Interested Article - История цыган

en . Цыгане в дороге. 1856
П. С. Кройер . Две цыганки у своей хижины. 1878

История цыган — история этнической группы общего индийского происхождения , говорящей на цыганском его разновидностях ) языке, представители которой идентифицируют себя с en .

Происхождение названия

Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии — «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии, «лом» — у цыган Армении . Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком . Одна из теорий предполагает, что это название в конечном итоге происходит от формы «ḍōmba» — «человек из низкой касты, зарабатывающий на жизнь исполнением песен и игрой на музыкальных инструментах», засвидетельствованный в классическом санскрите . По другой версии корень «d’om» связан с «дамарой» и « дамару », санскритскими терминами для «барабана» и санскритским вербальным корнем «ḍam-» ( санскр. डम् ) — «звучать (как барабан)», и, возможно, восходит к дравидийским языкам . Часть исследователей, возводящих происхождение протоцыган в Индии к автохтонному австроазиатскому населению адиваси , считают, что их самоназвание происходит от аустроазиатского корня «ḍomba/ţumba», которые в свою очередь, восходят к «т’умба (ţumba)» с первым церебральным звуком, обозначающим различные растения, имеющие большое количество семечек ( тыкву , огурец , арбуз , фиговое дерево , инжир ), то есть, считающихся плодовитыми, и являвшихся у большой группы аборигенных племён тотемом .

Происхождение русского названия «цыгане» как экзонима условно возводится к X—XI векам , к «Житию святого Георгия Афонского » (датировано 1100 годом, описывает события 1054 года). Условно, так как ряд историков высказывает сомнения в том, что под упомянутыми в документе аттинганами (от греческого «αθίγγανος», «ατσίγγανος» — «неприкасаемый») подразумеваются предки современных цыган, а не en того времени. В любом случае, в дальнейшем это название закрепилось как одно из распространённых обозначений европейских цыган .

А. Козакевич . Цыганская семья
en . Цыганские дети. 1855

Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы bohémiens («богемцы», «чехи»), gitans (искажённое исп. gitanos ) или tsiganes (заимствование от греч. τσιγγάνοι , цинга́ни ), немцы Zigeuner , итальянцы zingari , голландцы zigeuners , венгры cigány или fáraók népe («фараоново племя»), азербайджанцы qaraçılar («чёрные»), грузины ბოშები ( бошеби ), мингрелы ჩაჩანეფი ( чачанефи ), армяне Գնչուներ ( гнчунер ), боша, финны mustalaiset («чёрные»), казахи долы , сығандар , узбеки люли , сигонлар , баски erromintxela , ijitoak ; албанцы jevgjit («египтяне»); евреи צוענים ‎ (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы کولی (коли́); литовцы čigonai ; латыши čigāni ; болгары цигани ; эстонцы mustlased (от эст. must — чёрный) . В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, рома́ ( англ. Roma , чеш. Romové , фин. romanit и др.).

Легендарные версии происхождения

Так как цыгане не имели письменности, то не сохранилось исторических документов, отражавших их происхождение. Устные семейные предания до недавнего времени сохраняли память не более чем о 10 поколениях предков и также не могут служить источником знаний об их происхождении . Кроме того, по мнению М. Хюбшмановой , цыгане сами не могли идентифицировать место своего происхождения как Индию, так как Индостан, зачастую, не воспринимался населявшими её народами как отдельный географический регион .

В связи с этим до конца XVIII века выдвигались различные теории происхождения цыган. Например, выдвигались предположения об их происхождении от немецких евреев в XIV веке или жителей Атлантиды . Одной из самых популярных (и поддерживаемой легендами, распространяемыми и самими цыганами) была теория о египетском происхождении цыган . Причём, отдельными авторами высказывались предположения об их происхождении непосредственно от древних египтян . Другие авторы считали, что цыгане проходили через территорию Египта во время своих миграций из Индии или, напротив, при миграции из Египта, заходили в Индию .

Другая распространённая теория предполагала происхождение цыган из Передней Азии , в частности, их связывали с потомками жителей города Синджар в Месопотамии или потомками племени , упоминающегося у Геродота , Страбона , и Аполлония Родосского . Значительное число авторов, так или иначе, связывало цыган с упоминаемыми в Византии en либо напрямую идентифицируя их как цыган , либо, считая, что произошёл лишь перенос названия от аттинган к цыганам . Часть авторов отрицали связь цыган с аттиганами .

de . Лагерь цыган. 1856
А. Козакевич . Картёжница. 1884

Интересно, что до XVIII века в литературе встречается как минимум два упоминания об индийском происхождении цыган — в летописи итальянского города Форли за 1422 год ( лат. aliqui dicebant, quod erant de India — «некоторые говорили, что они из Индии») , а также в еврейском документе, известном как «Хроника мира», в котором сообщается, что испанский король Филипп III в 1602 году «изгнал всех кушим , которые жили в его королевстве, чтобы они отправились на свою землю, в Индию, в место, где они родились, на их древнюю землю» . Но оба сообщения, скорее всего, являлись случайными догадками и не имели под собой научной основы .

