Горбатый мост (Гатчина)
- 1 year ago
- 0
- 0
Аббон Горбатый , или Аббон Сгорбленный , он же Аббон Сен-Жерменский ( фр. Abbon le Courbe , лат. Abbo Cernuus, Abbo Sancti Germani a Pratis ; около 850 — 9 марта 923 ) — франкский церковный писатель, хронист и поэт, монах- бенедиктинец из парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре . Автор исторической поэмы «Об осаде города Парижа», в которой описывается оборона Парижа от датских викингов в 885 — 886 годах .
Родился около 850 года , скорее всего, в нормандской части Нейстрийской марки . В юности постригся в монастыре Сен-Жермен-де-Пре, где учился у известного агиографа (ум. 889) , и где в 897 году служил диаконом , прославившись своими учёностью и красноречием. В хартии , датированной 25 февраля 914 или 919 года, Аббон фигурирует в качестве надзирателя странноприимного дома Сен-Жерменского аббатства ( лат. xenodochii custos monasterii ) , где он 9 марта 923 года, вероятно, и скончался.
Его историческая поэма «Об осаде города Парижа» ( лат. De bellis Parisiacae urbis ) была написана около 890 года в трёх книгах, первая из которых включает 660, вторая — 618 и третья — 115 стихов латинским дактилическим гекзаметром . Она предваряется прозаическим посланием учёному монаху Гозлину, а также обращением в 22 стихах дактилем к покойному учителю Эмуану . В течение нескольких последующих лет Аббон перерабатывал свой труд, завершив его окончательную редакцию около 897 года.
Две первые книги поэмы охватывают период от прибытия норманнов под стены Парижа в ноябре 885 года до осени 896 года; третья же содержит, главным образом, нравственные размышления, обильно перемежаемые цитатами из церковных текстов и разбавленные греческими глоссами , и потому не имеет исторической ценности. Описанию осады посвящена вся первая книга и вторая вплоть до 451 стиха, посвящённого восхождению на престол графа Эда Парижского (888—898) . Являясь очевидцем описываемых событий , Аббон приписывает спасение города чудодейственным мощам святых, но сообщает ряд многие подробностей, имеющих историческую ценность. Его рассказ довольно точен и не противоречит данным « Ведастинских анналов » . Вместе с тем, ряд указаний Аббона, например, о численности войска данов, которое он определяет в 40 000 чел. на 700 кораблях, не вызывает доверия у современных исследователей .
Не выражая определённых политических пристрастий, Аббон прославляет в первых книгах поэмы Эда Парижского, называя его «будущим королём» ( лат. rex futurus ), выводя при этом в положительном свете и его преемника Карла III Простоватого (898—922), которого на византийский лад именует «императором франков» ( лат. basileus francorum ). Начиная с 452-го стиха второй книги изложение событий в поэме становится более путаным и менее строгим хронологически, а деятельность Эда, включая поход в Аквитанию (893) и борьбу с Карлом, описывается уже более сдержанно, в итоге вовсе завершаясь упрёками в его адрес .
Несмотря на несовершенство языка, поэма Аббона получила успех у современников и потомков, главным образом, благодаря своим дидактическим песням, неоднократно цитировавшимся и сохранившимся во множестве отрывков и цитат, в том числе, произведениях епископа Радбода Утрехтского . Тем не менее, она сохранилась в единственной полной рукописи из собрания Национальной библиотеки Франции ( MS lat. 1633 ), которая не является автографической , но определённо переписана в начале X века , ещё при жизни автора. Именно по ней она впервые была напечатана в 1588 году парижским историком и правоведом Пьером Питу , вероятно, обнаружившим манускрипт в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре .
В 1619 году поэму переиздал с сокращениями в сборнике «Historiae Normanorum scriptores antiqui» королевский историограф Андре Дюшен , а в 1753 году — учёный монах- маврист Туссен Дюплесси в «Nouvelles annales de Paris». В 1824 году историк- медиевист Франсуа Гизо поместил её французский перевод в «Collection des documents relative à l’histoire de France». В 1829 году немецкий историк Г. Г. Пертц подготовил первое полное оригинальное издание поэмы, выпущенное в Ганновере во втором томе « Monumenta Germaniae Historica » (Scriptores, с. 776—805), переизданное в 1844 году аббатом Жаком Полем Минем в 132 томе « Patrologia Latina » . В 1942 году поэма была перепечатана в оккупированном гитлеровскими войсками Париже.
Также Аббон Горбатый по просьбам епископов и написал пять проповедей : четыре из них посвящены литургии Великого четверга , а одна — основанию и начальному этапу истории христианства . Впервые они были опубликованы в середине XVII века монахом-мавристом из Сен-Жермен-де-Пре Люком Ашери в «Spicilegium sive collectio veterum aliquot scriplorum qui in Galliae bibliothecis», а спустя два века переизданы вышеназванным Минем .