Дома-музеи России
- 1 year ago
- 0
- 0
Работные (рабочие) дома в России изначально создавались с гибридным подходом — как часть системы исполнения наказаний , направленная на изоляцию и принуждение к труду преступников , и благотворительная деятельность по предоставлению работы нуждающимся.
Подход к работным домам в России несколько раз изменялся в сторону ужесточения и послабления.
Однако постепенно из них выделилась благотворительная ветвь учреждений, в которых нуждающимся предоставлялась работа, еда и кров, а страждущим предоставлялись относительно свободные условия проживания и добровольное участие в труде . Например, см. дома трудолюбия .
Первые законодательные упоминания государственной политики в области общественного призрения относятся к XVI веку .
В « Судебнике », принятом при Иване IV Грозном в 1550 году устанавливались правила о том, что нищие должны жить при монастырях .
В пятой главе изданного проходившем в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года церковном и земском соборе « Стоглаве » определяет содержание скитающимся по миру монахам и предлагает «изыскать» содержание на призрение бедных, больных и престарелых .
После пожара в Москве в 1676 году царь Фёдор III Алексеевич Романов оказал помощь погорельцам, строил дома для бедных и убогих, проявлял заботу о пленных . Считается, что именно Фёдор Алексеевич положил начало регламентации нищенства . В 1682 году, ссылаясь на опыт Англии , царь издал указ «О принудительной работе как средстве исправления нищенства», которым предусмотрел создание работных домов . Однако конкретных поручений Указ не содержал и потому не был исполнен .
Именные Указы от 30 ноября 1691 года и 14 марта 1694 года , были направлены на задержание нищих, установление причин нищенства, разделение нищих по несчастью и притворяющихся . Именно это являлось первыми попытками государства регулировать процессы общественного призрения, борьбы с нищенством на законодательном и исполнительном уровнях .
Первая попытка перенять уже достаточно развитый на тот момент западный опыт по созданию в России принуждающих к труду учреждений сделана Петром I . По Указу нищие объявлялись общественным злом и им запрещено было давать милостыню под страхом штрафа в 10 рублей , сам акт подаяния считался соучастием в преступлении, однако требовалось от чиновников решительных действий . В (1721) император определил учредить смирительные дома для « содержания в постоянной работе людей непотребного и невоздержного жития » . Тем не менее заметного практического развития эти указания в то время не получили.
В полной мере опыт работных домов распространился на Россию в конце XVIII века стараниями Екатерины II . Запретив в 1762 году нищим просить милостыню, государство со своей стороны предложило им работный дом в качестве средства выживания. При этом, по задумке императрицы, работные дома должны были иметь как принудительную, так и добровольную форму.
12 августа 1775 году императрица Екатерина II выпустила указ, обязав московского обер- полицмейстера Архарова создать работный дом, куда следовало принудительно помещать «молодых ленивцев», получающих «пропитание работой» :
…как между тем оказывается, в здешнем городе множество молодых лет ленивцев, привыкших лучше праздно шататься, прося бесстыдно милостыню, нежели получать пропитание работою, то для таковых, дабы прекратить им средство к развратной праздности, учредить рабочие дома под ведомством здешней же полиции, заняв для сего состоящий за Сухаревой башней прежде Карантинный двор, в котором и содержать мужеского пола ленивцев, употребляя оных для пиления дикого камня на казенные и партикулярные строенья за надлежащую плату, а также и на другие работы, по усмотрению Вашему. Для таковых же женского пола занять упраздненный Андреевский монастырь, определить им прядильную работу, брав потребный материал из адмиралтейской конторы, а также и другие работы тому подобные, и всем, как мужеского, так и женского пола, производить на каждого человека кормовых денег три копейки. Для содержания потребных караулов при рабочих домах требовать от здешнего гарнизона пристойную команду.
