Павлович, Эдуард Бонифаций
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэфсэри , сафсери ( араб. سفساري ) , также хаик , — тунисское женское покрывало белого или светло-жёлтого цвета, надеваемое на голову женщинами на время нахождения вне дома. В широком смысле представляет собой разновидность магрибского женского покрывала. При ходьбе сэфсэри нужно держать руками, что требует навыка . Нередко считается, что в XXI веке сэфсэри либо совсем исчезли, либо что их носят только пожилые женщины, однако их популярность сильно возросла после революции 2011 года .
Сэфсэри — одно из множества женских покрывал региона; аналогичные прямоугольные отрезы ткани, выходя из дома, надевали берберки, еврейки, арабки, турчанки и другие жительницы Северной Африки . Многометровые одноцветные покрывала (как и лицевые вуали) появились в магрибских городах в среде обеспеченных жителей . В Алжире, Марокко и частях Туниса и Ливии для них использовалось название «хаик», в Тунисе — «сэфсэри» и «хрэм», в Алжире — «кса», в Ливии — «фаррашиййя», существовали и другие; в отличие от сельских покрывал их ткали мужчины-ткачи, обычно евреи .
Исторически сэфсэри производили из шерсти, он окутывал женщину от кончиков пальцев до макушки и надевался вместе с лицевой вуалью . В начале XX века шерсть была заменена на шёлк, а длина сэфсэри сократилась сначала с 7 до 4,5 метров, затем и до 2,2 м; в середине века ширина сэфсэри составляла 1,45 м, а к концу века увеличилась до 1,8 м . Современные сэфсэри делают также и из синтетических тканей .
В доколониальные и колониальные времена сэфсэри носили богатые горожанки Туниса, не занятые сельским хозяйством, при этом параллельно существовало множество других женских покрывал — региональных, сезонных и так далее — многие из которых к последней трети XX века перестали использоваться в повседневном ношении вне дома . Помимо мусульманок сэфсэри надевали и . Имелись региональные отличия в подвязывании и ношении сэфсэри .
В колониальный период сэфсэри, с одной стороны, использовались для «сокрытия» тунисок от французских глаз, с другой, активистки женского движения выступали против его ношения как пережитка прошлого, а с третьей — интеллектуалы-националисты заявляли, что покрывало нельзя приносить в жертву вестернизации Туниса . Колониальные интеллектуалы избрали головное покрывало символом притеснения женщин в «неполноценном» исламском обществе и использовали критику его ношения для легитимизации нападок на иноземные культурно-религиозные практики .
1920-е годы стали временем дебатов о статусе покрывала: в 1924 году незамужняя швея Манубия Уэртани публично сняла головное покрывало во время выступления на социалистическом мероприятии . В 1929 году были проведены открытые дебаты по вопросу практики покрывания головы в Тунисе, на которых феминистка-социалистка также публично сняла своё сэфсэри, после чего будущий премьер-министр Туниса Хабиб Бургиба опубликовал статью, в которой назвал покрывало маркером национальной идентичности и раскритиковал поступок Меншари . В обществе также шла полемика насчёт материала, из которого делают сэфсэри: смена тяжёлого, плотного шерстяного полотна на блестящий, облегающий шёлк, который также менее прочно держался на голове, одними воспринималась как одобряемое стремление к модернизации, а другими — как угроза существующему порядку . Вместе с тем у большинства тунисок не было возможности участвовать в обсуждении прав женщин в собственном регионе, а мужчины-политики во время полемики о практиках покрывания женщин преследовали прежде всего свои интересы .
Сэфсэри оставался символом тунисской идентичности в 1930—1950-х годах, во время борьбы за независимость .
После получения Тунисом независимости Бургиба изменил свою позицию в отношении покрывал ввиду желания увеличить численность работающих женщин, и начал кампанию по сниманию сэфсэри с тунисок . Он встречался с тунисскими женщинами в присутствии операторов и фотографов, после чего снимал с них покрывало; записи и фотографии этих встреч широко циркулировали в СМИ . Отношение к снятию покрывал в обществе было неоднозначным: сэфсэри символизировали богатство и высокий социальный статус, из-за чего многие женщины не хотели с ним расставаться .
Власти продолжали, с одной стороны, популяризировать сэфсэри как элемент и использовали его для противостояния исламистским политическим силам , призывавшим к ношению хиджаба , одновременно с этим сэфсэри стали высмеивать как атрибут воровок и сексуализировать, им начали покрывать в суде женщин, обвиняемых в , а Бургиба именовал его «жалкой тряпкой» . Следует отметить, что хиджаб, состоящий из головного убора и туники, в Тунисе почти не встречался до 1970-х годов .
Во время революции 2011 года женщины начали выходить на улицы в сэфсэри для того, чтобы символически противостоять одетым в чёрные покрывала исламисткам, призывавшим отменить запрет на ношение закрытой исламской одежды в образовательных учреждениях и на работе .
После смены власти сэфсэри занимает символическую нишу одежды невесты и её подруг для похода в свадебный хаммам , а также одежды для женщин старше 50 лет для посещения похорон . Оно также продолжает использоваться как подчёркнуто городской и арабский предмет, жительницы села и берберки и в XXI веке носят более цветную одежду и платок вместо покрывала . С распространением интернета и мобильных телефонов возникли практики демонстрации и популяризации национальной одежды в социальных сетях .
Сэфсэри надевают на демонстрации, его передают дочерям старшие родственницы, оно стало предметом культурной памяти тунисских женщин .