . — Routledge, 2004. — ISBN 978-1-135-76736-5 .
- Stanoje Stanojević, Jovan Jovanović, Slobodan Jovanović, Nikola Stojanović. . — Geca Kon, 1935. — Т. 15.
- Ana S. Trbovich. . — Oxford University Press, USA, 2008. — ISBN 978-0-19-533343-5 .
- . — Vojnoizdavački i novinski centar, 2002. — Vol. 11.
- . — NNK, 1998.
- 2020-01-25
- 1