В том же году « Учреждение о губерниях » поручает созданным Приказам общественного призрения устройство в каждой губернии работных домов для содержания неимущих в добровольном и принудительном порядке для прокормления: «…в оных домах дают работу, а по мере работы пищу, покров, одежду или деньги… принимаются совершенно убогие, кои работать могут и сами добровольно приходят…»
Первоначально в работный дом принудительно отправляли бродяг и просящих милостыню нищих. Однако Указом Сената от 3 апреля 1781 года круг лиц, направлявшихся в работные дома, был расширен. Этот Указ устанавливал три вида воровства: воровство-грабёж, воровство-мошенничество и воровство-кража. За кражу на сумму до 20 руб. предписывалось направлять в административном порядке в работные дома
Указом Сената от 31 января 1783 года было предписано открыть работные дома во всех губерниях и направлять туда «обличенных в краже, грабеже и мошенничестве»
Первый московский работный дом размещался по двум адресам: мужское отделение в помещении бывшего Карантинного дома за Сухаревой башней , а женское — в упразднённом Андреевском монастыре на Воробьёвых горах . До 1777 года московский работный дом управлялся лично Архаровым, а затем особым советом из членов медицинского и административного персонала Екатерининской больницы и богадельни . Стоимость содержания заключённых относилась на заработанные ими средства, вознаграждение лиц, служивших при учреждении и прочие расходы — на специальные доходы полиции . Тем не менее на содержание из казны выделялось по три копейки в день на человека.
В первом московском работном доме мужчины были заняты на тяжёлых физических работах — зимой заготавливали дрова и камень для государственных и частных построек, летом же работали на кирпичных заводах и на земляных работах, а женщины занимались прядильным делом на нужды Адмиралтейства.
Вслед за москвой работные дома в России появились ещё в Красноярске и Иркутске (просуществовали до 1853 года ) .
В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», на базе которого в 1870 году возникла городская исправительная тюрьма «Матросская тишина» .
Таким образом первый московский работный дом выродился в чистое пенитенциарное учреждение .
В первую половину XIX века в России ощущалась острая нехватка работных домов. Особенно она была заметна в Москве и Санкт-Петербурге , куда в неурожайные годы в поиска работы и пропитания стекались массы страждущих.
В 1836 году на пожертвование купца Чижова [ уточнить ] у князя Юсупова [ уточнить ] купили для города его просторный «театральный» дом напротив Юсуповского дворца в Большом Харитоньевском переулке , № 24, которое с 1833 года было отдано внаймы правительству под приют для бедных.
На следующий — 1837 год в нём открылся московский городской работный дом.
Из-за истории своего происхождения он получил прозвище «Юсупов Работный дом» .
В 1838 году был утверждён устав Московского комитета по разбору дел о просящих милостыню и в его ведение бы передан «Юсупов Работный дом» с целью предоставления заработка добровольно приходящим и принуждения к труду профессиональных нищих и праздношатающихся . В том же году в нём устроили и освятили домовую церковь во имя Спаса Всемилостивого.
В 1839 году он окончательно перешёл в ведение города и стал работным домом .
Председатель попечительского комитета Нечаев, все члены комитета и служащие работного дома трудились без вознаграждения, делая собственные посильные вклады .
Число призреваемых доходило до 600 человек, в нём была открыта больница на 30 коек .
В это же время Г. Лопухин пожертвовал работному дому своё имение — село Тихвино Московской губернии Бронницкого уезда .
В 1877 при работном доме появилось детское отделение.
Несмотря на развитие до 1893 года «Юсупов Работный дом» влачил жалкое существование, так как фактически содержался на мизерные средства Комитета по делам нищих и пожертвования благотворителей, но они были столь скромные, что многие служащие работного дома работали бесплатно в пользу заведения.
В 1893 году Комитет по делам нищих был упразднён и работный дом перешёл в ведение только что созданного Московского городского общественного управления — теперь им занималось Городское присутствие по разбору и призрению нищих.
В 1895 для приюта и было выстроено двухэтажное здание на углу Малого Козловского переулка.
Число работников возросло настолько, что уже в 1897 году при работном доме было открыто отделение в Сокольниках с собственной домовой церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи, устроенной на средства благотворительницы О. А. Титовой. Тогда же была полностью поновлена и Спасская церковь, но её клир оставался малочисленным.
