Фруассар, Жан
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Фруасса́р ( фр. Jean Froissart , 1333 или 1337 , Валансьен , графство Эно — между 1404 и 1410 , Шиме , там же) — французский историк, писатель и поэт XIV века , автор знаменитых « Хроник » — важнейшего источника по истории начального этапа Столетней войны .
Сведения о жизни Фруассара в основном ограничиваются тем, что он сам указал о себе в тексте своих «Хроник» .
По своему рождению он являлся валлоном и происходил из Валансьена в Эно (Геннегау) . Из отдельных высказываний, встречающихся в его сочинениях, можно заключить, что он был выходцем из семьи зажиточных горожан , торговавших сукном . Согласно другим данным, его отец являлся ремесленником, изготовлявшим дворянские гербы .
Годы его жизни являются предметом дискуссий. В своем историческом повествовании он намекает на две даты своего рождения — 1333 и 1337 годы. Относительно первой версии ссылаются на то место в «Хронике», где Фруассар утверждает, что в 1390 году ему было 57 лет. Этой дате склонен был верить бельгийский историк барон Кервин де Леттенхове , один из главных издателей и комментаторов Фруассара в XIX веке. Однако, в конце Книги IV сам хронист указывает, что ему было 24 года, когда он присутствовал при расставании королевы Филиппы и принца Уэльского в Берквемстеде в 1361 году. Согласно этой версии, рождение его датируется 1337 годом .
В юности (до 1359 г.) Фруассар некоторое время был торговцем, затем устроился писарем в Праге при короле Карле IV Люксембургском , где познакомился с Петраркой , проживавшим там после пребывания в Милане и перед переездом в Венецию . В 1360 году он посетил двор папы Иннокентия VI в Авиньоне .
К 25 годам он располагал уже рекомендацией короля Богемии Карла IV Люксембургского , аттестовавшего его как придворного поэта, и в 1361 — 1369 годах служил хронистом при дворе английской королевы Филиппы , супруги Эдуарда III . Он много путешествовал по Британским островам и континентальной Европе . В 1365 году побывал в Шотландии при дворе Давида II Брюса , а между 1364 и 1366 годами , возможно, во Франции , в Нормандии и Бретани , в частности, в Нанте и в Ла-Рошели , где собирал устные рассказы о сражениях при Креси , при Пуатье , при Кошереле , при Оре и легендарной Битве Тридцати .
В 1366 году находился вместе с Эдуардом Чёрным Принцем в Бордо , куда прибыл за несколько дней до визита английского короля Ричарда II , затем отправился в Брюссель, оттуда в Аквитанию , а в 1367 — 1368 годах вместе с Лайонелом, герцогом Кларенсом побывал в Италии . На свадьбе последнего с дочерью Галеаццо II Висконти Виолантой в Милане он познакомился с Джеффри Чосером , служившим у герцога пажом . В Болонье встретился с королём Кипра Пьером I де Лузиньяном , которого, расспрашивая о его подвигах, сопровождал до Венеции , откуда вскоре отправился в Рим .
После смерти в августе 1369 года королевы Филиппы, Фруассар перешёл под покровительство Жанны, герцогини Брабантской , которая вознаградила его труды поместьем в Эно; доходы от поместья позволяли ему путешествовать в поисках материалов для хроник за собственный счёт . Около 1370 года в Брюсселе он сблизился с Робером Намюрским, сиром Бофором-сюр-Мёз, в прошлом женатым на младшей сестре Филиппы Изабелле, который и посоветовал ему заняться историческими изысканиями , взяв за образец «Правдивые хроники» покойного льежского каноника Жана Лебеля .
В 1373 году Фруассар принял сан священника , получив бенефиций в Эстинне близ Монса , продолжая, однако, при этом вести светский образ жизни . Стал секретарём и капелланом супруга Иоанны Венцеля Люксембургского , после смерти которого служил с 1384 года при дворе Ги де Шатийона , графа Блуа . В 1386 году сопровождал графа в его замок в Блуа, чтобы отпраздновать брак его сына Луи де Дюнуа с Марией I Беррийской , заключённый в Бурже , написав по этому случаю пастораль .
Стихи, помимо исторических трудов, Фруассар продолжал писать до конца своей жизни. В конце 1380-х годов он побывал во Фландрии , где встретил рыцарей, сражавшихся в 1382 году при Роозбеке с восставшими фламандцами. В 1389 году посетил двор Гастона Феба , графа де Фуа , рассказавшего историку о своих военных подвигах и участии в подавлении Жакерии , покинув его в сопровождении 11-летней воспитанницы графа Жанны Булонской , выданной замуж за герцога Беррийского .
После работы над своими хрониками в 1390—1391 годах в Валансьене , он посетил в 1392 году Париж , где получил известия о безумии короля Карла VI . В 1395 году вновь побывал в Англии при дворе Ричарда II , но был разочарован произошедшими там переменами и угасанием рыцарского духа военных лет. По возвращении на континент, поссорился с графом Ги де Блуа , обретя нового покровителя в лице герцога Бургундии Филиппа Смелого .
