Болеслав V Стыдливый
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пробудившийся стыд» ( англ. The Awakening Conscience , досл. «Пробудившаяся совесть») — картина, написанная в 1853 году английским художником-прерафаэлитом Уильямом Холманом Хантом , одним из основателей Братства прерафаэлитов . На картине изображена куртизанка , поднимающаяся с колен мужчины в момент раскаяния.
Работая над полотном, большое внимание художник отводил деталям. Отсюда практически все отображённые на полотне предметы несут смысловую нагрузку и служат разгадками для сюжета картины. Джон Рёскин высоко оценил талант Ханта, и картина стала одной из самых известных работ художника. Сам автор два раза вносил изменения в полотно: в первый раз по просьбе владельца картины он изменил лицо женщины, второй раз ему предоставилась возможность улучшить детали.
Сейчас «Пробудившийся стыд» находится в зале № 14 Британской галереи Тейт после дарения картины галерее владельцами в 1976 году.
В своей книге «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов» Хант писал, что изначально идею для композиции картины ему дал роман « Дэвид Копперфилд » Чарльза Диккенса и художник стал посещать «разные прибежища падших девушек» в поисках подходящего места для новой картины. Хант не планировал воссоздавать какую-либо конкретную сцену из романа, но изначально хотел захватить что-то общее: «падшая девушка, ищущая любви, наконец находит объект поиска» . Позже он передумал, решив, что такая встреча вызовет разные эмоции в девушке, но вряд ли покаяние , которое он хотел показать. В итоге художник остановился на идее, что мужчина будет наигрывать песню, которая вдруг напомнит падшей женщине о прошлой жизни и этот момент станет переломным для неё .
Натурщицей для изображения женщины стала Энни Миллер , которая часто позировала для прерафаэлитов и до 1859 года была помолвлена с Хантом. Мужская фигура может быть списана с Томаса Седдона или Августа Эгга , бывших друзьями Ханта.
Изначально может показаться, что на картине изображены сиюминутные разногласия между мужем и женой, но название картины и символы, присутствующие в ней, дают понять, что это любовники. На левой руке у женщины нет обручального кольца. По всей вульгарно обставленной комнате разбросаны напоминания о пустой и праздной жизни: кошка под столом играет с пойманной птицей; часы укрыты под стеклом; висящий на фортепиано гобелен не закончен (спутанные нити гобелена символизируют нити жизни); на стене висит картина ; на полу брошен текст музыкального оформления Эдварда Лира лирической поэмы Альфреда Теннисона « », а на фортепиано стоит произведение «Часто в тихую ночь» Томаса Мура , рассказывающее об упущенных возможностях и грустных воспоминаниях о счастливом прошлом .
Искусствовед отмечает, что хотя интерьер на картине теперь рассматривается как « викторианский », он всё же источает пошлость нувориша, что было бы неприятно современному зрителю . На рамке картины написан стих из Библии :
Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу
— Прит.
В некотором смысле эта картина является парной к религиозной картине Ханта « Светоч мира » , изображающей Христа , держащего фонарь и стучащего в заросшую бурьяном дверь, символизирующую «закрытое сердце» . Содержанка на картине «Пробудившийся стыд» может быть ответом на этот образ, её совесть «открывает сердце» изнутри. Хант видел в изображении женщины пример того, как дух небесной любви призывает душу отказаться от низшей жизни .
Выражение лица девушки на картине — это не то выражение боли и ужаса, что увидели зрители, когда картина была впервые выставлена, потрясая многих критиков. Работа была заказана Томасом Фейрберном , манчестерским промышленником и меценатом прерафаэлитов. Эгг обсуждал с ним идеи Ханта и, возможно, показал несколько начальных эскизов . За картину Фейрберн заплатил Ханту 350 гиней. Полотно было выставлено в Королевской академии художеств в 1854 году вместе со «Светочем мира». Глядя на картину изо дня в день, Фейрберн не мог выдержать выражения лица содержанки, поэтому уговорил Ханта смягчить лицо девушки на картине. Художник приступил к работе, но вскоре заболел и картина в почти первозданном виде была показана на выставке в Бирмингемском обществе художников в 1856 году, прежде чем была перерисована. Позже Ханту удалось поработать над своим творением ещё раз и, по признанию Эдварда Лира , художник существенно улучшил картину . Как отмечается в антрвольтах , Хант ретушировал картину в 1864 году и снова в 1886, когда восстанавливал работу после реставрации в промежуточный период .
Викторианский теоретик искусства и покровитель прерафаэлитов Джон Рёскин высоко оценил «Пробудившийся стыд» как пример нового направления в британском искусстве, создававшийся фантазией художника, а не хроникой событий. В своём письме 1854 года газете The Times Рёскин, защищая работу, утверждает, что картина приобретает трагический смысл, если правильно прочитать её по объектам в комнате . Он был поражён и суровым реализмом комнаты, отметив, что раскрытие характеров через интерьер выгодно отличает картину от « Модного брака » Уильяма Хогарта . «Общий, современный, вульгарный» интерьер перегружен блестящей, неиспользованной мебелью, которая никогда не будет частью дома. Для Рёскина эта изысканная деталь картины обратила внимание на неизбежный разрыв отношений пары . Идея визуально отобразить переломную секунду для жизни человека позднее была показана в 1858 году в триптихе « » Августа Эгга .
Картина перешла по наследству к сыну Фейрберна, сэру Артуру Гендерсону Фейрберну, 3-му баронету. В январе 1946 года полотно было анонимно продано на аукционе Christie's и было куплено Колином Андерсоном в 1947 году. В 1976 году картина была подарена Британской галерее Тейт .