Interested Article - Шартье, Эмиль

Эми́ль-Огю́ст Шартье́ ( фр. Émile-Auguste Chartier ), псевдоним Але́н ( Alain ; 3 марта 1868 , Мортань-о-Перш 2 июня 1951 , Ле-Везине ) — французский философ , писатель , публицист , литературный критик и педагог . Первый лауреат (1951) .

Свой псевдоним Ален взял в честь французского поэта XV века Алена Шартье .

Ведущими философскими темами были свобода и гуманизм . В Философском словаре указан одним из самых читаемых философов. Оказал влияние на учившихся у него Раймона Арона , Симону Вейль , и Андре Моруа , а также на творчество Альбера Камю и Жан-Поля Сартра .

Биография

Родился 3 марта 1868 года в Мортань-о-Перш в семье ветеринара .

В 1881—1886 годах — учился в лицее в Алансоне . В 1886—1889 годах в лицее Мишле в Ванве , где одним из его учителей был .

В 1889 году окончил Высшую педагогическую школу со специализацией по философии, где в 1892 году также получил агреже по философии .

С 1893 года — на преподавательской работе в различных лицеях . Преподавал В 1889—1893 в лицее Понтиви , в 1893—1900 годах в лицее Лорьян , в 1900—1902 годах в лицее Руан , в 1903—1906 в лицее Кондорсе , в 1906—1909 годах в , в 1909—1934 годах в лицее Генриха IV (профессор риторики) и в 1917—1933 годах в .

С 1903 году под псевдонимом «Ален» начал публиковать «мысли по поводу» в новой газете , давая оценку тем или иным событиями. В 1906—1914 годах в ней было напечатано более 3000 таких ежедневных кратких статей. В 1893—1907 годы также публиковал статьи в научном журнале , на основе которых потом вышел сборник «мыслей» ( фр. Propos ) .

Предвидел и осуждал возможность начала Первой мировой войны , однако ушёл на фронт добровольцем, где в течение 2,5 лет служил простым артиллеристом, отказавшись от командной должности, и был ранен . После войны жил в Ле-Везине .

Именно на передовой и в землянках связных Ален написал свои первые крупные произведения «Восемьдесят одна глава о духе и страстях» ( фр. Quatre-vingt-un Chapîtres sur l’esprit et les passions ; 1917), «Марс, или Правда о войне» ( фр. Mars, ou la guerre jugée ; 1921) и «Система изящных искусств» ( фр. Système des beaux-arts , 1926) .

Уже в послевоенное время им были написали такие важные работы, как «Идеи и века» ( фр. Les Idées et les âges ; 1927), «Беседы на берегу моря» ( фр. Entretiens au bord de la mer ; 1931), «Идеи» ( фр. Idées ; 1932), «Боги» ( фр. Les Dieux ; 1934), «История моих мыслей» ( фр. Histoire de mes pensées ; 1936) и «Приключения сердца» ( фр. Les Aventures de coeur ; 1945) .

В 1921 году вернулся к работе над «мыслями по поводу», печатаясь в газете (с фр. «Свободные мысли») и в ряде других изданий. Впоследствии большая часть опубликованных работ издана в сборниках «Мысли об эстетике» ( фр. Propos sur l'esthétique , 1924), «Мысли о счастье» ( фр. Propos sur le bonheur , 1925); «Наброски о человеке» ( фр. Esquisses de l'Homme , 1927), «Мысли о политике» ( фр. Propos de politique , 1934); «Мысли о литературе» ( фр. Propos sur la littérature , 1934), «Мысли о воспитании» ( фр. Propos sur l'éducation , 1932); «Мысли о религии» ( фр. Propos sur la religion , 1938), «Чувства, страсти и знаки» ( фр. Sentiments, passions et signes ) и «Минерва, или О Мудрости» ( фр. Minerve, ou de la Sagesse, 1939) и «Стражи духа» ( фр. Les vigiles de l'esprit , 1942). Некоторые из его трудов вышли посмертно — «Письма о первой философии» ( фр. Lettres sur la philosophie première , 1955) и «Диалектика чувств» ( фр. Dialectique des sentiments , 1971) .

В 1936 году перенёс инсульт .

Похоронен на кладбище Пер-Лашез .

