Рабочая оппозиция
- 1 year ago
- 0
- 0
Оппозиция сектам , деструктивным культам и новым религиозным движениям (НРД) — критика и иная деятельность, направленная против групп людей, которые рассматриваются как НРД (или как культы, секты, в зависимости от принимаемой терминологии) с социологической или теологической точек зрения. Оппозиция исходит из нескольких источников с разнообразными интересами и точками зрения. В ней участвуют представители традиционных религий (особенно ярко выражено « »), светские исследователи, собирающие и публикующие критическую информацию (многие из них принадлежат к антикультовому движению ), критически настроенные прежние участники НРД, деятели науки — социологи , психологи , скептики и критики религии . В обществах тоталитарного типа, где прямо или косвенно отрицается право на свободу вероисповедания , противодействие НРД может принимать идеологический, политический и социальный характер.
В России деятельность, выражающаяся в активной критике и противодействию НРД, обычно называется «антисектантством» .
История противодействия группам людей, исповедующим нетрадиционную, «неправильную» религию, по всей видимости столь же стара, как и сама история религии.
Особенно остро проблема противостояния НРД встала в США в 1960 — 1970-х годах , когда появилось множество новых религиозных организаций, и общество, в частности родители детей-участников НРД, начало проявлять свою обеспокоенность нетипичным и асоциальным характером поведения представителей некоторых НРД, разрушением семей, рядом других социальных, психологических и физических последствий участия в НРД, особенно в связи с громкими случаями самоубийств их членов. По США прокатилась волна судебных процессов, в которых ответчиками были как представители НРД, так и оппозиции.
В среде исповедующих традиционные религии (в основном различных христианских конфессий ) сформировалось несколько групп для противостояния тому, что они рассматривают либо как самостоятельные еретические учения, либо как противоречащие догматам варианты (культы) их собственных религий. Они занимаются критикой учения, религиозных практик и деятельности НРД с позиций вероучения традиционных религий мира . В академических исследованиях на Западе совокупность таких групп обычно называется контркультовым движением ( англ. countercult movement, CCM ). Доктор теологии Венского университета В. А. Мартинович применяет аналогичный термин — «противокультовая» или «конфессиональная школа сектоведения» — для описания профессиональных или любительских групп исследователей, занимающихся критикой НРД (по его терминологии — «сект») с позиции вероучения традиционных религий мира, либо с точки зрения какой-либо идеологии.
Контркультовое движение представлено богословами, миссионерскими центрами и рядовыми членами религиозных групп, защищающими основы своего вероучения и изобличающими построения НРД (культов, сект) с позиций их вредности для духовного развития человека. Главная цель представителей этого движения состоит в предохранении последователей своей религиозной организации от чужеродных влияний и ухода в иные религиозные и политические группы, в убеждении вернуться своих прежних участников, примкнувших к НРД.
В настоящее время в контркультовом движении участвуют не только различные христианские конфессии, оно охватывает и представителей мусульман, иудеев, индуистов, буддистов и других традиционных религий . К православному течению в России принадлежат протодиакон Андрей Кураев , о. Серафим Роуз , о. Олег Стеняев , протоиерей Владимир Фёдоров, архимандрит Рафаил Карелин и другие . В некоторых российских религиозных учебных заведениях существует учебный предмет « сектоведение ».
Наиболее организованное контркультовое движение — христианское, распространённое на Западе , в особенности в США , где существует довольно высокий градус конфронтации между теми, кто придерживается разных позиций в отношении «культов» . Старейшей из американских контркультовых организаций является « », основанный в 1960 году Уолтером Мартином . Другая известная контркультовая организация США — « » — действует с 1973 года . В Европе действует « », имеющий свои представительства в России и ряде азиатских стран. Контркультовая оппозиция широко представлена в сети Интернет. Например, только в американском секторе всемирной сети существует около двух сотен контркультовых сайтов. Один из наиболее посещаемых — « », действующий с 1995 года .
В академических исследованиях термин « антикультовое движение » (АКД) применяется к общности групп и людей в США, которые преследуют цели активного противодействия вреду, наносимому сектами, культами или НРД обществу и личности. В 1981 году социологи Дэвид Бромли и Энсон Шуп определили антикультовое движение в США как совокупность групп, считающих практику насильственного вмешательства в психику (« промывания мозгов ») характерной чертой НРД , однако позже они обратили внимание на существенное изменение в АКД-идеологии в сторону патологизации (« медикализации ») членств в новых религиозных движениях .
