Гетерономная этика
- 1 year ago
- 0
- 0
«Этика свободы» ( англ. The Ethics of Liberty ) — книга, написанная экономистом и философом Мюрреем Ротбардом и впервые опубликованная в 1982 году, представляющая собой логическое и этическое изложение политической позиции анархо-капитализма . В основе его теории лежит концепция частной собственности, а корни свободы он помещает в концепцию естественных прав и применяет её к ряду практических проблем, к которым он подходит систематически логично и рационально. В нем также содержится обширная библиография по свободной торговле.
По мнению автора, экономика, конечно, может внести большой вклад в защиту индивидуальной свободы, но сама по себе она не способна реализовать подлинную политическую философию . Политические выводы требуют ценностных суждений, поэтому политическая философия неизбежно этична , и поэтому необходимо создать позитивную этическую систему, чтобы иметь возможность защищать идею свободы с помощью весомых аргументов.
Автор отстаивает концепцию негативной свободы , понимаемую как «отсутствие физического вмешательства или посягательства на личность и собственность», согласно которой каждый имеет право владеть собой и распоряжаться своим частным бытом и имуществом. Следовательно, он подвергает государство разрушительной критике. Для автора налоги — это «кража в колоссальных масштабах», и он рекомендует делать всё возможное, чтобы не платить их. Исходя из принципа неагрессии , Ротбард выступает резко против минимальных или даже ультраминимальных государств, таких как государство – ночной сторож Нозика .
В то же время он анализирует методы представительной демократии и процессы, которые он определяет как фиктивное определение мнимого большинства с помощью механизмов массовой пропаганды, дающих преимущество наиболее влиятельным группам в обществе отодвигать на второй план мнение каждого гражданина. Таким образом, государственные преступления против свобод остаются безнаказанными.
Отправной точкой философской позиции Ротбарда является теория естественного права в его наиболее радикальной форме, в которой закон не воспринимается как выражение человеческой воли, а как нечто, принадлежащее природе и даже чуждое существованию какого-либо Бога. Таким образом, он связывается с некоторыми средневековыми томистами и Саламанкской школы .
Среди естественных прав он выделяет право на частную собственность как столп свободы, занимающий лидирующее место, а также демонстрирует его практическую значимость для каждого человека.
Книга была положительно воспринята в либертарианских кругах. Многие хвалят книгу за глубокий анализ естественного права и его практического применения. В 1988 году либертарианский комментатор Шелдон Ричман заявил, что « Этика свободы — великая книга, которая заслуживает внимания любого, кто заинтересован в хорошем обществе и человеческом процветании».
Экономист Ханс-Херман Хоппе , написавший предисловие к книге, считает её «вторым магнум опусом» Ротбарда после его .
Сам Ротбард о своей книге впоследствии пишет:
Предполагалось, что это будет примирение либертарианства с консервативной культурой и личной этикой, что в наши дни называется палеолибертарианством. Но по мере того, как она писалась, она превратилась в анархо-либертарианский трактат. К началу шестидесятых консерваторы стали сторонниками войны, и идея примирения с ними потеряла всю свою привлекательность.
Английский : The Ethics of Liberty
Русский : Этика свободы
Испанский : Ética de la libertad