Interested Article - Биоцентризм

Биоцентризм — идеология, этическая концепция или научный подход в природоохранном деле, ставящие превыше всего интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку .

Биоцентризм противопоставляется антропоцентризму в том его наполнении, которое получило широкое распространение в XX веке и согласно которому человек — это хозяин природы, имеющий права изменять и использовать окружающий мир, сообразуясь лишь с собственными интересами. Однако полной противоположностью антропоцентризму является , ставящий превыше всего природу вообще — абиотическую и биотическую её составляющие.

Биоцентризм является одним из ответвлений экоцентризма — течения биоэтики, исходящего из представлений о заведомом приоритете сохранности экологической сферы планеты (включая и её неживые элементы) над удовлетворением текущих нужд человека (причём в этом также оппонирующего антропоцентризму ), и рассматривающего как самостоятельную ценность экосферу в целом. Основное отличие биоцентризма от собственно экоцентризма — наделение первичным приоритетом важности всех живых организмов (то есть, представителей биосферы ), и рассмотрение как индивидуумов той их части, для которой это принципиально возможно, не акцентируя при этом особое внимание на проблемах сохранения неживой природы [ нет в источнике ] .

Одно из ответвлений — (Дэвид Ортон и др), имеющий антикапиталистическую , антииндустриальную и эко-анархическую направленность , близкий идеологии антиглобализма , появившийся в середине 1980-х годов в Канаде, США, Австралии .

Ряд сторонников идеологии биоцентризма в борьбе за свои идеи осуществляют на практике противоправную деятельность, расцениваемую в США как экологический терроризм .

Истоки возникновения

Биоцентризм является одним из ответвлений экоцентризма — биоэтики, возникшей в XX веке, исходящей из представления об объективном существовании единой системы, в которой все живые организмы планеты Земля — микроорганизмы, растения и животные, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой, причем все живые организмы имеют равные права и (внутреннюю) ценность, не зависящие от воли человека. В отличие от антропоцентризма, экоцентристы рассматривают человека в качестве основного виновника и ответчика за все экологические нарушения [ неавторитетный источник ] . В экологической этике биоцентризм ассоциируется с работами Поля Тейлора, в частности с его книгой «Уважение природы» (1986) [ уточнить ] .

Родиной биоцентризма считается США , где в 60-е годы XX века появилось движение поэтов- битников , созданное американскими студентами и преподавателями, которые не разделяли ценности, присущие американскому истеблишменту. Они в знак протеста уходили в горы. Из этой интеллектуальной среды вышла Рэйчел Карсон , написавшая книгу «Молчаливая весна». В книге рассказывается о том, как Земля и всё живое губится пестицидами , и виновны в этом крупные корпорации. Книга стала бестселлером, а её появление, как считается, положило начало широкому экологическому движению .

Доктрина биоцентризма, как часть философии глубинной экологии , впервые была изложена в начале 1970-х годов норвежским философом и зоозащитником Арне Нессом в статье «Поверхностная и глубинная экология в экологическом движении». Данная концепция имеет антииндустриальную и антикапиталистическую направленность .

В некоторых случаях понятие «биоцентризм» используется в узком значении . Сторонники такого понимания биоцентризма видят дикую природу самоценной и священной вне зависимости от человеческих интересов и суждений о ценности и обладающей свободой от любого человеческого вмешательства, в том числе научного, промышленного, религиозного и рекреационного . Основоположником этого направления экологической этики в 90-е годы XX века стала американский географ и экофилософ Линда Грэбер, выступавшая против любого использования участков дикой природы и за почитание дикой природы как священного пространства. Этика дикой природы требует уважения к автономии дикой природы и способности диких видов самим определять ход собственных жизней. Она запрещает управлять дикой природой и контролировать её, считая это грехом, а неиспользование дикой природы — благом [ неавторитетный источник ] .

