Монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальный памятник культуры Чешской Республики (регистрационный номер 136 NP от 1978 года )
Анежский монастырь ( чеш. Anežský klášter ) — средневековый монастырь в Праге , заложенный Анежкой Пршемыславной и её братом королём Вацлавом I в 1231—1234 годах на месте старой больницы. Сама Анежка стала его первой аббатисой .
Монастырь находится в северо-восточной части пражского исторического района Старе-Место . К женскому монастырю клариссинок позднее был пристроен мужской ордена младших братьев (миноритов) .
Монастырский комплекс включает в себя монастырский костёл Святого Франциска , здание конвента миноритов, квадратный клуатр , большое монастырское крыло, монастырскую кухню, здание женского костёла, капеллу Святой Марии Магдалины , костёл Святого Спасителя, капеллу Святого Варвары , монастырские стены и дом аббатисы.
Согласно исследованиям Гелены Соукуповой , в 1261 году Анежка Чешская вместе со своим племянником Пржемыслом Отокаром в день его коронации 25 декабря заложила восточнее капеллы Девы Марии святыню Спасителя, предназначавшуюся для семейного некрополя . Святыня была построена в геометрически правильном виде, основанном на золотом сечении . Вход в святыню находился со стороны часовни Девы Марии под полукруглой аркадой , на капителях которой были вырезаны бюсты пяти чешских королей и королев. В полигональном вверху строения между листьями был установлен маленький бюст монахини, считающийся бюстом самой Анежки. За бюстом находится вход в крипту Пршемысловичей . Моделью для строительства крипты послужила французская королевская усыпальница в Сен-Дени .
В монастыре с 1963 года размещается один из отделов Пражской национальной галереи . В монастыре находится выставка средневекового искусства 1200—1550 годов .
Годом учреждения монастыря можно считать 1231 год , когда вопрос о браке Анежки Пршемысловны был снят . Брат Анежки, король Вацлав I , пожаловал для организации монастыря земельный участок на правом берегу Влтавы рядом с госпиталем, ремесленными мастерскими и кузницами. Кроме того, король даровал новому монастырю ряд привилегий.
Одним из старейших строений монастырского комплекса является костёл Святого Франциска , который на первом этапе строительства был возведён без пресвитерия . Одновременно со строительством храма началось строительство большого восточного крыла конвента, протянувшегося от северной стороны костёла до северной монастырской стены у берега Влатвы. Строительство храма было окончено к 1234 году, тогда же он был освящён. В 1233 году по приглашению Анежки в Прагу прибыло пять монахинь- клариссинок из итальянского города Тренто , вероятно, из монастыря Святой Клары, позднее к ним присоединилось еще 7 благородных девиц из Чешского Королевства . Конвент сестёр клариссинок и костёл Святого Франциска были открыты в день пострижения Анежки Пршемысловны в монахини 25 марта 1234 года. В 1237 году папа Григорий IX пожаловал монастырю множество новых привилегий.
На втором этапе строительства был достроен комплекс мужского конвента на месте бывшей больницы, а капелла Святой Варвары была присоединена к боковой стороне костёла Святого Франциска. К северной стене пресвитерия костёла было пристроено жилое трёхсводчатое здание, которое вскоре было перестроено в капеллу Девы Марии. Севернее от неё была помещена собственная часовня аббатисы Анежки и её жилище. В это же время была возведена галерея клуатра клариссинок, которая первоначально планировалась из восьми сводчатых полей в каждом отсеке, но построена была из шести. В 50-х годах XIII века к монастырю была пристроена кухня.
Король Вацлав I продолжал финансировать строительство Анежского монастыря до самой своей смерти в 1253 году, после чего был погребён в пресвитерии монастырского костёла Святого Франциска. Здесь же была похоронена и его жена Кунигунда Швабская . Поскольку пресвитерий храма Святого Франциска был достроен на втором этапе, в нём найдены отметки каменотёсов , отличающиеся от отметок в кладке самого храма, что свидетельствует о приходе в Анежский монастырь новой строительной артели .
После смерти брата аббатиса Анежка при поддержке своего племянника короля Пршемысла Отакара II в 1261 году построила однонефный костел Святого Сальвадора, который служил мавзолеем династии Пршемысловичей. Архитектура костела состоит из одного главного нефа с двумя крестовыми нервюрными сводами, оканчивающиеся пятисторонним окончанием. К тому времени архитектура костела больше обращалась к западным европейским мотивам, а точнее к архитектурным мотивам западной Франции, вдохновляясь такими соборами французских городов: Лаон и Суасон . Это повлияло на внутреннее убранство костела, где можно заметить капители колонн с природными узорами.
В то же время была достроена триумфальная арка соединяющая неф с часовней Девы Марии.
|
|
|
||
Здания монастыря, возведённые на первом этапе строительства | Здания монастыря, возведённые на втором этапе строительства | Здания монастыря, возведённые на третьем этапе строительства |
В 70-х годах XIV века комплекс перестроен в стиле « чешской готики ». Затем монастырь находился в упадке, вплоть до 1556 года, когда перешёл к доминиканцам . Доминиканцы в основном использовали строения монастыря клариссок, здания миноритского монастыря были проданы или сданы в аренду. Крыло клариссок было в 1570 году перестроено в ренессансном стиле. В 1629 году в монастырь вернулись кларисски. После пожара 1689 года монастырь был перестроен в стиле раннего барокко , а в 1750 году в стиле барокко. Во время правления Иосифа II монастырь был закрыт.