Несмотря на старания городской администрации повысить «престиж» заведения, в 1913 только 54 % постояльцев жили в нём добровольно — остальные отрабатывали принудительные работы .
«Юсупов Работный дом» в Большом Харитоньевском вместе со своей домовой Спасской церковью просуществовал до Октябрьской революции.
При Николае I делались попытки объединить общественную и государственную деятельность по призрению нищих под единоначалием последнего . Одной из первых инициатив в этой области стало создание в 1834 году под попечительством императора «Комитета о просящих милостыню» . Комитет должен был разделить всех нищих на четыре категории: больные, здоровые, но не имеющие работы, по лености и случайные и временные нищие . Ко всем категориям применялся собственный подход . В частности нищие по лености должны были подлежать исправлению в работных домах . Всем остальным категориям оказывалась материальная и медицинская помощь, а также содействие в поиске работы .
15 августа 1846 года Николай I подписал Уложение о наказаниях уголовных и исправительных — первый уголовный кодекс в истории России.
Составители уложения о наказаниях определили «рабочий дом» как наказание, соответствующее для неизъятых от телесных наказаний ссылке на поселение в отдалённые, кроме сибирских, губернии .
Заключение в рабочем доме сопровождалось лишением всех особых прав и преимуществ и назначалось на время от 2 месяцев до 2 лет, будучи разделено на 4 степени .
Заключённые разделялись по полу и возрасту; возрастных отделений было три, из которых каждое делилось на два разряда — низший и высший. Заключённые высшего разряда назначались на менее тяжкие работы и при освобождении получали ⅓ своего заработка. В низший разряд зачислялись рецидивисты ; они могли быть перемещаемы в высший разряд лишь по истечении 4 месяцев со дня поступления .
Учреждением рабочих и смирительных домов наряду с тюрьмой , арестантскими ротами , арестными домами и пр., уложение имело в виду достигнуть согласования характера каждого наказания не только с тяжестью, но и с свойствами преступного деяния — согласования, правильного в принципе, но трудноосуществимого на практике .
Всё созданное законом разнообразие мест заключения на практике, по выражению Николая Таганцева , сводилось «к полнейшему однообразию — один и тот же являлся, смотря по требованию, и тюрьмою, и рабочим, и смирительным домом» .
Заключение в рабочие дома было бессрочным, и увольнение из них было возможно, если человек доказал своё трудолюбие, либо заработал достаточно денег для самостоятельной жизни .
Эта попытка решить проблему нищенства централизованно, силами чиновников в очередной раз потерпела неудачу . По свидетельству А. Бахтиярова, в реальности «рабочие дома представляли собой клоаки, где никто не работал и царило пьянство» . Более того, в 1861 году рабочие дома вошли в противоречие с предоставлением вольности крестьянству .
Всё это привело к сокращению принудительного содержания в работных домах до одного месяца и фактически к упразднению контроля за нищенством со стороны государства .
Это вновь дало дорогу развитию частных инициатив в области работных домов, как по созданию более жизнеспособных поддерживаемых обществом и частным капиталом форм подобных заведений, так и по применению этих подходов к существовавшим на тот момент старым .
В 1865 году утверждается устав «Общества поощрения трудолюбия», учредителями которого были Александра Стрекалову , С. Д. Мертваго, Е. Г. Торлецкая, С. С. Стрекалов, С. П. Яковлев, П. М. Хрущов . Председательницей выбрали Александру Стрекалову (урождённая княжна Касаткина-Ростовская; 1821—1904) .
С 1868 года Общество поощрения трудолюбия вошло в Ведомство Императорского Человеколюбивого общества .
Впоследствии «Общества поощрения трудолюбия» реорганизовалось в первый в России исправительно-воспитательный детский приют, директором которого стал Николай Рукавишников .
Николай Рукавишников умер 8 августа 1875 года , после простуды, которую он получил, сопровождая своих воспитанников на прогулку на Воробьёвы горы . Был похоронен в Новодевичьем монастыре .