Биоцентристы — противники спесиецизма (то есть видового шовинизма) . Приверженцы биоцентризма считают, что человек, как существо разумное, имеет моральный долг защищать всех живых существ — животных и растения .

Ряд сторонников биоцентризма, провозглашая своей целью «освобождения животных» проникают в научные лаборатории с целью хищения оттуда подопытных животных без цели последующего сбыта, а правоохранительные органы ряда стран, в частности, США считают такие действия преступными и террористическими .

Левый биоцентризм

Дэвид Ортон, один из идеологов левого биоцентризма, декларируя цели своих единомышленников, заявил :

Левые биоцентристы противостоят тем, кто ставит вопросы социальной справедливости выше проблем Земли и всех её существ. К животным, растениям и экосистемам следует относиться с теми же моральными нормами, что и к людям.

В 1998 году Дэвид Ортон опубликовал постулаты идеологии левого биоцентризма, включающие следующие основные принципы :

  • Земля не принадлежит никому.
  • Социальная ответственность людей в том, чтобы свести к минимуму своё собственное влияние на Землю.
  • Проблему социальной справедливости и классовые вопросы необходимо решать в контексте глубинной экологии.
  • Левый биоцентризм против экономического роста и потребительства. Человеческие общества должны жить в своих экологических пределах, чтобы все другие виды могли продолжать процветать. Для обеспечения устойчивого развития необходим биорегионализм, а не глобализм. Устойчивое развитие требует от промышленно развитых стран сокращения своего воздействия на Землю не менее чем в 10 раз.
  • Для достижения значимых социальных перемен и разрыва с индустриальным обществом необходима внутренняя духовная трансформация на уровне личности и коллектива. Внутренняя трансформация поможет людям преодолеть недальновидные эгоцентричные интересы личности, семьи, общины и нации в пользу интересов всех биологических видов.
  • Эгалитарное общество без сексизма и дискриминации — это цель, к которой, без сомнения, стоит стремиться. Но даже такое общество может вести себя как эксплуататор по отношению к Земле.

Философия биоцентризма в деле

Философия биоцентризма оказала влияние на подход к устройству национальных парков в США . Во второй половине XX века в американском обществе возникло мнение, что национальные парки не должны быть предназначены для всех людей и что природа в них должна сохраняться в неизменённом виде. Сторонники биоцентризма требовали не допускать реконструкции дорог и оставлять их неудобными и даже опасными. Аргументы оппонентов, указывающих на то, что парки созданы для людей, активно оспаривались сторонниками биоцентризма. На их взгляд, парки созданы прежде всего для природы. Одним из первых документов, свидетельствующих о борьбе биоцентризма с антропоцентризмом на уровне политики национальных парков, стал доклад совета министру внутренних дел США Стюарту Юдаллу , подготовленный в 1963 году , сторонником этики дикой природы. В докладе было отмечено, что на протяжении полувека правительство США отделяло «хороших» животных от «плохих», защищая, к примеру, оленей и пытаясь уничтожить хищников. Биоцентристы рекомендовали поддерживать (и там, где это необходимо, воссоздавать) биосвязи в пределах каждого парка в том состоянии, в каком они были присущи этим местам до появления в них белого человека, что, в частности, подразумевает восстановление популяций крупных диких животных со всеми сопутствующими рисками — угрозой туризму и личной безопасности туристов .

В 70-е годы XX века биоцентристы требовали покончить с полями для гольфа , тенниса и лыжными подъёмниками в национальных парках .

В 1980 году профессор права Мичиганского университета Джозеф Сакс высказал в своей книге «Горы без перил» ( англ. Mountains Without Handrails) мысль, что в национальных парках люди должны получать впечатления, контрастные по отношению к тем, которые доступны в условиях цивилизации. Это подразумевает минимизацию контроля за состоянием парков со стороны человека и сокращение количества посетителей. По мнению Сакса, гостиницы, дороги и разные другие удобства, включая, например, перила на смотровых площадках, постепенно должны исчезнуть из национальных парков, даже если это будет связано со смертельным риском для туристов .