Многие из противников культов считают необоснованным использованием термина и предпочли бы именоваться «критик культов», а не «антикультовый деятель» .
Антикультовое движение США представлено родительскими комитетами, светскими и церковными центрами, журналистами, бывшими членами НРД, пострадавшими от их деятельности и т. д. Очень часто критики специализируются в своей деятельности на борьбе с каким-либо одним НРД (культом, сектой). Со стороны учёных к этому движению принадлежит большое количество социологов религии, социальных психологов и психиатров. С конца XX века наблюдается тенденция к углублению и усилению теоретических оснований антикультового движения.
Во многом благодаря АКД в США возникли как современное понятие « культ » (в странах Европы — « секта »), так и отрицательная оценка секты как тоталитарной организации , нарушающей права и свободы своих последователей, практикующей « промывку мозгов » для их привлечения и удержания. Одним из методов борьбы с культами стало депрограммирование , насильственное отлучение «жертвы культа» от привычной идеологии, с применением к ней физической силы и морального давления. Некоторые активисты депрограммирования получили в США тюремные сроки за свою деятельность . Со временем депрограммирование потеряло сначала поддержку СМИ и властей, затем поддержку населения и церквей, и вскоре потеряло актуальность . В 1996 году крупнейшая американская антикультовая организация Cult Awareness Network («Сеть информирования о культах») прекратила своё официальное существование в результате судебного процесса с Церковью саентологии и всё её имущество досталось последней . Однако разработанные в США методики и средства антикультового движения были частично использованы для поддержки родственных организаций в Западной Европе и России . Известными представителями антикультового движения в США являются Стивен Хассен , Маргарет Сингер , Роберт Лифтон и другие.
В Западной Европе антисектантские идеи имеют наибольшее влияние во Франции , где «светскость» (см. лаицизм ) является краеугольным камнем общественного устройства. Именно во Франции в 2001 году принят специальный закон (« ») о «предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека» . При правительстве была создана « » ( MIVILUDES ). Эта комиссия занимается сбором и изучением данных о религиозных группах в стране, предоставляя материалы французскому правительству, СМИ и обществу .
Одной из крупных антисектанстских организаций Европы является Европейская федерация центров по исследованию и информированию о сектантстве (FECRIS), зарегистрированная в 1994 году во Франции и объединяющая ряд родственных центров из 18 стран.
В Российской Федерации антисектансткое движение стало активно проявляться в начале 1990-х годов. Первоначально в критике зарубежных миссионеров, сект и новых религиозных движений активное участие принимали российские протестанты . Однако впоследствии многие протестантские организации сами стали мишенью критики со стороны антисектантского движения .
В начале 1990-х годов свою антисектантскую деятельность в России начинал А. Л. Дворкин . В настоящее время Дворкин возглавляет некоторые из наиболее известных организаций — « » (РАЦИРС) и « Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского » (ЦРИ) .
В России также появились светские антикультовые общественные организации, такие как красноярское гуманистическое «Движение духовного освобождения» .
Некоторые исследователи в области социологии религии применяют термин « отступник » ( англ. apostate ) к критически настроенным прежним членам сект, культов или новых религиозных движений. В отношении тех прежних участников, которые не высказывают критику, иногда используется термин «отказник» ( англ. defector ) .
Относительно уместности терминов «отступник» и «отказник» критик Майкл Лэнгоун пишет: «хотя, строго говоря, эти термины не могут служить оценочными суждениями или статистическими обобщениями об истинности суждения критиков (Бромли, 1998), они очевидно восприняты как таковые в обоих лагерях» .
Критически настроенные прежние участники иногда формируют свободные сети, часто с активным присутствием в Интернете. Они высказывают обеспокоенность за последствия для членов своей прежней группы — о напрасно потраченном времени и деньгах, о психическом и иногда физическом вреде. Они наблюдают и критикуют свою прежнюю группу, информируют общественность о её деятельности, высказывают свою точку зрения, полагая недостаточными разоблачения деятельности таких групп. Часто заявляется, что они стремятся предоставить предполагаемым или текущим последователям возможность сделать осмысленное решение о присоединении к такой группе или о пребывании в ней. Побуждения этих критически настроенных прежних участников, роли, которые они играют в антикультовом движении, а также обоснованность их доказательств остаются очень спорными.