Происхождение

Индийское происхождение предков цыган было установлено в конце XVIII века . Поскольку цыгане не вели исторических хроник и не сохранили в устных преданиях своей истории, большинство гипотез о ранней истории цыган и их предков долгое время были основаны на лингвистических исследованиях , к которым в последние десятилетия добавились генетические методы . Общепринятой является точка зрения, что предки цыган произошли из северо-западных регионов Индии (современные индийские штаты Гуджарат , Раджастан и Кашмир ). Согласно данным генетических исследований, они обособились от других народов индоарийской языковой группы примерно в V веке нашей эры .

Результаты лингвистических исследований, проведённых в 1920-х годах крупным индологом-лингвистом en , и которые разделяют лингвисты-ромологи en , en и М. В. Смирнова-Сеславинская , показывают, что предки цыган сформировались в центральных районах Индии приблизительно в III веке до н. э. и за несколько веков до исхода (не позднее конца V века н. э.) мигрировали в Северный Пенджаб .

Невыясненным остаётся вопрос этнической и социальной принадлежности предков цыган в индийском обществе. Согласно одной из гипотез, основанной на созвучии самоназваний, предки цыган («проторомы») являлись представителями этносоциальной группы «d’om / d’omba», живших в центральных и северо-западных областях Индии начиная с V—IV веков до н. э. и сформировавшейся позже в одну из самых многочисленных в настоящее время каст неприкасаемых « en » . Результаты генетических исследований, опубликованных в 2012 году, подтверждают данную гипотезу Некоторые исследователи высказывают предположение, что домы изначально являлись носителями одного из австроазиатских языков (то есть являлись представителями автохтонного населения адиваси , близкого к народам мунда ), перенявшие позже от своих соседей индоарийский язык , но сохранившие свой самоназвание . Основным контраргументом против данной гипотезы является отсутствие антропологической и культурной схожести между современными индийскими домами и европейскими цыганами.

В настоящее время в Индии проживают несколько кочевых племён и низших каст , которые имеют схожие с цыганами культурные признаки и, иногда, считаются родственными предкам цыган: en (акробаты), лути, банджары (кочевые торговцы), en (кочевые кузнецы) , en ( заклинатели змей ), en (семейные барды-летописцы), en (музыканты), бихари (циркачи) . В то же время, считается, что данная схожесть является чисто внешней и по отношению к этим группам используется термин «цыганоподобные племена» или «цыганоподобные касты» ( англ. gypsy-tribe ). По данным генетических исследований, опубликованных в 2012 году наибольшую генетическую схожесть цыгане имеют с изолированными народами проживающими в северо-западной и северной Индии: en в штате Раджастхан и кашмирские пандиты в Джамму и Кашмире .

Миграция из Индии

В настоящее время точно не известно, когда и по какой причине цыгане покинули Индию . Не исключено, что их исход был вызван сразу несколькими факторами .

Российский цыгановед Л. Н. Черенков отрицал теорию нескольких волн миграции, в рамках которой считается, что предки цыган вышли на Запад разными группами в течение нескольких веков. Если рассматривать цыганский язык без влияний европейских языков, он представляет собой язык единой этнической группы. В случае, если из Индии в разные периоды мигрировали представители касты дом, зотты и раджпуты, а затем уже в Европе смешались в цыганский народ, то каждая группа принесла бы с собой свою грамматику и лексику, чего не наблюдается. Современный романэс демонстрирует согласованность исходного наречия. Кроме того, более поздние волны при их наличии принесли бы с собой арабские заимствования (из персидских земель, завоёванных в VII веке мусульманами), чего лингвисты также не наблюдают. Путь мигрантов из Индии по территории Персии, Армении и далее прослеживается благодаря заимствованиям из местных языков. Это движение не было равномерным . Движение происходило в основном вдоль ветвей Великого Шёлкового пути .

Генетическими исследованиями установлено, что цыгане покинули Индию небольшой, генетически однородной группой , предположительно насчитывавшей около 1000 человек ( Гаплогруппа H ). Существует персидская легенда (записана Фирдоуси ), что цыгане попали в Иран из Индии при Бахрам Гуре , который был покорён их музыкальным искусством .

Цыгане в Византии

Принято считать, что первое упоминание о цыганах в Византии относится к 1054 году , что зафиксировано в «Житии святого Георгия ». Согласно источнику, самаритяне-атсингане помогли императору Константину Мономаху истребить диких зверей . В Византию они попали через территорию Ирана и Армению — пребывание на этих территориях отразилось в цыганском языке . На острове Крит цыгане ( atsingani ) известны с 1322 года . В Византии цыгане славились своим кузнечным делом .