Осиротевший приют начал стремительно приходить в упадок. Чтобы не дать погибнуть делу всей жизни Николая Васильевича, его братья — Иван и Константин Рукавишниковы ходатайствовали о передаче приюта Московскому общественному управлению.
В сентябре 1878 года приют стал городским учреждением. Братья пожертвовали 120 тысяч рублей на покупку приютом собственного дома (заветная мечта Николая Васильевича) и 30 тысяч рублей на строительство церкви. Был приобретён трёхэтажный особняк на Смоленско-Сенной площади .
В декабре 1873 года по ходатайству Общества распространения полезных книг с «высочайшего соизволения» императора Александра II приют стал называться Рукавишниковским.
Согласно отчету в 1897 году в Рукавишниковском приюте обучались ремёслам 110 воспитанников. На тот момент при нём было открыто восемь мастерских: переплетная, футлярная, малярная, портняжная, сапожная, токарная, столярная, кузнечная и слесарная. У воспитанников был собственный оркестр. При выходе из приюта 18-летних юношей снабжали денежными пособиями, инструментом и одеждой. В течение трёх лет с ними поддерживалась связь, и если все шло благополучно, они получали необходимый капитал для открытия своего дела.
Не более 10 % выпускников Рукавишниковского приюта возвращались к прежней жизни, тогда как по данным Министерства юстиции 96 % детей, которые содержались в тюрьмах, вновь попадали на скамью подсудимых.
Рукавишниковский приют просуществовал до 1920 года .
10 октября 1882 года настоятелем Андреевского собора отцом Иоанном и лютеранином бароном Отто Буксгевденом был открыт Дом трудолюбия в Кронштадте , ставший одним из наиболее ярких примеров, изменивших подход к подобным заведениям в России , фактически приведших к распространению новой практики по всей стране в форме домов трудолюбия .
23 декабря 1892 года было открыто общество «Муравей» ( Фурштатская улица , 20), организованное с участием барона Буксгевдена по примеру французского «Societe des fourmis» и учреждённое 5 декабря 1891 года.
Первоначально общество сосредоточилось на благотворительности традиционным средствами. Так в соответствии с последней редакцией устава, утвержденной 31 марта 1911, ставило целью «1). Доставлять бедным детям на зиму теплое платье и обувь; 2). Доставлять работу бедным женщинам и 3). Оказывать призрение и воспитание детям до 12-летнего возраста» .
Однако через некоторое время «Муравей» перешёл от безвозмездной помощи к традиционной для социального предпринимательства практике — активному вовлечению опекаемых к изменению своей судьбы; также традиционным стал выбор основной цели воздействия — женщины, позаботившись о которых можно было помочь их детям. В июне 1910 года «Муравьём» был основан работный дом для бедных женщин на Петербургской стороне (заведующая — Е. П. Осипова), а в феврале 1911 года на Зверинской ул., 17 общество открыло мастерскую дамских нарядов, к работе в которой были привлечены некоторые девочки из убежища .
Общество прекратило деятельность в конце 1917 года .
В 1893 году Александра Стрекалова , последовав примеру северной столицы, учредила благотворительное общество «Московский муравейник», целью которого было оказание помощи беднейшим женщинам путём предоставления им работы .
Члены «Муравейника» — «муравьи» — вносили в кассу не менее 1 рубля и в течение года должны были за свой счет изготовить не менее двух предметов одежды .
Название «мураши» со временем закрепилось за работницами мастерских «Муравейника» .
После «Общества поощрения трудолюбия», Дома трудолюбия Иоанна Кронштадтского и «Московского муравейника» словосочетание «работный дом» для описания «трудовой благотворительности» в России стало выходить из обращения и ему на смену прошло понятие « дом трудолюбия » .
Октябрьская революция привела к прерыванию истории развития работных домов в России, при этом полностью уничтожив частную инициативу в этой области. Пришедшая к власти группа переложила всю ответственность за социальную политику на плечи государства.