Философия

Особенностью стиля Алена является написание работ лишённых слишком с­лож­ной тер­ми­но­ло­гии и открытых для ши­ро­кой общественности. Назначение философии он видел в том, чтобы человека можно было научить мудрости и искусству достойной жизни. Ведущими темами философии Алена являлись гуманизм и свобода . Тем не менее, свои мысли он посвящал широкому кругу проблем, касающихся искусства , морали , науки , общества , педагогики , политики и философии , облекая их в литературную форму изречений ( фр. propos ), трактатов и эссе . Он рассматривал человека как субъекта знания и действия, как существо ответственное, разумное, свободное и обладающее волей противостоять насилию отживших традиций и власти. Являясь по политическим взглядам противником тирании в любом её виде, выступал в защиту гражданских свобод и права отдельно взятого индивида иметь и высказывать то или иное суждение . Получив воспитание в традициях классической философии , где его любимыми мыслителями были Платон , Рене Декарт и Иммануил Кант , а также Огюст Конт , считал, что философия является постоянно возобновляемым усилием духа , которое направлено на борьбу со страстями, поэтому важнейшими качествами бытия человека являются свобода духа и способность творить. А наивысшей этической добродетелью выступает мудрость , в том виде, в каком её понимали философы-стоики , которая позволяет личности достичь независимости как от внешних обстоятельств, так и от собственных страстей, в конечном итоге обретя состояние счастья и душевного равновесия. Ален считал, что нет безусловных и вечных и норм в морали, признавая стремление быть свободным в качестве единственного абсолютного этического требования. Являясь продолжателем традиций рефлексивной философии Декарта и Канта, он много времени посвятил теории суждения, полагая, что благодаря последнему разум способен обратить хаос в порядок, а сама способность суждения выступает основой для моральных поступков, мышления и познания . Его мысли касающиеся вопросов восприятия , свободы, сущности и существовании стали предвестниками ряда положений экзистенциализма , в то время как для Жана-Поля Сартра учение о творческом воображении стало источником вдохновения при работе над написанием труда « Воображаемое » ( фр. L'Imagination ). Сочинения Алена, который, подобно Мишелю Монтеню , стремился оказать человеку помощь в том, чтобы подчинить воле свои страсти, проникнуты оригинальным развитием картезианского гуманизма. Свои суждения он основывал на представлении, что у идей нет устойчивого существования, поскольку каждое мгновение они пропадают, а затем снова обнаруживаются. В связи с этим Ален отказался от построения единой философской системы и подчёркнуто отказывался называться философом, поскольку не желал быть в числе «философов по профессии» .

В вопросах воспитания Ален полагал, что соб­ст­вен­ные уси­лия вос­пи­туе­мо­го ребёнка являются первостепенными, поскольку направлены на «са­мо­ос­во­бо­ж­де­ние» и стрем­ле­ние «вы­рвать­ся из дет­ст­ва» .

Общественно-политическая деятельность

Во время дела Дрейфуса был в числе его защитников .

В 1930-е годы, ощущая близость Второй мировой войны , в том числе из-за политического кризиса во Франции , совместно с физиком Полем Ланжевеном и этнологом Полем Риве создал . В дальнейшем открыто заявил о своих пацифистских позициях, считая войну силой, которая даёт волю страстям и инстинктам , способным сковать человека. Свои крайние политические взгляды Ален выразил в социально-философских трудах «Гражданин против властей» ( фр. Citoyen contre les pouvoirs , 1926) и «Элементы радикальной доктрины» ( фр. Eléments d'une doctrine radicale , 1925) .

Оценки

Профессор кафедры истории и антиковедения Макгиллского университета Джон В. Хеллман называл Алена величайшим учителем своего времени, отмечая то плодотворное влияние, которое он оказал на своих учеников, среди которых были Симона Вейль и Симона де Бовуар .

Философ отметила следующее в энциклопедии «Кругосвет» : «Творчество Алена оказало глубокое влияние на разные сферы французской культуры – литературу, философию, журналистику» .

Научные труды

Монографии

Переводы на русский язык

Статьи

  • (Discours de distribution des prix au lycée de Lorient en 1895). // Le Nouvelliste, 4 août 1895.
  • // (фр.) , (VIIe année), janvier 1899, pp. 26–38; mai 1899, pp. 302–324; septembre 1899, pp. 563–578.
  • // (фр.) , VIIe année, 1899, pp. 759–764.
  • // (фр.) , novembre 1900 (VIIIe année), pp. 745–754.
  • // (фр.) , janvier 1901 (IXe année). — pp. 111–118.
  • // (фр.) , janvier 1901 (IXe année), pp. 279-291
  • // (фр.) , juillet 1902 (Xe année). — pp. 409–421.
  • (Discours de distribution des prix au lycée Condorcet en 1904). // Vigiles de l'esprit. — 1942. — pp. 7–18.