Общественность часто получает представления о новом религиозном движении , спорной группе или предполагаемом культе через СМИ , которые могут преподносить такие представления в отрицательной или излишне сенсационной манере. Некоторые социологи обнаруживают то, что они называют «отрицательным суммарным событием» — в СМИ постоянно муссируются негативные случаи, вырываемые из контекста событий и подаваемые в качестве критики новых религиозных движений. По словам Джеймса А. Бекфорда , понятие «отрицательного суммарного события» относится к «… журналистскому описанию ситуации или события таким способом, чтобы выхватить и отразить их отрицательную сущность как логическую часть развивающейся цепи событий. Таким образом, изолированный случай используется как повод для того, чтобы поддерживать более широкое, спорное общественное мнение ». Джеймс Льюис пишет в своей книге «Культы в Америке» о тенденции СМИ фокусироваться на тех событиях, которые приводят к конфликтам и проблемам, и в результате увековечивается то, что он называет «стереотипом культа» .
Статья о классификации новых религиозных движений в американских печатных СМИ, опубликованная в 1988 году Ассоциацией социологии религии (ранее — Американское католическое социологическое общество), критикует печатные СМИ за то, что те не признают работу учёных-социологов в области новых религиозных движений и за их тенденцию использовать ненаучные или «антикультистские» определения вместо научно-социологического проникновения в суть явлений. В статье также утверждается, что « отказ печатных СМИ признать социологические труды в области изучения религиозных организаций побуждает нас добавить еще одну провальную оценку к табели СМИ, созданной Вейссом ( 1985 ) чтобы оценить качество работы СМИ в области общественных наук » .
Ларри Р. Моффитт, вице-президент газет «Тьемпос дель Мундо» (принадлежащих основателю Церкви Объединения Сон Мён Муну ) утверждает, что после потрясающих и сенсационных случаев нарушения закона со стороны большого количества верующих, таких как массовые самоубийства членов «Храма народов» в Гайане , «Ветви Давидовой» в Вако и группы близ Сан-Диего , «[…] для общественности уже не требуется обилие подобных эпизодов чтобы отнести любую религию, чей основатель и главный проповедник в настоящее время жив, к такому опасному типу».
Газетный обозреватель Кэл Томас объявляет принятые в журналистике стереотипы продиктованными «[…] ярым, неумолимым, грандиозным, нетерпимым, высокомерным атеизмом , утверждающим, что любая идея или власть, происходящая из источника выше, чем разум человеческий, должна быть априорно отвергнута как неконституционная, безнравственная, незаконная и безграмотная».
Майкл Горовиц, старший научный сотрудник Гудзонского Института в Вашингтоне , характеризует доминирующую культуру как среду религиозного преследования: «Сегодняшние элиты с трудом верят в то, что для христиан возможно быть преследуемыми, а не преследователями […] Верующие христиане опекаются как неестественные фанатики (polyester bigots), против которых современная, думающая, внимательная культура должна сама себя защищать».
В своём обзоре (1983) Джон Дарт и Джимми Аллен утверждают, что «существует нездоровое недоверие между религиозными людьми и журналистами. Религиозные деятели боятся, что общество может неправильно понять и исказить их слова; со своей стороны журналисты боятся сделать ошибку и религиозного гнева, вызванного такой ошибкой. […] В итоге опасения препятствуют свободному потоку информации и только усиливают разногласия».
В 1999 году в докладе Организации Объединённых Наций , со ссылкой на отчёты миссий ООН было отмечено, что «СМИ, и в особенности популярная пресса, слишком часто представляют вопросы, касающиеся религии и веры некоторых религиозных меньшинств, в гротесковом, если не сказать полностью искажённом и вредном свете». Специальный докладчик комиссии по правам человека рекомендовал «начать кампанию, чтобы распространить среди СМИ понимание потребности публиковать информацию, которая отвечает принципам терпимости и недискриминации» .