В статье, опубликованной в журнале «Огонек» в 2001 году, духовной мотивацией различных «зеленых движений», совершающих противоправные действия на территории многих стран мира, в частности, США , был обозначен биоцентризм. Сами биоцентристы были названы «талибами от экологии», а рост их активности — угрозой принципиально нового типа терроризма .

Критика

Академик РАЕН Татьяна Акимова и ведущий сотрудник Международного центра экоразвития регионов профессор Владлен Хаскин — авторы учебника «Экология» для студентов вузов — считают, что присвоение природе самостоятельной ценности плохо соотносится с идеологией и практикой природопользования, и какие-либо выводы биоцентризма затруднены к приложению на практике. Кроме того, согласно их мнению, возникновение биоцентризма запоздало по сравнению с его возможной актуальностью: «По меньшей мере, биоцентризм запоздал: слишком мало девственной природы осталось на нашей планете, да и та числится как „ресурсный потенциал“» .

В ходе дискуссии на страницах журнала «Общественные науки и современность» в 1997 году её участники указывали на то, что характерная для классической экологии трактовка биосферы в относительной независимости и противопоставленности человеку грозит опасностью « экофашизма » и «мизантропии в зелёной упаковке».

В аспекте современных экологических и социальных проблем биоцентрическая доктрина критикуется с позиций христианства , ислама и иудаизма , которые относительно взаимодействия человека и окружающей среды ориентированы строго антропоцентрически . С христианских позиций биоцентризм может классифицироваться как неоязычество . Христианский антропоцентризм основан на представлениях о человеке как венце творения, который призван главенствовать над природой. В противоположность биоцентризму православное отношение к природе строится на идее её несовершенства, как продукта деградации, вызванной грехопадением. И если дальнейшее совершенствование неиспорченного творения было главной обязанностью и долгом человека до его грехопадения, то в какой мере этот долг вырос перед природой, пораженной его собственным грехом?

Жиров В. К. считает, что в условиях России биоцентрическая этика неприемлема и не может использоваться в качестве идейной основы отношения общества к природе и вопросам сохранения биоразнообразия .

См. также

Примечания

  1. Прохорова И. А. Экологическая этика и биоцентризм: анализ философских подходов // Гуманитарный экологический журнал. — 2001. — Т. 3 . — С. 108—111 .
  2. Биоцентризм // Экологический словарь . — 2001.
  3. от 28 января 2018 на Wayback Machine Accessed 13 June 2009.
  4. . Дата обращения: 29 октября 2009. 27 сентября 2011 года.
  5. . Дата обращения: 5 апреля 2009. Архивировано из 14 июля 2014 года.
  6. . Дата обращения: 4 апреля 2009. 18 апреля 2011 года.
  7. от 30 мая 2008 на Wayback Machine
  8. . Дата обращения: 4 апреля 2009. 10 августа 2014 года.
  9. (недоступная ссылка)
  10. от 4 марта 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3889 дней])
  11. от 2 октября 2002 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3889 дней] — , )
  12. Д. Ортон: «Левый биоцентризм». Гуманитарный экологический журнал. Т. 6. Спецвыпуск. 2004. С. 68-72.
  13. . Дата обращения: 29 октября 2009. Архивировано из 5 октября 2009 года.
  14. Нэш Р. Дикая природа и американский разум
  15. Статья В.Сергеева «Терроризм № 2», журнал «Огонёк», № 52 за 2001 год от 14 июля 2014 на Wayback Machine
  16. (недоступная ссылка)
  17. Акимова, Татьяна Акимовна // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  18. Статья С. М. Богуславской, кандидата философских наук «Этическая основа взаимодействия человека с биосферой и совершенствование философского образования» в теоретическом журнале «Кредо», 2001 г.
  19. Жиров В. К. // Вестник МГТУ. — 2008. — Т. 11 , № 4 . — С. 609—626 . 4 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Биоцентризм