География путешествий Фруассара являлась весьма протяжённой, с уверенностью можно говорить о продолжительном и неоднократном пребывании его в Английском и Французском королевствах, а также в Шотландии , Уэльсе , графствах Фландрия и Артуа , герцогствах Бретань и Брабант , виконтстве Беарн , а также в Риме и Милане .
Дата его смерти, так же как и дата рождения, является спорной. А. Д. Люблинская и Е. Ю. Акимова сходятся во мнении, что год его смерти — 1404 -й. Современный исследователь и издатель его хроник М. В. Аникеев, вслед за дореволюционным российским медиевистом И. М. Гревсом , называет более позднюю дату смерти — 1410 год , объясняя это тем, что начиная именно с 1410 года следы автора теряются и прекращается его историческое повествование. Не установлены также место его смерти и захоронения. Историки начала XX столетия предполагали, что это может быть церковь в замке в Шиме ( графство Эно ), где он в последние годы своей жизни служил каноником .
«Хроники» , полное название которых в некоторых рукописях звучит как «Хроники Франции, Англии, Шотландии, Испании, Бретани, Гаскони и соседних стран» ( фр. Des Croniques de France, Dangleterre, Descoce, Despaigne, de Bretaigne, de Gascongne, de Flandres Et lieux circunvoisins ) , состоят из 4 книг .
Особый интерес для исследователей представляет Книга I, известная в трёх редакциях: «Амьенском манускрипте», события в котором доводятся до 1369 года, «Манускрипте семейства А/В», излагающем их до 1372 года, и «Римском манускрипте», в котором они оканчиваются 1377 годом. «Амьенский манускрипт» дошел до нас лишь в одном списке, который выполнен безызвестным копиистом не позднее 1491 года. «Манускрипт семейства А\В» сохранился в несколько десятках списков, которые до сих пор не систематизированы. «Римский манускрипт» дошел до нас лишь в одном списке. В 1860 году бельгийский историк Кервин де Леттенхове обнаружил его в библиотеке Ватикана и подготовил его первое научное издание.
Временные рамки манускриптов весьма дискуссионны. Так, современный отечественный историк М. В. Аникеев полагает, что «Амьенский манускрипт» охватывает временной промежуток с 1325 по 1378 год, А. Д. Люблинская же говорит о периоде 1326—1370 годов . Также в медиевистике до сих пор ведутся споры, какая из редакций Книги I является более ранней. Книга II, охватывающая события 1378—1387 годов, дошла до нас в двух редакциях, книги III—IV сохранились в единственной редакции, первая из них содержит текст хроник за 1388—1390, а вторая — за 1391—1400 годы .
Центральным сюжетом «Хроник» является англо-французский конфликт Столетней войны , которую сам автор считает наиболее достойным памяти и замечательным в истории человечества . Описанию главных её битв, более мелких сражений и просто небольших стычек посвящены подавляющее число глав. Восторженно относясь к своему нелёгкому труду, который он красочно сравнивает с подвигами рыцаря или оруженосца на ратном поприще, Фруассар специально отмечает, что собирать материалы для хроник стал в двадцатилетнем возрасте, т. е. примерно с 1355 года .
Особое место в его повествовании занимает Фландрия , являющаяся узлом противоречии между Англией и Францией. Именно Фландрия была одной из причин Столетней войны и сыграла в ней важную роль. Фруассар подробнее излагает политику Англии и Франции в отношении Фландрии. Например, в одной из глав «Книги I» описан случай о союзе, заключенном между Эдуардом III и жителями Фландрии. Английский король предложил «напасть на Францию и пройтись по Турени и кастелянствам Лилля и Дуэ». Но жители Фландрии отказались, так как у них был договор с Папой Римским, что если они начнут войну против Франции, то «подвергнутся за это огромному денежному штрафу и отлучению . На совете было решено, что если Эдуард III хочет быть королём Франции, то пусть поместит на своем геральдическом щите герб Франции и в грамотах называется королём Франции. Тогда они станут почитать его за короля и будут ему повиноваться». Так осторожные фламандцы избегали денежного штрафа, и договор был заключен.
Помимо политических союзов и военных действий, внимание автора привлекают события политические: рождение и смерть королевских особ, мирные переговоры, посольства, выборы Пап, торжественные въезды в город и праздники; кроме того, от пера Фруассара не ускользают народные движения и восстания городов. Городской тематике уделяется достаточно внимания в его повествовании, хотя, будучи поклонником рыцарства и знати, он не рассматривает ещё « третье сословие » в качестве самостоятельной политической силы . Многие страницы его «Хроник» посвящены рассказам о крестьянской войне 1358 года, получившей название Жакерии , а также восстании городов Фландрии и волнениям в Париже 1382 года, получившим название восстания майотенов . При этом обращает на себя внимание, что описывая в крайне чёрных тонах восставших французских «жаков», называя их не иначе как «бешеными собаками», он едва ли не сочувствует английским повстанцам- вилланам , поднявшимся в 1381 году во главе с Уотом Тайлером .
