Женское одиночное фигурное катание
- 1 year ago
- 0
- 0
Женщины в истории литературы, женское писательство — литературные тексты, создававшиеся женщинами, как профессиональными писателями, так и любителями.
По сравнению с количеством книг, сочиненных мужчиной, их количество мало, поскольку возможность для женщины всегда было теснейшим образом связано с её социально-экономическим положением и уровнем образования, на протяжении веков находившемся на низком уровне . Их творчество часто не получало признания и порицалось, как несоответствующее роли женщине в обществе, как нарушение культурной нормы . «Аргументы против женского писательства приводились разные, самый распространенный — занятия литературой противны женскому естеству. Женщина не может тягаться силами с мужчинами, потому что заведомо слабее и потому что это неприлично» .
Существовали отдельные жанры, «приличные» для дам, например — переводческая деятельность и детская литература .
Энхедуана — аккадская царевна и верховная жрица, автор «Гимнов к Инанне», первого в мировой истории текста, имеющего имя автора вообще.
Ок. 1100 до н. э. датируется древнеегипетская сказка, написанная от женского лица — принцессы Ахуры .
Древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии, считается « » ( Суд. 5) (13-8 вв. до н. э.), которую традиция приписывает пророчице Деворе . Пророчица Мириам пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин ( Исх. 15:20, 21) — « », однако, как и в предыдущем случае, утверждать что авторами сохранившихся текстов были женщины — невозможно.
Древние греки считали древнейшей своей сочинительницей женщину по имени Фантасия , чье имя стало переносным (возможно — XII век до н. э.). Это якобы была египтянка из Мемфиса, легендарная поэтесса времен Троянской войны, которая, по утверждениям некоторых древних авторов, написала поэмы о Троянской войне и возвращении Одиссея на Итаку, послужившие источником вдохновения для Гомера (VIII век до н. э.). Данная легенда, как и многие другие утверждения относительно греческого эпоса, не имеет надежных доказательств.
Если говорить об исторических личностях, то Сапфо (630/612 — 572/570 до н. э.) — наиболее знаменитая древнегреческая поэтесса. Её современницей, также жившей в VII в. до н. э., была Дамофила . Их примеру последовало значительное число женщин — см. Список древнегреческих поэтесс . Из них в число наиболее известных входит Коринна .
Гиппархия (ок. 350—280 гг. до н. э.) была киническим философом. Сообщается, что она писала трактаты и письма, однако ничто из них не сохранилось. Количество её коллег было велико, см. . Гетера Элефантида (III в. до н. э.) писала различные руководства, которые не сохранились.
Из позднеантичных авторов наиболее известна Гипатия (350/370 год — 415 н. э.), некоторые труды которой уцелели.
Древнеримских поэтесс, судя по всему, было меньше: к периоду республики относится Сульпиция Руфа (I в до н. э.). Из императорского периода известны Сульпиция Младшая (вторая половина I века н. э.) и другие, см. . Большинство их произведений известны по фрагментарному цитированию у других авторов. Фальтония Проба (ок. 306/315 — ок. 353/366) — древнеримская раннехристианская поэтесса, возможно, она является самой ранней христианской поэтессой, чье творчество сохранилось.
Византийская империя наследовала греческое (положительное) отношение к женскому образованию аристократок. Византийская императрица V века Элия Евдокия оставила большое количество религиозной поэзии, дошедшей до наших дней. Святая Кассия Константинопольская (805/810 — до 865) была заметным поэтом и гимнографом. Она — единственная женщина среди византийских гимнографов, чьи произведения вошли в богослужебные книги Православной церкви. Принцесса Анна Комнина (1083—1153) — первая женщина-историк. Императрице Евдокие Макремволитиссе (1021—1096) долго приписывали историко-мифологический словарь «Иония», однако теперь её авторство отведено. См. .
Западное средневековье характеризуется заметным количеством писательниц, большинство из которых писали религиозные произведения, со временем появляется и куртуазная литература. См. .
Королева франков Радегунда (VI в.) была другом Венанция Фортуната , по одной из версий, ею написаны стихотворения De Excidio Thoringiae и Ad Artachin. Монахиня Хросвита Гандерсгеймская (X век) считается первым европейским драматургом со времён античности .
Крупным писателем XII века, работавшим в разных жанрах, была сестра Хильдегарда Бингенская . К тому же веку относится австрийская монахиня фрау Ава — автор нескольких религиозных поэм на средневерхненемецком языке , первая немецкая писательница — неаноним. Ранней куртуазной поэтессой является Мария Французская (XII век), одной из первых французских поэтесс. Известна одна песня окситанской трубадурки Азалаис де Поркайрагас , другой трубадуркой была графиня Беатриса де Диа , а также графиня Тибурж II Оранская .
XIII век характеризуется такими персонами, как сестра Хадевейх , писавшая на брабантском наречии, и исландка Steinvör Sighvatsdóttir.
В XIV веке святая Екатерина Сиенская (1347—1380) оставила множество религиозных текстов и посланий, которые пользовались большой популярностью. Кристина Пизанская (1365—1430) считается первой женщиной, ставшей профессиональной писательницей (то есть сделавшая это средством заработка). Сочинительством занималась сербская княгиня Милица Сербская .
Тулузская поэтесса 2-й пол. XV века Клеманс Изор и её творчество, возможно, является поздней мистификацией.