В целом в СССР социальная функция осуществлялась довольно активно и успешно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право на медицинскую помощь, право на пенсионное обеспечение и т. д. В СССР при всеобщей официальной занятости трудоспособного населения во второй половине XX века существовала практика привлечения к судебной ответственности за тунеядство, наступавшая в тех случаях, когда гражданин не был официально оформлен на какую-либо работу с записью в трудовой книжке о приёме на должность. Так был осуждён к ссылке в Архангельскую область молодой ленинградский поэт Иосиф Бродский, и его право считаться профессиональным литератором оспаривалось в суде, так как он не имел литературного образования. Государство было почти единственным работодателем и следило, чтобы при смене места работы трудовой стаж не прерывался больше, чем на месяц, то есть новое место работы должно было быть указано в трудовой книжке не позже чем через месяц после увольнения со старого, что проверялось отделами кадров предприятий, а в случае необходимости - милицией (например, службой участковых уполномоченных органов внутренних дел по месту жительства правонарушителя) В случае большего перерыва в трудовом стаже при отсутствии уважительной причины (больничного листа) уменьшались и процент от зарплаты для расчета выплат по временной нетрудоспособности, и пенсионные начисления. Трудоспособный человек был обязан после увольнения либо самостоятельно устроиться на новую работу (что для обычного человека было не слишком трудно, так как предприятия у своих проходных вывешивали вакансии и не закрывались), либо обратиться в районное Бюро по трудоустройству населения. К исправительным работам на стройках народного хозяйства СССР приговаривались и другие правонарушители, а трудовую повинность несли и "пятнадцатисуточники" - лица, получившие наказание в виде задержания на 15 суток, например, за хулиганство. Для борьбы с алкоголизмом какое-то время существовала система привлечения через суд к принудительному труду и медицинской реабилитации лиц, злоупотребляющих алкоголизмом и склонных к правонарушениям - ЛТП, лечебно-трудовые профилактории закрытого типа.
Особый статус приобретала социальная защита детей, так как в социалистическом обществе о воспитании и содержании детей должны заботиться не отдельные родители, а всё общество в целом .
С распадом СССР и переходом к капитализму занятость трудоспособного населения перестала быть обязательной (исчезла статья о наказании за тунеядство) и гарантированной государством, хотя власти регионов имеют в своем составе комитеты по труду и занятости населения, руководящие местными подразделениями государственной службы занятости. Эта служба собирает информацию о вакансиях и бесплатно предоставляет ее гражданам. Если гражданину трудоспособного возраста не удается подобрать вакансию в соответствии с его имеющейся квалификацией, он может быть направлен службой занятости на бесплатное для него переобучение по одной из востребованных специальностей для последующего трудоустройства. На время нахождения на учёте в государственной службе занятости лицо, признанное безработным, ищущим работу и готовым к ней приступить, имеет право на получение пособия по безработице и стипендии на время переобучения. Существуют и негосударственные организации по подбору персонала, часть из которых берет плату только с работодателей, а другие и с соискателей вакансий, и некоторые такие фирмы оказываются мошенническими, заключая договоры на информационное обслуживание, не гарантируя реальных вакансий за действительно уплаченные им деньги.
В крупных российских городах (например, в Санкт-Петербурге) на улицах можно встретить объявления от организаций с названиями «Рабочий дом» , «Восстановительный центр», «Тёплый дом» (в Крыму) и тому подобных, приглашающих граждан России, а иногда и других стран СНГ на работу с проживанием и регулярными выплатами. В прессе были сообщения о том, что такие фирмы, привлекая людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, практикуют в их отношении фактически современную форму рабства (отнимают документы, не дают свободы перемещения, лишают заработка, произвольно наказывают). Такие случаи действительно были, но это случаи криминального характера.
Иногда в РД берут и местных жителей, которые по разным причинам не находят себе работу самостоятельно, но при этом живут дома вблизи, а и иногда и в самих крупных городах. Поскольку они не занимают мест в РД, их зарплата порой в 3 раза больше чем у казармистов рабочего дома. Это объясняется тем, что они, не занимая койко-мест в РД, выполняют ту же работу, при этом не готовы работать за 30—40 % от полноразмерной зарплаты , но за 80—90 % готовы вполне.