Interested Article - Марксизм-ленинизм

«Знамя марксизма-ленинизма». Рельеф времён СССР , изображающий «основоположников марксизма-ленинизма» (слева направо): К. Маркс , Ф. Энгельс и В. И. Ленин

Маркси́зм-ленини́зм — господствовавшая в СССР коммунистическая идеология , позиционируемая как основанная на наследии ленинизма ; в XX веке была господствующей коммунистической идеологией, будучи поддерживаема руководством Советского Союза и связанными с ним силами.

В 1920-е — 1930-е годы была установлена как официальная идеология Союза ССР и Коминтерна , а после Второй мировой войны и на протяжении всей холодной войны также стала официальной в странах Второго мира и в ряде стран Движения неприсоединения . Марксизм-ленинизм подвергался критике со стороны других марксистских течений , в том числе « западного марксизма », из-за противопоставления которому первый стали называть в том числе и «восточный марксизм» ; одним из его наиболее частых названий стал «советский марксизм» . Марксизм-ленинизм описывается как, с одной стороны, догматическое учение, а с другой, как инструмент государства и правящей партии, развивавшийся в соответствии с прагматическими задачами и текущей ситуацией . Свои господствующие позиции марксизм-ленинизм утратил после распада СССР .

С точки зрения его последователей, марксизм-ленинизм разрабатывался как учение В. И. Лениным , развившим учение К. Маркса и применившим его на практике . В странах «второго мира» официально объявлялся «идеологией рабочего класса » . Идеология видоизменялась, также включая в себя учения региональных коммунистических лидеров, имеющие значения преимущественно для руководимых им государств . В советской парадигме марксизм-ленинизм — единственная истинно верная научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, интегрирующая концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму и строительстве социалистического и коммунистического общества .

Согласно другому подходу, марксизм-ленинизм был государственной идеологией однопартийных режимов в странах Второго мира, развитие которой началось в 1920-е годы, уже после смерти Ленина, и основным теоретиком которой был И. В. Сталин ; начало развития идеологии относят к периоду внутрипартийной борьбы .

Почтовая марка СССР 1958 года с текстом «Да здравствует марксизм-ленинизм!» и профилями Маркса и Ленина ( ЦФА [ АО «Марка» ] № 2258)

В настоящее время марксизм-ленинизм является идеологией ряда коммунистических партий, в том числе правящих партий Кубы , Китая , Лаоса и Вьетнама . Государственная идеология Северной Кореи спорно считается производной от марксизма-ленинизма. Выше упомянутые марксистско-ленинские государства в западной академической традиции зачастую именуются коммунистическими государствами.

Марксизм-ленинизм отвергает анархизм и левый коммунизм , реформизм и социал-демократию ; он же утверждает теорию о необходимости стадии капитализма перед переходом к социализму . В марксизме-ленинизме важную роль играет идея диктатуры «партии – авангарда рабочего класса», которую Владимир Ленин выдвинул уже после Октябрьской революции как свою интерпретацию идеи диктатуры пролетариата . Согласно идеологии, именно это партия осуществляет пролетарскую революцию, организовываясь через демократический централизм ; после прихода к власти она устанавливает государственный контроль над средствами производства , подавляя конкуренцию, контрреволюцию и буржуазию, прокладывая тем самым путь к бесклассовому и безгосударственному коллективистскому коммунистическому обществу .

Возникновение и применение термина

В Советском Союзе термин «марксизм-ленинизм» вошёл в оборот как название обобщённого учения Ленина, с одной стороны, сохраняющего преемственность по отношению к теории классиков марксизма , а с другой стороны — развивающей таковую в силу революционной практики большевиков и опыта построения социалистического государства и его последующего экономического развития.

Как разновидность идеологии , марксизм-ленинизм лежал в основе программ правящих партий других социалистических стран, а в капиталистических и развивающихся — программ многих партий международного рабочего движения . Советско-китайский раскол повлёк за собой раскол в международном коммунистическом движении, изначально связанный с тем, что обе стороны заявляли о своей приверженности марксизму-ленинизму, взаимно обвиняя друг друга в отступлении от такового. В дальнейшем, несмотря на эволюцию взглядов в КНР , некоторые партии, организации и движения как на Западе , так и на Востоке , продолжают ссылаться в своих программных документах на «марксизм-ленинизм», толкование которого в каждом конкретном случае требует самостоятельного изучения.

История развития и краткое описание

Ленин принадлежал к числу сторонников «очищения» Маркса от элементов ненаучной « спекулятивной философии ». Ленин не считал, что отступает или прибавляет к идеям марксизма что-то существенное.

