Постмодернизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Постмодернизм в Польше ― направление в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве и философской мысли в польском обществе в период второй половины XX ― начала XXI века .
Дискурс о философской концепции постмодернизма появился в польской литературной критике задолго до распада социалистического блока . В польской печати часто фигурировали публикации различных писателей, которые в настоящее время характеризуются как постмодернистские . Среди них были Борхес , Воннегут , Набоков , а также Федерман, Хоукс и Хасан . Ещё до конца 1970-х годов по всей Польше состоялись премьеры спектаклей по мотивам произведений Сэмюэля Беккета . Собственно польский постмодернизм может быть выделен в работах поэта и драматурга Ружевича , философов Колаковского , Лема , Кантора . Постмодернизму принадлежат и работы поляков-эмигрантов, таких как нобелевский лауреат Чеслав Милош (« Порабощённый разум » ) и Витольд Гомбрович . Основные отличительные черты польского постмодернизма, однако, были заложены гораздо раньше, ещё в межвоенный период благодаря признанным работам Виткевича и Кароля Иржиковского .
В Польше постмодернизм был характеризован литературоведами как одна из основ политического плюрализма , необходимого для успеха европейской интеграции в том, что касается сохранения постнационального разнообразия и региональных различий .
Постмодернизм в постсоциалистической Польше встречал критику не только со стороны коммунистов, но и со стороны представителей Солидарности и католической церкви, которые продвигали «коллективистские», а не «либеральные» ценности . Однако, начиная с 1990-х годов и в начале XXI века, постмодернизм прочно закрепился в культурной сфере, особенно в области поэтики и теории искусства. Польские архитекторы ― Чеслав Белецкий (создатель проекта здания TVP ), Марек Будзыньский, кинорежиссёры (например, Кесьлёвский , Махульский , Агнешка Холланд , внесли значительный вклад в польский постмодернизм .
Хотя произведения постмодернизма широко распространялись посредством так называемого «второго тиража» ( drugi obieg) подпольной прессы, он также подвергался критике из-за своей аморфности как католическими философами, так и «падшими марксистами» . Последним приписывается авторство жанра «соц-постмодернизма», основанного на крайнем релятивизме и чувстве горького юмора ( Мрожек ) . Непрерывный культурный диалог, проходивший во время военного положения в Польше , в конечном итоге привёл к разрушению тоталитарной идеологии и принятию плюрализма в теории искусства .
Постмодернизм пришёл в Польшу в 1960-х годах. Одним из первых представителей течения в изобразительном искусстве был Анджей Врублевский, который оказал наибольшее влияние на послевоенную фигуративную живопись . Постмодернизм был тесно связан с концептуализмом , поп-артом , а также неоэкспрессионизмом . Все эти новые течения, которые по началу получали признание лишь на неофициальном уровне, в конечном счёте бросили вызов институционализированной культуре социалистического реализма, продвигаемого правящим режимом вплоть до 1989 года .