Хроники завершаются описанием неудачного похода европейских крестоносцев против османов 1396 года, трагически завершившегося для них битвой при Никополе , а также свержения и гибели Ричарда II Английского (1399—1400) .
Как историк Фруассар является ещё компилятором , некритически использующим доступные ему источники, среди которых, помимо тщательно собиравшихся им устных свидетельств, следует отметить « Большие французские хроники », вышеупомянутый труд Жана Лебеля , из которого он заимствует сведения до 1361 года , жизнеописание Эдуарда Чёрного Принца, составленное анонимным Герольдом Чандоса , а также некоторые письма и дипломатические документы . Несомненно использование им устных рассказов и воспоминаний современников, включая непосредственных участников сражений Столетней войны, благодаря которым отдельные его описания приобретают, по меткому выражению нидерландского историка культуры Йохана Хёйзинги , подлинную «фотографичность» .
Фруассар заслуженно получил эпитеты «певец рыцарства» и «лучший из средневековых историков Франции» . Он сам подчеркивал, что побудительным мотивом написания «Хроник» послужило желание рассказать о «славных военных деяниях и подвигах во Франции, Англии и соседних странах». Главными героями и участниками у него выступают доблестные рыцари и высокородные сеньоры, которых он нередко идеализирует, не только приводя примеры их воинской доблести, но и оправдывая порой их неблаговидные деяния и поступки .
Превосходный рассказчик, сочинение которого отличают красочные портреты государственных деятелей, полководцев и феодалов , художественные описания не только природных пейзажей , но даже изукрашенных позолотой и вымпелами морских кораблей , а также сочный и образный язык, он, при всем своём некритическом восприятии источников и очевидной предвзятости, местами переходящей в откровенную фальсификацию , обеспечил себе успех у современников и потомков, по праву заслужив себе прозвание «Геродота средневековой Европы» .
Известно свыше 80 датированных рукописей «Хроник» Фруассара, хранящихся в Национальной библиотеке Франции ( Париж ), Королевской библиотеке Бельгии ( Брюссель ), Британской библиотеке ( Лондон ), Ватиканской апостольской библиотеке , библиотеке Лейденского университета и др. собраниях, свыше 15 из которых приходится на Книгу I, девять — на Книгу II, 30 — на Книгу III, и 26 — на Книгу IV . Наиболее известный из иллюминированных манускриптов был выполнен в 1470 году мастерами из Брюгге по заказу фламандца Людвига Груутхузе.
Впервые «Хроники» были изданы в 1495 году в Париже в четырёх томах печатником Лондоне в 1803—1805 годах, выдержал несколько переизданий.
, переиздавшим их в 1499 и 1503 годах, в 1530 году выпущены там же известным книготорговцем , и в дальнейшем публиковались во Франции неоднократно . Перевод их на ранненовоанглийский язык увидел свет ещё в 1523 году; классический английский перевод Томаса Джонса, впервые опубликованный вПомимо «Хроник», перу Фруассара принадлежит немало стихотворных сочинений, в том числе 13 лэ , 6 , 40 баллад , 13 вирелэ , 107 рондо и 20 пастурелей .
Среди них выделяется поэма «Любовный рай» ( Le Paradis d'Amour , 1362), состоящая из 1723 октосиллабических стихов и содержащая рассказ влюблённого о чудесном сне в райском саду, где он беседует сначала с Удовольствием, затем с Надеждой, а после с самой Любовью, наставляющей его в искусстве поэзии. В другой поэме «Часы любви» ( L'Horloge amoureux , 1368), представляющей собой объёмистый поэтический трактат , свойства любви сравниваются с частями часового механизма . Текст её, подобно большинству произведений этой эпохи, строится в виде серии рамочных конструкций: связные ряды баллад встроены в дидактический дискурс, подчинённый сновидению , которое вводится типом встречи. В ещё одной поэме «Любовный плен», или «Тенёта любви» ( L’espinette amoureuse , 1369), помимо прочего, перечисляется около шестидесяти детских игр, в которые поэт мальчишкой играл в Валансьене .
Фруассар является также автором последнего стихотворного рыцарского романа «Мелиадор» ( Meliador ), примыкающего к артуровскому циклу . Приступив к работе над ним ещё в начале 1360-х годов в Англии, он завершил её в Брабанте после смерти в 1383 году своего покровителя герцога Люксембургского Венцеслава , специально переработав текст, чтобы включить в него около восьмидесяти лирических стихотворений последнего .
Именем Фруассара названа симфоническая увертюра английского композитора Эдварда Элгара (1890).