В марксизме-ленинизме метод материалистической диалектики получил дополнение в виде ортодоксальной формы взглядов, малейшее отступление от которых считалось ревизионизмом и каралось .

В ходе этой эволюции марксизм—ленинизм приобрёл ряд следующих основных элементов :

  1. диалектический материализм , который самим Марксом не был описан;
  2. исторический материализм , как сам Маркс предпочитал называть свою социальную философию (некоторыми теоретиками был включён в диалектический материализм в конце 1970-х гг. и истолкован как распространение принципов последнего на область общественных явлений);
  3. политическая экономия капитализма — критический анализ капитализма;
  4. теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным; такая теория отсутствовала в ортодоксальном марксизме;
  5. научный коммунизм — учение о неизбежном установлении нового общественного строя; при этом построение коммунизма то объявлялось делом ближайших десятилетий, то отодвигалось на «исторически обозримый период».

Таким образом дискурс этого учения, ясный и простой, начинался с:

Такая схема являлась руководством для всех, кто занимался теоретическими проблемами философии и идеологии и вошла во все учебники по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму . Р. Арон дал существовавшей системе такой отзыв: «В Москве и в так называемых социалистических странах создали определённую доктрину, идеологический катехизис, возведённый в ранг государственной истины» . «Марксистско-ленинская теория есть не догма, а руководство к действию», — отмечал « Краткий курс истории ВКП(б) ».

Основные отличия от классического марксизма

В марксизме отсутствовало понятие « партии нового типа». Диктатура пролетариата , согласно марксистскому учению, является необходимым средством в революционный период борьбы за власть во время перехода от капитализма к коммунизму. Учение марксизма-ленинизма о «партии нового типа», должной стать авангардом рабочего класса в ходе революции и строительства социалистического строя.

Другим важным моментом, в котором марксизм-ленинизм отошёл от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, победа социалистической революции возможна только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Теория перманентной революции , развивавшаяся Л. Д. Троцким начиная с 1905 года, отрицала промежуток между антифеодальной (буржуазной) и антикапиталистической (социалистической) революциями и утверждала неизбежность перехода от национальной к международной революции: начавшись в России как буржуазная , революция обязательно начнётся и в промышленно-развитых странах, но уже став социалистической. Сталин выдвинул идею о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если эта страна является отсталой, по-преимуществу крестьянской страной. Однако он приписал идею Ленину, для чего фальсифицировал высказывания как Ленина, так и Троцкого. Это позволило Сталину получить возможность резко противопоставить «ленинизм», утверждающий, что построить социализм в одной стране возможно, «троцкизму», преподносимому им как пораженческая, антиленинская позиция .

Соотношение с другими учениями и доктринами

Сталинизм

Сталинизм, будучи победившей идеологией в ВКП(б) , взял на себя преемственность, заявлял тождество с идеологией марксизма-ленинизма. Было объявлено о строительстве социализма в отдельно взятой стране . Ещё Ленин на III конгрессе коммунистического интернационала (1921 год) утверждал: «Получилось, хотя и крайне непрочное, крайне неустойчивое, но всё же такое равновесие, что социалистическая республика может существовать — конечно, недолгое время — в капиталистическом окружении» . Этот отход позиционируют по-разному: троцкисты как ревизионистское явление, сталинисты как продолжение идей Ленина.

Сам марксизм-ленинизм характеризуют в некоторых публикациях как идеологию сталинизма, главным теоретиком которой выступил сам Сталин, формирование которой началось в 1920-е годы после смерти Ленина: так, например, в Большой российской энциклопедии говорится, что в основу философии марксизма-ленинизма лёг раздел вышедшего в 1938 году « Краткого курса истории ВКП(б) » « О диалектическом и историческом материализме », написанный Сталиным ; сама книга стала основой идеологии марксизма-ленинизма, и Сталин, выступавший в роли главного теоретика этой идеологии, назвал «Краткий курс» «манифестом — песнь песней марксизма»; эта книга и закрепила термин марксизм-ленинизм . Официально при жизни Сталина идеология государства называлась марксизм-ленинизм , поскольку слово сталинизм в СССР не использовалось и было легализовано только в Перестройку, как слово ленинизм не использовалось при жизни Ленина. Хотя слово сталинизм и предлагалось, Сталин и сталинисты от него отказались, предпочитая позиционировать Сталина как ученика Ленина и «Ленина сегодня». Сторонники такого взгляда на марксизм-ленинизм критически относятся к идеологии, считая, что Сталин и его сторонники начали разрабатывать её как вульгарное прочтение марксизма и взглядов Ленина в угоду политической конъюнктуре, для теоретического обоснования политики сталинизма и утверждения победы Сталина во внутрипартийной борьбе . Согласно такой трактовке, хотя Сталин и стал основным теоретиком марксизма-ленинизма, сталинизм и марксизм-ленинизм не тождественны, так как в то время как сталинизм прочно связан с личностью самого Сталина и оканчивается с началом «десталинизации» , марксизм-ленинизм был сохранён как государственная идеология стран « Второго мира », подвергшись переработке .

