Interested Article - А капелла
- 2020-09-16
- 2
А капе́лла ( итал. a cappella , «как в капелле ») — пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения. Термин «а капелла» изначально предназначался для разграничения между полифонией эпохи Возрождения и стилем концертного барокко . В XIX веке возобновившийся интерес к полифонии эпохи Возрождения в сочетании с незнанием того факта, что вокальные партии часто дублировались инструменталистами, привели к тому, что термин стал означать вокальную музыку без инструментального сопровождения.
Характеристика
Термин появился в конце XVII века , его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле . В широком смысле пением «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения.
Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом ( логосом ), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский ; ранней католической и православной — органное сопровождение на Западе впервые было использовало только примерно в 670 году), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы , творчестве Джованни Палестрины .
Стиль пения «а капелла» развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения , в том числе в мадригалах .
Как стиль профессионального хорового искусства пение «а капелла» определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в Римской школе (Палестрина, Беневоли , Скарлатти ). Следует учесть, что в XVII—XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом ; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.
Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». В Древневосточных православных церквях ( Эфиопской , Коптской , Малабарской ) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был композитор Александр Гречанинов , однако это решение не было принято поместным собором 1917—1918 гг.
В мировой литературе существует огромное количество работ, написанных для исполнения без музыкального сопровождения, как мужским, так и смешанным хором. К ним относятся оратории , сюиты для хора и солиста, циклы песен, реквием. Также в них прослеживается большое влияние традиций духовной музыки .
Пение а капелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX века (сочинения Танеева , Кастальского , Рахманинова , Чеснокова , Виктора Калинникова , Давиденко , Коваля , Шебалина , Шостаковича , Свиридова , Салманова ; деятельность Синодального хора , Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение а капелла распространено во многих странах.
В разговорном языке музыкантов используется словосочетание «акапельное пение» .
См. также
Примечания
- Русский орфографический словарь / Отв. ред. В. В. Лопатин. — М. : Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2005. — Т. 1: А — Н. — С. 1. — ISBN 5-88744-052-X .
- Капица Ф. С. История мировой культуры. — ACT : Слово. — 606 с. — ISBN 978-5-17-064681-4 .
- . Дата обращения: 31 октября 2016. 31 октября 2016 года.
- . Дата обращения: 31 октября 2016. Архивировано из 28 сентября 2020 года.
Литература
- А капелла // Энциклопедический словарь, составленный русскими учёными и литераторами. — СПб. , 1861.
Ссылки
- 2020-09-16
- 2