Древнекитайская поэзия также характеризуется появлением женщин: Zhuo Wenjun (2 в. до н. э.), Бань-Цзе-Юй (середина I в. до н. э.), Zuo Fen (III в. н. э.), Xie Daoyun (IV в. н. э.), Цай Вэньцзи , Su Xiaoxiao (V в. н.). См. .
Среди японских поэтесс отмечают принцессу Ива-но химэ (IV в. н. э.). Поэтессой была императрица императрица Дзито (VII в. н. э.). Мировую славу приобрели японские писательницы Сэй-Сёнагон (ок. 966 — 1017 ?) и Мурасаки Сикибу (рубеж X—XI вв.). См. .
Стихи писала корейская королева Чиндок-ёван (VII век).
В Индии на санскрите писали Shilabhattarika (IX век), Vijja (VIII—IX века), Bhavakadevi (XII век).
Поэзия развивалась и в доисламской Аравии, сохранился ряд имен поэтесс — Afira bint 'Abbad (III в. н. э.), Laila bint Lukaiz (ум. 483), al-Fāriʿah bint Shaddād, Аль-Ханса и др. См. . Рабиа Балхи - первая женщина-поэтесса в истории персидской литературы периода ирано-исламской цивилизации. За ней последует Мехсети Гянджеви (XII век).
В XI веке становятся заметными поэтессы арабской Испании, в том числе Wallada bint al-Mustakfi, Aa’isha bint Ahmad al-Qurtubiyya, Mariam bint Abu Ya’qub Ashshilbi и другие.
См. Список писательниц эпохи Ренессанса
В эпоху Ренессанса количество светских текстов, сочиняемых женщинами, все более увеличивается. Стихи писала королева Елизавета Тюдор , знаменитый сборник новелл « Гептамерон » оставила королева Маргарита Наваррская . В Ренессансной Италии занятие поэзией было достопочтенным для женщин и облагораживало даже куртизанок.
Во Франции творили (1475—1550), Катрин Дэ-Рош и Мадлен Дэ-Рош . Крупной поэтессой считается Луиза Лабе . Мари де Гурне — писательница, переводчица и философ, выступала за доступ женщин к образованию.
В Италии поэзией занимались знатные дамы ( Лукреция Торнабуони , Виттория Колонна , Вероника Гамбара , Камилла Пизана , Лаура Баттиферри , Изабелла ди Морра , Барбара Торелли ), куртизанки ( Вероника Франко , Туллия д’Арагона ). Наиболее эмоциональной поэтессой считается венецианская «виртуоза» Гаспара Стампа . Религиозные и гуманистические тексты, в основном на латыни, писала Изотта Ногарола . Важное эпистолярное наследие оставила Изабелла д’Эсте . Первыми женскими мемуарами на итальянском языке считается автобиография Камилла Фаа .
Древнейшим текстом на английском языке, написанным женщиной, является «Откровения Божественной Любви» Юлианы из Нориджа (1343 — после 1416). Это также самая ранняя сохранившаяся работа, написанная английским отшельником или отшельницей. Монахиня Кэтрин Саттон ( ), бывшая аббатисой в 1358—1376 годах, писала религиозные мистерии на сюжеты из Священной истории, что делает её первой англичанкой-драматургом .
Английский религиозный мистик Марджери Кемпе не умела ни читать, ни писать, но продиктовала двум переписчикам «Книгу Марджери Кемпе» — первую автобиографию на английском языке с описанием своих странствий и видений (1438).
Ренессансные поэтессы англичанки, кроме королевы Елизаветы — Мэри Сидни , Энн Аскью .
Элизабет Кэри (1585—1639) — первая английская женщина светский драматург, с пьесой «Трагедия Мариам» (1613). А Афра Бен (1640—1689) — самая известная из женщин-драматургов XVII века.
Мэри Эстел (1668—1731) многие считают первой английской писательницей-феминисткой. В своих анонимных публикациях Астелл решительно поддерживала равные возможности образования для женщин.
Сохранившиеся летописи и другие древние тексты имеют фрагменты, написанные от лица женщин ( Плач Ярославны и проч.), однако их авторство не определено. К 1389 году относится Плач вдовы Дмитрия Донского св. Евфросиньи Московской из «Слова о житии Bеликого князя Дмитрия Ивановича».
В XVIII веке женское литературное творчество появляется в России. Первым драматургом-женщиной, видимо, надо считать царевну Наталью Алексеевну , устроившей в Москве светский театр. Ей приписываются «Комедия о святой Екатерине», «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон» и «Святая Евдокия»
Первые сохранившиеся мемуары оставила о своей печальной судьбе Наталья Долгорукова — «Своеручные записки…» (1797).
Екатерина Великая и Екатерина Дашкова оставили мемуары, причем императрица писала на французском.
В XVIII веке, к концу, в Российской империи около 20 поэтесс печатались в периодике или издавали стихи, однако они были «дилетантками». Первой русской писательницей в собственно литературном смысле считается Екатерина Александровна Сумарокова , дочь поэта . Анна Петровна Бунина (1774—1829) считается первой «профессиональной» писательницей (жившей на гонорары и пожалования) . В 1830-е годы двумя наиболее известными поэтессами были Каролина Павлова и Евдокия Ростопчина .
Серебряный век ознаменовался появлением большого количества поэтесс, хотя отношение к ним писателей-мужчин оставалось снисходительным. Ахматова, в частности, в целях принятия протестовала против феминитива в свой адрес.