Цыгане в Европе

Цыгане у стен Берна . Гравюра XV века
Ван Гог . Цыганский табор с фургонами. 1888

В XIV веке цыгане распространяются по Балканскому полуострову. В 1348 году их замечают в Сербии , а в 1378 году в Болгарии . В 1411 году цыганский табор был замечен в Чехии ( Богемия ) . В 1417 году цыгане впервые появились в Трансильвании , а к 1431 году они достигают Франции (Турне), причём там их считали выходцами из Богемии (цыгане — bohémiens ). В 1433 году одна из групп цыган была замечена в районе немецкого города Регенсбург . В 1500 году они достигают Шотландии , а в 1513 году — Швеции . В 1530 году в Англии были приняты первые антицыганские указы из-за занятий хиромантией . К настоящему времени на территории Евросоюза проживает 10 млн цыган .

Цыгане Ближнего Востока и Малой Азии

Цыгане в Америке

С 1539 года цыгане известны на территории Америки ( Карибские острова ), куда они попадали с территории Испании и Португалии. Некоторые цыгане принимали участие в работорговле. Массовая миграция цыган в Америку начинается лишь во второй половине XIX века . К XXI веку общее количество цыган в Америке достигло 4 млн человек, из них 1 млн проживает в США .

Геноцид цыган

В 1935-1945 годах на территориях Германии , стран — союзников нацистской Германии и оккупированных во время Второй мировой войны (1939—1945) стран был организован и осуществлён геноцид людей цыганской национальности . По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 200 000 — 1 500 000 человек . Количество пострадавших — ещё больше.

24 октября 2012 года в Берлине открыт мемориал цыганам, ставшим жертвами геноцида в нацистской Германии .