В России существует и другое мнение, что СМИ всячески способствуют проникновению в массовое сознание религиозной и мистической информации. По словам Б. Пукшанского :
Академик В. Л. Гинзбург еще в 1991 г. опубликовал в «Известиях» статью под названием «Назад в средневековье зовут нас с телеэкранов и страниц газет прорицатели, колдуны и „очевидцы“ чудес» . Он пишет: «Волна лженауки, да и просто какой-то мистики и антинаучного бреда буквально захлестнула наши средства массовой информации». «Хотелось бы, чтобы руководители СМИ, — писал другой ученый, — осознали перед народом, перед будущими поколениями свою ответственность и прекратили бесконтрольную и безответственную пропаганду первобытных суеверий» […] Массовое сознание и массовый человек во все времена, и наше время здесь не исключение, были склонны к иррациональному, главным образом, религиозному.
Научный скептицизм — практика подвергать сомнению достоверность концепций, у которых отсутствуют экспериментальные доказательства и воспроизводимость результатов, как часть методологической научной нормы , призванной обеспечивать прирост проверенного знания. Скептический подход к странным и необычным заявлениям заключается в том, что сомнения предпочитаются вере при отсутствии неопровержимых доказательств. По этой причине, как правило, скептики рассматривают веру в существование сверхъестественных существ, явлений и сил (например, в прилёт инопланетян или в экстрасенсорные способности) как ошибочную.
Бертран Рассел утверждал, что человек действует на основании собственных убеждений, и если его убеждения не подтверждены доказательствами, они могут привести к деструктивным действиям . Скептики часто критикуют мошенничество и шарлатанство экстрасенсов и целителей, в том числе лидеров некоторых культов и новых религиозных движений, отмечая, что не раз доверие к ним приводило к серьёзным негативным последствиям для здоровья и финансового благополучия людей. Скептики являются оппонентами некоторых культов и новых религиозных движений, поскольку считают их распространителями веры в ложные чудеса, пропагандирующими бездоказательные, странные и иррациональные убеждения .
Согласно таксономии, предложенной профессором социологии Виргинского университета Джефри К. Хэдденом , существуют четыре различных класса оппозиции культам:
(Под « отступничеством » понимается отказ от религиозной веры).
Английский социолог Эйлин Баркер предложила отказаться от ряда терминов, принятых в среде социологов, психологов и религиоведов и приобретших негативный смысл в публицистике и в СМИ. Так, благодаря её усилиям в конце XX века приобрёл популярность термин «новое религиозное движение», предложенный вместо распространённых «культ» и «секта». Отказавшись от использования таких, несколько ироничных, но часто использовавшихся категорий как «антикультист» и «апологет культа» («противник» и «защитник» культа), она попыталась ввести новый набор более нейтральных названий для различных групп, распространяющих информацию о предполагаемых культах с намерением повлиять на общественность и восприятие их государством.
Её пять типов «групп наблюдателей за культами»:
Тип группы | Финансовые источники |
---|---|
группы информирования о культах | Членские взносы; государство; трасты; вознаграждения |
противокультовые группы | Внутренние от верующих, церкви; продажа литературы |
исследовательские группы | Университетские фонды; государство; церкви; полиция; трасты |
правозащитные группы | Крупные корпорации; негосударственные организации; церкви |
группы защитников культов | Новые религиозные движения (прямо или косвенно); членские взносы |
Сталкиваясь с феноменом того, что они видят как культ или НРД, настроенные против такой группы люди имеют несколько различных возможностей выразить свою оппозицию.
Критика и публичные дебаты могут служить для подчёркивания фактов осознанного еретического поведения или сознательного нарушения общественных норм со стороны НРД (сект, культов). Более или менее громкие информационные кампании, чётко и логически обоснованные (или наоборот), могут преподнести такие факты вниманию общественности, потенциальных жертв и властей.
На уровне коллектива форма преследования отвергаемой группы может варьироваться от организации судебных процессов и официальных кампаний, таких как открытое расследование или более пассивная (часто в пределах закона) дискриминация, вплоть до организованного массового пикетирования, срыва различных мероприятий сект и культов, кажущихся спонтанными народных погромов.
На индивидуальном уровне жертвы предполагаемых культов могут столкнуться с угрозой похищения , с предписанием опеки , « депрограммирования » или рекомендацией отъезда.
Академическое сообщество не имеет согласия по большинству проблем, связанных с культовой деятельностью. Нет согласия учёных и в оценках новых и спорных религиозных движений, у каждого конкретного представителя науки баланс между свободой вероисповедания и потенциальной угрозой от культов выглядит по-разному .