Примечания

  1. (фр.) — 2 — , 1994. — Vol. 1. — P. 35. — ISBN 978-2-221-06888-5
  2. Alain // (англ.)
  3. (фр.) — 2007.
  4. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  5. от 5 мая 2019 на Wayback Machine // Encyclopedia Britannica
  6. .
  7. .
  8. Bourgne R. от 11 апреля 2022 на Wayback Machine // Encyclopædia Universalis
  9. , с. 471.
  10. .
  11. , p. 12.
  12. от 13 апреля 2022 на Wayback Machine // Dizionario di filosofia Treccani, 2009
  13. от 31 марта 2022 на Wayback Machine // Gran enciclopèdia catalana
  14. от 11 марта 2022 на Wayback Machine // Visuotinė lietuvių enciklopedija
  15. Hellman J. Simone Weil: An Introduction to Her Thought. — (англ.) , 1983. — P. 8. — ISBN 0-88920-121-8 .

Литература

на русском языке
на других языках
  • // Le Petit Larousse
  • Alain éducateur. — P.: Presses universitaires de France , 1964.
  • Alain lecteur des philosophes de Platon à Marx / Par Pierre Aubenque, Bernard Bourgeois, Jacques Brunschwig et al.; Robert Bourgne présente. — P.: Bordas, 1987. — VIII, 264 с. ISBN 2-04-016965-2
  • Assoun P. L., and others, Main-Freud : Essai pour mesurer un déplacement anthropologique, Le Vésinet : Institut Alain, 1992
  • (англ.) Généreux Alain. — Paris: Presses Universitaires de France , 1962.
  • Bourgeois B. Alain, lecteur de Hegel // (фр.) . — Vol. 2 (April-June 1987). — P. 238–256
  • Bridoux A. Alain. — P.: Presses Universitaires de France , 1964. — 109 p.
  • Bulletin de l’Association des Amis d’Alain: Annuaire Gil, Didier, Alain, la République ou le matérialisme. — Paris: Klincksieck, 1990.
  • Compte-Sponville Α. Alain entre Jardin et Portique. Une éducation philosophique. — P.: Presses Universitaires de France , 1989. — 384 p.
  • Dewit S. Alain: Essai de bibliographie // Bibliographia Belgica. — 1961. — Vol. 62.
  • Drevit A. Bio-Bibliographie d’Alain // Association des Amis d’Alain: Annuaire. 1966.
  • Foray, P. (1993). (PDF) . Prospects: The Quarterly Review of Comparative Education . Paris: UNESCO: International Bureau of Education. XXIII (1/2): 21—37. doi : . (PDF) из оригинала 27 мая 2016 . Дата обращения: 14 апреля 2009 .
  • Halda B. Alain. — Paris : Éditions Universitaires, 1965.
  • Hyppolite J. L’existence, l’imaginaire et la valeur chez Alain. Alain et les dieux. — P., 1971;
  • Maurois A. Alain. — P.: Editions Domat, 1950. — 150 p.
  • Miquel J. — Paris: La Pensée Moderne, 1967. — 288 p.
  • (фр.) — P.: Gallimard , 1953. — 263 p.
  • Pascal G. Pour connaître la pensée d’Alain. — Paris: Bordas, 1946.
  • Pascal G. Alain éducateur. — Paris: Presses Universitaires de France , 1964.
  • Pascal G. L’Idée de philosophie chez Alain. — Paris: Bordas, 1970. — 414 p.
  • (фр.) L’Homme et ses passions d’après Alain. T. 1: La passion. — Paris: Presses Universitaires de France , 1968. — 385 p.
  • (фр.) L’Homme et ses passions d’après Alain. T. 2: La sagesse. — P.: Presses Universitaires de France , 1968. — 310 p.
  • (фр.) L'élan humain: ou, L'éducation selon Alain. — Montréal: (фр.) , 1974. — 225 p.
  • (фр.) Alain, lecteur de Balzac et de Stendhal. — Paris: Corti, 1958.
  • Sernin A. Alain : Un Sage dans la cité , 1868-1951. — Paris: Laffont, 1985.
  • Wood A. G. // / Tracy Chevalier (ed.). — Routledge , 2012. — 1024 p. — ISBN 9780203303689 .

Ссылки

Источник —

Same as Шартье, Эмиль