Троцкизм

Лев Троцкий развивал марксистские идеи в теории перманентной революции . Троцкисты считают себя «большевиками-ленинцами», говорят о своей принадлежности к ленинизму , ссылаясь на цитаты Ленина о мировой революции. При этом самих троцкистов, как и Троцкого, сталинисты называют ревизионистами , утверждая, что их видение и взгляды Ленина разнятся. Связано это с поражением во внутрипартийной борьбе левой оппозиции перед сталинистским блоком.

Говоря о своей преемственности к ленинизму, термин марксизм-ленинизм троцкисты по отношению к себе не используют.

Маоизм

После XX Съезда и нарастания противоречий между СССР и КНР сторонники Мао Цзэдуна в международном коммунистическом движении объявляют себя носителями традиций марксизма-ленинизма в его сталинистском понимании в противовес (как считали они) обуржуазившейся партийной бюрократии КПСС .

Обосновывая предложенные Мао Цзэдуном теоретические тезисы (критика партийной бюрократии — « огонь по штабам ») и ставка на аморфные группы революционной молодёжи ( хунвэйбины ); осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях колониального и полуколониального государства; акцент на идее культурной революции ), маоисты объявляют их творческим развитием марксизма-ленинизма в форме марксизма-ленинизма-маоизма , которая является официальной идеологией правящей Коммунистической партией Китая .

Коммунистическая партия Китая утверждает, что руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, что обговорено и в её уставе: «Марксизм-ленинизм открыл законы исторического развития человеческого общества, его основные положения остаются верными и обладают могучей жизненной силой» .

Чучхе

Официальная идеология правящей Трудовой партии Северной Кореи , возникшей в 1955, в результате трансформации идей марксизма-ленинизма и идей Ким Ир Сена .

Официальная идеология СССР

Конституцией 1977 года марксизм-ленинизм был закреплён официальной идеологией Советского Союза . До этого в конституции СССР 1936 года была формально закреплена роль руководствовавшейся идеологией марксизма-ленинизма КПСС как доминирующей партии .

Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени .

С 1925 г. в СССР во всех вузах введён курс «Основы марксизма-ленинизма», составной частью которого являлась «История ВКП(б) ».

Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Издательская деятельность в СССР по теме «Марксизм-ленинизм» в 1979—1990 гг. характеризовалась следующими цифрами:

1979 1980 1981 1985 1987 1988 1989 1990
Кол-во книг и брошюр, печатных единиц 597 771 545 529 460 453 326 308
Тираж, млн экз. 20,600 25,6618 22,3762 21,0629 13,4011 12,7307 10,7185 5,6562
Печатных листов-оттисков , млн 294,2552 293,8961 222,3956 280,6508 214,1762 206,5520 116,7927 68,9841

Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.

Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.

Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли « экспортом революции »). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем .

Угасание интереса к марксизму-ленинизму

Это привело к тому, что коммунистический энтузиазм для многих сходил на нет. Первым глубинным свидетельством этого явилась новая Третья программа Коммунистической партии Советского Союза, провозгласившая в 1961 году, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» . Вера в реальность построения коммунизма для многих стала угасать с конца 1970-х гг.

Одним из признаков нарастающего кризиса марксизма-ленинизма стало то, что начиная с 1960-х гг. стали появляться работы, посвящённые философии науки, логике, истории философии и не связанные непосредственно с традиционной проблематикой диалектического и исторического материализма. Понятия «марксистско-ленинская философия» и «советская философия» уже не были идентичны и продолжали расходиться с течением времени. Целый ряд советских философов 1970—1980-х гг. не имел уже к марксизму-ленинизму отношения .

К началу перестройки два основных постулата марксизма-ленинизма — убеждение в том, что коммунизм способен опередить капитализм в сфере экономики, и убеждение в нравственном превосходстве идеалов коммунизма — для многих оказались подорванными. Даже вопрос о том, построен ли в Советском Союзе социализм, о полном утверждении которого так много говорилось со второй половины 1930-х гг., для многих так и остался без ответа. К началу 1990-х годов в СССР произошло постепенное отступление от марксизма-ленинизма как от доминирующей государственной идеологии .