Немало споров среди учёных вызывает надёжность свидетельств критически настроенных прежних участников культов («отступников»). Некоторые представители науки выражают сомнение в их достоверности. Например Брайен Р. Вилсон, профессор социологии Оксфордского университета , в опубликованном в 1981 году сборнике эссе пишет, что «отступники» НРД вообще нуждаются в самооправдании, стремясь восстановить своё прошлое и извинить своё экс-участие, обвиняя своих прежних самых близких собратьев. Вилсон вводит понятие «история злодеяния» , которую «отступники» репетируют чтобы объяснить как манипуляцией, принуждением или обманом группа, которую они теперь осуждают, приняла их в свои ряды.
Другие учёные полагают такие свидетельства прежних участников в общем надёжными. Например, Бенджамин Заблоки , профессор социологии Рутгерского университета , анализируя ответы покинувших культы, посчитал свидетельства прежних участников как минимум столь же надёжными, сколь и утверждения самих групп .
«Промывание мозгов» ( англ. brainwashing , «контроль сознания» ( англ. mind control ), «насильственное убеждение» ( англ. coercive persuasion ), «управление разумом» ( англ. thought control ), «реформирование мышления» ( англ. thought reform ) — ряд концепций, призванных объяснить изменение мышления человека, его поведения, верований, эмоций или процесса принятия решений помимо его воли и желания . В настоящее время нет никакой общей точки зрения о том, возможны ли вообще общественные действия, принудительно влияющие на людей, и существуют ли социальные результаты того, что на людей влияют против их желания.
Подобного рода концепции впервые появились в 1950-х годах и были призваны объяснить изменения в мышлении и поведении людей, например китайских граждан, вступавших в Коммунистическую партию , или военнопленных солдат ООН периода Корейской войны , изменявших присяге. Впоследствии, начиная с 1960-х, когда на Западе возникло множество различных НРД , в академических исследованиях, публикациях СМИ и судебных разбирательствах подобные концепции использовались для описания методов привлечения и удержания членов, применяемых в этих движениях. Корректность этих концепций является одной из наиболее поляризованных проблем, разделяющих два лагеря — сочувствующих НРД и критиков «культов».
Социологи, изучающие новые религиозные движения , такие как Джефри Хэдден , признают общее суждение, что религиозные группы могут оказывать значительное влияние на своих участников, и что такое влияние может появиться в том числе и вследствие обмана и идеологической обработки. В то же время часть социологов обращает внимание на то, что подобного рода влияние осуществляется сходным образом в человеческих культурах, а некоторые из них утверждают, что в «культах» или в «новых религиозных движениях» оно ничем не отличается от влияния, существующего фактически в любой области человеческой деятельности.
В своей совместной книге «Религии и общественный строй: Руководство по культам и сектам в Америке» (1993) Дэвид Бромли и Джефри Хэдден отметили идеологические основы теорий промывания мозгов и высказали мнение, что у таких теорий отсутствует научная поддержка. Они считают, что принятая упрощённая точка зрения, присущая метафоре «промывания мозгов», притягательна для тех, кто пытается найти эффективное социальное оружие для использования против порицаемых групп, и что относительный успех таких усилий в сфере общественного управления не должен, по их мнению, принижать факт отсутствия научного основания для таких мнений.
Доктор Джеймс Ричардсон , профессор социологии и юриспруденции университета Невады ( Рино ) утверждает, что если бы НРД располагали действенными методами «промывания мозгов», можно было бы ожидать, что у таких движений были бы высокие темпы роста, в то время как большинство из них фактически не имело заметных успехов в привлечении членов (большинство сторонников участвует в течение только короткого промежутка времени). Ричардсон характеризует успехи групп в удержании своих членов как ограниченные . Массимо Интровинье , Том Роббинс , Эйлин Баркер , , Джон Холл , , Энсон Шуп , Дэвид Бромли , Джон Мелтон , , и другие учёные, исследующие НРД, в своих работах показывали, что не существует ни одной научной теории, общепринятой и основанной на методологически корректных исследованиях, которая поддерживала бы концепции промывания мозгов, защищаемые « антикультовым движением » .
