Стуруа, Роберт Робертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ро́берт Но́зик ( англ. Robert Nozick ; 16 ноября 1938 — 23 января 2002 ) — американский философ, идеолог либертарианства .
Родился в еврейской семье, эмигрировавшей из России.
В 1959 окончил колледж при Колумбийском университете, в 1963 получил степень доктора философии в Принстонском университете. В 1950-е годы был членом Социалистической партии Америки , затем перешёл на либеральные позиции.
Являлся профессором Гарвардского университета .
Во втором браке был женат на американской поэтессе Гертруде Шнакенберг.
За книгу категорического императива » Иммануила Канта , сводящейся к тому, что люди должны рассматриваться как цель, а не как средство.
(1974) Нозик получил Национальную книжную премию в категории философии и религии. В книге Нозик утверждает, что только минимальное государство, «ограниченное лишь функцией защиты от силы, кражи, мошенничества, принуждения контрактов» и т. д., «может быть оправданно, если оно не нарушает прав людей». Для Нозика распределение товаров должно происходить через свободный обмен и по обоюдному согласию. В своей теории Нозик обращается к одной из формулировок «Нозик бросил вызов частичному заключению «Второго принципа справедливости» « Теории справедливости » Джона Ролза , что «социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы приносить наибольшую пользу наименее благополучным членам общества». «Анархия, государство и утопия» утверждает наследие от «Второго трактата» Джона Локка о правительстве и стремится обосновать себя на естественной правовой доктрине, но отличается по нескольким важным заключениям от Локковского трактата.
Выглядит спорным утверждение Нозика о том, что последовательное отстаивание принципа ненападения позволит заключать контракты между взрослыми людьми, с учётом того, что эти контракты будут действительно свободными и добровольными. Отвергая идею неотчуждаемых прав, выдвинутую Локком и поддерживаемую большинством современных капиталистически -ориентированных либертарианских авторов, он писал в «Анархии, государстве и утопии», что типичная идея «свободной системы» позволит взрослым людям добровольно вступать в непринудительные союзы и заключать добровольные контракты.
Защищал необходимость « минимального государства » (Государство — «ночной сторож») и критиковал теорию « социального государства » за насилие над индивидами. Нозик формулирует свою генетическую теорию справедливости:
Нозик поддерживал идею «добровольного» (контрактного) рабства , что критиковалось представителями общественных движений леволибертарного ( социально-анархического ) толка .