После распада СССР КПРФ , фактически отойдя от марксистско-ленинской и коммунистической в целом теории, остаётся значимой политической силой, представленной в парламенте . Также, с 1990-х годов и до 2000-х, в России неоднократно появлялись марксистско-ленинские партии и организации ( РКРП , Рот Фронт и т. д.).

Критика

Критики марксизма-ленинизма относят к основным ошибкам учения марксизма-ленинизма его теоретическое положение, согласно которому коммунизм будет способен обеспечить более высокую производительность труда, чем капитализм .

Также, критика относится к авторитарным методам государств, чьей идеологией признавался марксизм-ленинизм.

См. также

Примечания

  1. "восточный+марксизм"+"марксизм-ленинизм"&dq="восточный+марксизм"+"марксизм-ленинизм"&printsec=frontcover
  2. . Дата обращения: 27 мая 2023. 27 мая 2023 года.
  3. . Дата обращения: 27 мая 2023. 27 мая 2023 года.
  4. Herbert Marcuse . от 5 декабря 2022 на Wayback Machine
  5. . Дата обращения: 17 ноября 2022. 17 ноября 2022 года.
  6. . Дата обращения: 27 мая 2023. 27 мая 2023 года.
  7. Марксизм-ленинизм // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина . — М.: Гардарики, 2004.
  8. от 10 января 2014 на Wayback Machine // Большой толковый словарь русского языка . / Под ред. С. А. Кузнецова . — 1-е изд-е: СПб. : Норинт, 1998
  9. Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма = Les Origines intellectuelles du léninisme. — 1-е. — М. : МИК, 1998. — 304 с. — ISBN 5-87902-029-0 .
  10. .
  11. Марксизм-ленинизм / Митин М. Б. // Ломбард — Мезитол. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 15).
  12. . Дата обращения: 27 мая 2023. 27 мая 2023 года.
  13. . Дата обращения: 27 мая 2023. 27 мая 2023 года.
  14. Марксизм // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина . — М. : Гардарики, 2004. — 1074 с. — ISBN 5–8297–0050–6.
  15. Ленин. В. И. ПСС, том 44. — С. 4.
  16. . Дата обращения: 1 мая 2023. 30 марта 2023 года.
  17. Зотов В. Д., Зотова Л. Д. Русская политическая мысль в XX веке. И.В. Сталин как теоретик марксизма-ленинизма // История политических учений. Учебник . — Норма, 2010. — ISBN 591768071X .
  18. . Сталинизм. Исследование происхождения, сущности и результатов = "Stalinismus". Untersuchung von Ursprung, Wesen und Wirkungen (нем.) . — Monda Asembleo Socia, 2017. — ISBN 2369600977 .
  19. Дата обращения: 27 декабря 2018. 14 августа 2018 года.
  20. Дата обращения: 28 сентября 2015. 4 марта 2016 года.
  21. Статья 6. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
    Вооружённая марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придаёт планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР». — Конституция СССР 1977 года).
  22. Статья 126. «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодёжи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». — Конституция СССР 1936 года
  23. Печать СССР в 1979 году: Статистический сборник / Всесоюзная книжная палата. — М. : « », 1980. — С. 16. — 207 с. — 10 000 экз.
  24. Печать СССР в 1980 году: Статистический сборник / Всесоюзная книжная палата. — М. : , 1981. — С. 18. — 255 с. — 10 000 экз.
  25. Печать СССР в 1981 году: Статистический сборник / Всесоюзная книжная палата. — М. : , 1982. — С. 18. — 255 с. — 10 000 экз.
  26. Печать СССР в 1985 году: Статистический сборник / Всесоюзная ордена «Знак Почёта» книжная палата. — М. : , 1986. — С. 18. — 311 с. — 8000 экз.
  27. Печать СССР в 1987 году: Статистический сборник / НПО «Всесоюзная книжная палата». — М. : , 1988. — С. 28. — 238 с. — 8000 экз. ISBN 5-279-00132-5 .
  28. Печать СССР в 1988 году: Статистический сборник / НПО «Всесоюзная книжная палата». — М. : , 1989. — С. 28. — 238 с. — 6500 экз. ISBN 5-279-00154-6 .
  29. Печать СССР в 1989 году: Статистический сборник / НПО «Всесоюзная книжная палата». — М. : , 1990. — С. 28. — 239 с. — 6000 экз. ISBN 5-279-00389-1 .
  30. Печать СССР в 1990 году: Статистический сборник / НПО «Всесоюзная книжная палата». — М. : , 1991. — С. 28. — 288 с. — 3500 экз. ISBN 5-279-00634-3 .

Литература

Ссылки

/ Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. ОГИЗ / Государственное издательство политической литературы. 1939. Стр. 135—147

Источник —

Same as Марксизм-ленинизм