Всемирная ассоциация педагогов религиозного образования («AWARE») в определении и адресации термина « депрограммирование » утверждает, что «…без легализованного прикрытия идеологии промывания мозгов депрограммирование — практика похищения членов НРД и уничтожения их религиозной веры — не может быть оправдано ни юридически, ни нравственно» . «Сеть борьбы против принудительных методов» («FACTNet») более не считает насильственное «депрограммирование» приемлемым способом помочь кому-либо выйти из культа и утверждает, что сегодня всё чаще специалистов-« консультантов по выходу » призывают « использовать методы, которые добровольны, в которых члены культов соглашаются встретиться с профессионалом и своими близкими для открытого и честного обсуждения на период два — пять дней » .
Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) в 1977 году опубликовал заявление, касающееся концепций «промывания мозгов» и «управления сознанием», в котором выступил против некоторых методов «лишения людей свободы вероисповедания ». ACLU также отверг (при определённых условиях) мнение, что такие концепции противников «культов» должны превалировать над правом свободы вероисповедания.
В начале 1980-х ряд специалистов сферы психического здоровья (среди них социолог Ричард Офш и психолог Маргарет Сингер , сотрудничавшие с Калифорнийским университетом ) выступили в качестве экспертов в судебных делах против некоторых новых религиозных движений (НРД), во время которых теории о существовании « промывания мозгов » ( англ. brainwashing ) или «принудительного убеждения» ( англ. coercive persuasion ) были представлены как концепции, общепринятые в научном сообществе . Американская психологическая ассоциация (АПА) в 1983 году пригласила Маргарет Сингер, одну из наиболее ярких сторонниц концепций «принудительного убеждения», возглавить специальную Комиссию АПА по обманным и косвенным методам убеждения и контроля (DIMPAC) , чтобы исследовать какую в действительности роль играли «промывание мозгов» или «принудительное убеждение» в привлечении участников такими движениями . Однако, прежде чем комиссия представила свой итоговый отчет, АПА опередила его своим экспертным резюме в проходившем в то время судебном процессе. В резюме было заявлено, что теория принудительного убеждения не является общепринятой, что соответствующая методология была отвергнута научным сообществом и что гипотезы, продвигаемые Сингер, представляют « немногим более чем просто некомпетентную спекуляцию , основанную на искажённых данных ». Также утверждалось, что « теория принудительного убеждения… является ничего не значащей в науке концепцией » . Резюме характеризовало концепцию «промывания мозгов» как не доказанную с научной точки зрения . В резюме содержалась гипотеза , что методы привлечения участников могли оказаться принудительными только для некоторых подгрупп, не затрагивая другие. Однако АПА прекратила свою деятельность в качестве эксперта в проходившем судебном процессе менее чем два месяца спустя .
Когда отчёт DIMPAC наконец появился в 1987 году, Совет АПА по социальной и этической ответственности за психологию (BSERP) отклонил его по причине « отсутствия научной строгости и беспристрастного критического подхода, необходимых для санкции АПА ». Совет посчитал, « что в наличии не имеется достаточно информации, чтобы определиться с позицией по данному вопросу » . Впоследствии Сингер признала, что отклонение отчёта со стороны АПА было отрицанием научной обоснованности теории «принудительного убеждения» .
Некоторые критики культов, такие как Антон Хейн, порой резко критикуют тех представителей науки, которые не соглашаются с их взглядами. Для таких учёных Хейн использует термин «апологет» (защитник) культа, при этом обвиняя их в наивности и плохой профессиональной осведомлённости. Прежде всего их упрекают за непредоставление нуждающимся необходимой информации; кроме того, в адрес учёных звучали обвинения в получении финансирования от самих культов. Дуглас Коуэн цитирует Хейна:
Апологет культа — тот, кто … защищает учение и/или деятельность одного или более движений, относимых к культам с точки зрения социологии или теологии… Апологеты культов обычно отстаивают свои взгляды, заявляя о необходимости защищать свободу вероисповедания и религиозную терпимость . Однако они имеют тенденцию быть особенно нетерпимыми к тем, кто подвергает сомнению и критикует движения, которые они защищают.
В материалах, представленных в 2002 г. Обществу научных исследований религиозных ассоциаций, Дуглас Коуэн рассматривает «апологетику культов», показывая её политическое, этическое, экономическое и персональное значение и спектр мнений в контексте трёх следующих основных групп:
this kind of reporting contributes to the perpetuation of the cult stereotype. … the marked tendency of the mass media to report on a phenomenon only when it results in conflicts and problems.