Interested Article - Бартолини, Лоренцо
- 2020-01-24
- 1
Лоренцо Бартолини ( итал. Lorenzo Bartolini ; 7 января 1777 , Савиньяно, Тоскана — 20 января 1850 , Флоренция ) — итальянский скульптор академического направления и художественного течения пуризма , своеобразно оппонирующего академическому неоклассицизму .
Биография
Лоренцо Бартолини родился 7 января 1777 года в Савиньяно (ныне деревня Ваяно ) в Тоскане (провинция Прато ). Его отец, Либорио Бартолини, был кузнецом, а мать, Мария Маддалена Мальи, дочерью местного фермера . В семилетнем возрасте юного Лоренцо после недолгого обучения в мастерской отца отдали в местную школу. В возрасте двенадцати лет Бартолини начал обучение в Академии изящных искусств во Флоренции, которую, однако, он вскоре покинул. Вернувшись в Прато, он работал в мастерской братьев Пьетро и Джованни Пизани. Впоследствии он продолжил свое обучение в Вольтерре, где работал помощником скульптора Валинтери, а затем у лепщика-декоратора Корнеля, который привил ему интерес к скульптуре и неоклассическому вкусу посредством примера творчества рисовальщика, гравёра и скульптора Джона Флаксмана .
В поисках более фундаментального образования Лоренцо Бартолини вслед за французской армией отправился во Францию. После участия в битве при Треббии (18-19 июня 1799 г.) двадцатидвухлетний Бартолини без денег и поддержки бежал в Париж , где его приняли сначала в мастерскую Жака Луи Давида , а затем в ателье Ф. Ф. Лемо .
В Париже Бартолини познакомился с живописцем Жаном-Огюстом-Домиником Энгром ; у них установились отношения полного взаимопонимания и дружбы на долгие годы. В 1802 году Бартолини участвовал в конкурсе на Римскую премию , получив вторую премию за рельеф «Клеобис и Битон». Это признание положило начало периоду его профессионального успеха и первым официальным заказам.
Бартолини получал множество заданий от директора государственных музеев барона Доминика Виван-Денона (в частности на бюсты Этьенна Меюля и Луиджи Керубини ). Он также выполнил гигантский бронзовый бюст Наполеона для Лувра и барельеф Аустерлицкой битвы для Вандомской колонны .
Благодаря покровительству Наполеона Бонапарта и благосклонности его сестры Элизы Бачокки, в 1807 году Бартолини был назначен директором школы скульпторов в Академии Каррары , города, входившего в состав княжества Лукка и Пьомбино. С падением Наполеона Бартолини перебрался во Флоренцию и остался там навсегда. В 1812 году он стал почётным членом Академии изящных искусств во Флоренции, где он, однако, встретил большую враждебность, как из-за своего бонапартистского прошлого, так и из-за его растущего неприятия расхожих неоклассических вкусов.
В возрасте пятидесяти четырёх лет Бартолини женился на Марии Анне Вирджинии Бони, от которой у него родились четыре дочери. В 1839 году, в возрасте шестидесяти двух лет, он стал профессором скульптуры Флорентийской академии, сумев таким образом занять кафедру, в которой много лет назад ему было отказано из-за педантичной узости флорентийского культурного мира тех лет, предпочитавшего Стефано Риччи , второстепенного последователя Антонио Кановы . Таким образом Бартолини перестал выполнять значительные скульптурные работы и встал на путь преподавания искусства.
Лоренцо Бартолини умер 20 января 1850 года во Флоренции, в своем доме в Борго Пинти, от приступа желчной лихорадки. Он был похоронен в капелле Святого Луки в базилике Сантиссима Аннунциата , рядом с гробницей Бенвенуто Челлини . Ему посвящена мемориальная доска в базилике Санта-Кроче , также во Флоренции.