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л».
  2. Кушим — чёрные. Сегодняшние цыгане в Испании, в том числе называются kale — чёрные.
  3. Неизвестно, случилось ли обособление ещё при проживании предков цыган на территории Индостана или произошло в момент исхода цыган с территории Индостана.
  4. Имеется мнение, что в северных регионах Индии представители этой этносоциальной группы сформировались не в социальную прослойку, а в немногочисленную этническую группу « думаков ».
Источники
  1. Смирнова-Сеславинская М. В. от 20 апреля 2017 на Wayback Machine . Ранние формы потестарных систем: [сборник статей] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. и сост. В. А. Попов]. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2013. — 384 с.: ил. стр. 281
  2. Смирнова-Сеславинская М. В. от 20 апреля 2017 на Wayback Machine . Ранние формы потестарных систем: [сборник статей] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. и сост. В. А. Попов]. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2013. — 384 с.: ил. стр. 283—284
  3. en . A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages. p. 314. London: Oxford University Press, 1962-6.
  4. T. Burrow and M.B. Emeneau, A Dravidian Etymological Dictionary 2nd ed. (Oxford: Clarendon Press, 1984), p. 257, entry #2949.
  5. Смирнова-Сеславинская М. В. от 20 апреля 2017 на Wayback Machine . Ранние формы потестарных систем: [сборник статей] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. и сост. В. А. Попов]. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2013. — 384 с.: ил. стр. 290—291
  6. Марушиакова Е., Попов В. Циганите в Османската империя. София. 2000. стр. 13-15
  7. Санаров. В. от 26 мая 2018 на Wayback Machine
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. Смирнова-Сеславинская М. В. , Цветков Г. Н. от 12 июня 2018 на Wayback Machine .М.: Федеральный институт развития образования, 2011. 128 с. стр. 18. ISBN 978-5-85630-051-1
  10. Hübschmannová M. от 7 апреля 2022 на Wayback Machine . 2002.
  11. Рёге Jacob . «Bohemiens». в кн.: G. Menage . «Dietionnaire etymologique de la langue Frangaise», Т.I, Paris, 1750, pp. 207, 208
  12. J. C. Wagenseil . «De… libera civitate Noribergensi commentatio», Altdorfi, 1697, p. 435 ff.
  13. F. Predari . Origine e vicende dei Zingari, Milano, 1841, pp. 52, 53
  14. В. Шмаков . Священная книга Тота, М., 1916, стр. 53—56
  15. S. Roberts . The Gypsies; their origin, continuanc e and destination, 5th ed., London, 1842.
  16. S. J. Coleman . Gipsy rites, customs and legendary lore, Douglas, 1957, p. [3]
  17. F. de Villе . Tziganes. Bruxelles, 1956, p. 24.
  18. Н. de Sроndе . «Annalium… cardinalis Caesari Baronii continuatio», vol. 2, Littetiae Parisiorum, 1641, p. 237.
  19. J.-G. Hasse . Zigeuner in Herodot, Konigsberg, 1803.
  20. «Sigynnae». В кн.: «The Encyclopaedia Britannica», vol. 25, New York, 1911, p. 84
  21. F[orbiger A.] . Σίγιννοι. в кн.: «Real-Encvclopadia der classischer Alterthumswissenschaft», Bd. VI, Abt. 1, Stuttgart, 1852, S. 1183—1184
  22. J. Кarst . Origines Meditarraneae, Heidelberg, 1931, S. 382
  23. [С. С ] Peуssоnnel . Observatione s historiques et geographique s sur les peuples barbare s qui ont habite les bords du Danube et du Pont-Euxin, Paris, 1765, pp. 108—112.
  24. А. Павлов . Номоканон при Большом Требнике, М., 1897, стр. 133. 134
  25. F. Мiklоsiсh . Ober die Mundarte n und die Wanderunge n der Zigeune r Europa’s, «Denkschriften der k. Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-Historische Classe», Bd. 26, Wien, 1877, S. 55—66.
  26. X. I. Мищенко . Ἀθίγγανος не цігани, в кн. «Юбілейний зборник на пошану академика Дмитра Ивановича Багалія», т. 1, Кіев , 1927, стр. 183—196.
  27. Muratori, Script. Rerum italica XIX, 8. — Horváthová 1964
  28. Romano džaniben 1-2 / 2000, стр. 6-7
  29. Mendizabal I. , Lao O. , Marigorta U. M. et al. от 29 июня 2019 на Wayback Machine . Current Biology . Volume 22. Issue 24. p2342-2349. 18 December 2012
  30. Смирнова-Сеславинская М. В. от 20 апреля 2017 на Wayback Machine . Ранние формы потестарных систем: [сборник статей] / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [отв. ред. и сост. В. А. Попов]. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2013. — 384 с.: ил. стр. 281—282
  31. . Дата обращения: 1 июля 2022. 13 марта 2022 года.
  32. en Ancient People of the Punjab. The Udumbaras and the Salvas. Calcutta. 1960.
  33. Смирнова-Сеславинская М. В. от 7 января 2018 на Wayback Machine . Этнографическое обозрение. 2014. № 3. стр. 199
  34. . Дата обращения: 25 мая 2018. 26 мая 2018 года.
  35. Hübschmannová M. What can Sociology suggest about the Origin of Roms. Archiv orientální 40/1. 1972. pp. 51-64.
  36. .
  37. . Дата обращения: 25 мая 2018. 18 августа 2018 года.
  38. Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  39. . Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  40. . Дата обращения: 12 января 2019. 10 января 2019 года.
  41. . Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  42. . Дата обращения: 12 января 2019. 8 февраля 2019 года.
  43. . Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  44. . Дата обращения: 12 января 2019. 2 января 2019 года.
  45. . Дата обращения: 12 января 2019. 12 января 2019 года.
  46. . Дата обращения: 12 января 2019. 11 января 2019 года.
  47. Дата обращения: 12 января 2019. 30 мая 2022 года.
  48. Hancock, Ian. True Romanies and the Holocaust: A Re-evaluation and an overview // The Historiography of the Holocaust / Dan Stone. — Houndmills, Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006. — P. 383—396. — 573 p. — ISBN 9781403999276 .
  49. Ольга Демидова. . Deutsche Welle (24 октября 2012). Дата обращения: 2 августа 2017. 26 мая 2017 года.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Марушиакова Е., Попов В. Историческа съдба и съвременна картина на циганските общности в Източна Европа // Studii Romani. Т. VII. София, 2007.
  • A catalogue of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool, 1936
  • Black G. F. A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan), 1971
  • Catalogue of the Romany collection formed by Me Grigor Phillips D. U., Edinburgh, 1962.
  • «Etudes Tsigines», P., 1955-; «Roma», Chandigarh, 1974-, v. 1-.
  • «Journal of the Gypsy lore Society», old series, 1888-92, v. 1-3, new series, 1907—1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1-;
  • Marushiakova, Elena; Popov, Vesselin. Gypsies in the Ottoman Empire. Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2001.
  • Marushiakova, E., Popov, V.
  • Marushiakova, Elena and Vesselin Popov. 2016. Gypsies of Central Asia and Caucasus . London: Palgrave Macmillan .
  • Mikiosich F. Über die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80
  • Pott А. Г. Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Lpz., 1964.
  • Tcherenkov L. N. , Laederich S. The Rroma. Otherwise known as Gypsies, Gitanos, Γυφτοι, Tsiganes, Ţigani, Çingene, Zigeuner, Bohèmiens, Travellers, Fahrende etc. Vol. 1: History, language and groups. Vol. 2: Traditions and texts. Basel: Schwabe Verlag, 2004.
  • Vaux de Foletier F. de, Mille ans d’histoire des Tsiganes, [P., 1970]

Ссылки

Источник —

Same as История цыган