Художественная концепция пуризма
Лоренцо Бартолини считается наиболее ярким представителем так называемого течения пуризма и, по оценке начала XX века , отражённой в энциклопедии « Британника », — самым значительным итальянским скульптором со времён Антонио Кановы . Такая оценка ныне кажется преувеличенной. В иной концепции Бартолини считают основоположником веризма в итальянской скульптуре. Выступая против господствовавшего в странах Западной Европы того времени академического варианта неоклассицизма , Бартолини, подобно Энгру в живописи, пытался оживить академическое искусство посредством изучения и наблюдения природы. С этой идеей он вступил в жестокий конфликт со сторонниками старой школы во Флорентийской академии. Поэтому его реформаторские усилия оставались в основном теоретическими, и даже его собственные работы отклонялись от принципов, которые он проповедовал. Бартолини «обнаружил чувствительность, вдохновленную Тицианом и итальянским кватроченто , которая существенно отличалась от того вкуса, которого он, казалось бы, всё еще придерживался. Именно в этом контексте лежит его пуристский подход, которому он следовал с полным рвением, особенно в годы преподавания» .
В своих работах ему удалось придать неоклассицизму оттенок сентиментального благочестия и натуралистических деталей, черпая вдохновение в скульптуре флорентийского Возрождения, а не у Антонио Кановы, которое ограничивало его современников. Бартолини, по сути, намеревался искать красоту вне академических схем, именно в «неподражаемой природе» и в «истине». Более того, именно Бартолини разъясняет своё новое эстетическое направление, уточняя, что для него искусство — это «единая красота, а не идеальная […] путём простой имитации истины» и что красота не может быть обнаружена посредством искусственных условностей, продвигаемых академическими неоклассиками: «природа дороже античности». «Природа», в частности, по мнению Бартолини, является источником жизни и всякой творческой деятельности, а это означает, что цель художника — найти красивые и приятные уголки природы и скопировать их в свои произведения искусства: «Уметь копировать их — цель и трудность искусства… А так как [школьникам] не надо учиться изображать человека по памяти, чтобы не стать идеалистами, то я варьировал одни и те же модели до уродств; которые, однако, имеют ту же трудность и красоту в изображении их как наиболее совершенных и правильных форм природы» .
В санкт-петербургском Эрмитаже имеется один из вариантов скульптуры Бартолини «Вера в Бога» (другое название — «Смирение»), отличающаяся неприкрытой сентиментальностью. Среди учеников скульптора были Винченцо Вела и Франческо Гаджарини.
Галерея
-
Наполеон Бонапарт. 1805. Бронза. Лувр , Париж
-
Никколо Маккиавелли . 1843. Статуя на фасаде здания Уффици , Флоренция
-
Дж. Г. Байрон. Мрамор. Галерея современного искусства, Флоренция
-
Вера в Бога. 1833. Мрамор. Галерея Италии, Милан
-
Смирение (Вера). Мрамор. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Стол амуров. 1845. Мрамор. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
-
Нимфа со скорпионом. 1835. Мрамор. Лувр, Париж
-
Нимфа со скорпионом. Мрамор. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Лежащая Венера. 1820—1830. Мрамор. Музей Фабра, Монпелье
-
Графиня Марина Дмитриевна Гурьева (Нарышкина). 1821. Гипс
-
Благотворительность. 1842—1845. Мрамор. Флоренция
-
Мальчик, давящий виноград. Мрамор. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Монумент Христофору Колумбу. Генуя
-
Примечания
- ↑ (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- Spalletti E. Lorenzo Bartolini // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
- (нидерл.)
- (англ.) — 2011.
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Intorno a Lorenzo Bartolini, su comune.prato.it. Comune di Prato. URL consultato il 4 gennaio 2017
- Isa Belli Barsali, BARTOLINI, Lorenzo // Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 6, Roma. Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1964, SBN IT\ICCU\VEA\0181211. URL consultato il 18 febbraio 2015
- La Scultura Italiana: Lorenzo Bartolini
- Bartolini, Lorenzo // Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press
- Gajarini, Francesco // Ulrich Thieme (Hrsg.): Allgemeines Lexikon der Bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. Begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker. Band 12: Fiori-Fyt. Leipzig: E. A. Seemann, 1916. S. 71 (Textarchiv — Internet Archive)
- Dizionario Biografico degli Italiani
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-01-24
- 1