В 17 веке монастырь постиг кризис, который решил дальнейшую судьбу монастыря. В 1611 году ситуация привела к разрушению арок в костеле Святого Франциска, который с тех пор служил кладбищем. В 1782 году во время правления Йозефа II монастырь был разрушен и продан. Новые владельцы монастыря разделили его на маленькие просторы, которые использовались в качестве квартир для бедных слоёв пражского населения. Оставшиеся просторы использовали как склады и мастерские.
Во второй половине 19 века возникло сообщество по восстановлению Анежского монастыря. В ходе архитектурно-археологических исследований было составлено несколько планов по реконструкции монастырского комплекса от чешских архитекторов Йозефа Моцкера , и . Восстановление монастыря было начато на рубеже веков и проходило вплоть до 1914 года, но так и не было завершено.
В течение многих десятилетий строения монастыря использовались в качестве квартир для бедных слоёв пражского населения. До 30-х годов XX века, монастырь и прилегающий район «На Франтишку» были синонимами социального гетто для бедных, на которое перешли стигмы еврейского гетто на Йозефове , незадолго до того упразднённого.
После перепланировки района «На Франтишку», с 30-х годов XX века шла реставрация монастыря, завершившаяся только в 1980-х годах. Весь комплекс, в том числе и интерьер, были восстановлены в стиле готики , барокко и ренессанса .
Несмотря на то, что монастырь считается готической постройкой, в нем так же присутствуют элементы эпохи ренессанса и барокко, поэтому при реконструкции монастыря архитекторам приходилось учитывать стилистические детали.
Первым к реконструкции монастыря преступил археолог Олдрих Стефан, который провел подробное архитектурно-археологическое исследование монастыря в 1941 году. Под его руководством большие изогнутые подпоры в стиле барокко, соединяющие часовню Святой Марии с пресвитерием костела Святого Франциска, были уменьшены, потому что нарушали масштаб строения и расчленение данных просторов. По той же причине были перенесены некоторые готические порталы. Комплекс строений был изменен в пользу гармоничности и эстетичности архитектурной композиции монастыря.
В 60х годах реконструкцией Анежского монастыря руководил архитектор . Под его руководством был реконструирован клуатр клариссинок. Несмотря на то, что клуатр был признан готическим благодаря своим готическим окнам, архитектор реконструировал аркады ренессансной лоджии, а также сохранил потолок в стиле барокко на первом этаже клуатра.
Последним этапом реконструкции руководили архитекторы Йозеф Хлават и Карл Кунц. Их целью было дать монастырю цельный вид, а также достроить крышу костела Святого Франтишка. Решением было использование современных материалов как железо и бетон, при этом учитывая пропорции и стилистический характер костела.
Последняя реконструкция монастыря прошла в 2002 году после наводнения, из-за которого пострадало множество архитектурных строений старого города.
Необычный асимметричный двухнефный костел Святого Франциска, ранняя строгая минористская постройка, является первой постройкой из комплекса строений Анежского монастыря.
Строительство костела началось в 1231, проходило быстро и к 1234 г было завершено. Костел состоял из главного нефа с нервюрными крестовыми сводами , опирающимися на , и южного бокового нефа с крестовым сводом в восточной части, освещенное раннеготическим стрельчатым двудольным окном. Окно венчает готическая роза, которая является первой готической розой в Чехии. Главный и боковой неф костела Св. Франциска разделены двумя колоннами, где каждый неф имеет собственный портал в западной стене.
В западной части костела была размещена трибуна монастыря сестер, вход в которую был оснащен порталом в северной стене, а позднее был перенесен на восточную стену.
С северной стороны стоял двухэтажный дом клариссинок. Такое расположение строений имело функциональные причины, в силу того, чтобы клариссинки могли сразу из жилых помещений проходить до трибун.
В 1611 году рухнули своды, с тех пор костел служил как общественное кладбище.
В 1986 году костел был реконструирован. В ходе реконструкции, над храмом была сооружена новая современная асимметричная крыша с деревянной конструкцией, а западная сторона дополнена бетонной конструкцией.
Пресвитерий был пристроен в только во второй фазе строительства монастыря в 1238-45 году и трижды реконструирован в 20 веке. Пресвитерий разделен двумя крестовыми сводами и пятиугольным завершением. В Пресвитерий могли ходить только мужчины, поэтому алтарь был нетипично помещен в южной стене и присоединен к мужским покоям.
Простор освещают два стрельчатых двудольных окна. Портал на южной стороне с богато украшенным профилем построен в 1380 года, а в 1947 году перенесен на западную сторону. Во времена запустения монастыря пресвитерий служил как двухэтажное складское помещение. Был найден археологами в 1941.
В пресвитере находится надгробие, под которым захоронен чешский король Вацлав I. С 1296 года здесь несколько десятилетий был похоронен и любимый племянник Анежки, король Пржемысл Отакар II, останки которого позднее были перенесены в собор св. Вита .
Часовня Девы Марии построена в 1238-45 году, прилегает к северной части пресвитерия собора Св. Франциска. Двухэтажное здание было объединено в часовню с большим алтарем в восточной части.
Часовня Святой Девы Марии имеет за собой сложную строительную историю. Изначально прямоугольный простор был разделен на 2 части. В конечном итоге стена, разделяющая простор, была уничтожена, а помещения были объединены в одно с алтарем в восточной стене с большим полукруглым проходом. В западной части была трибуна сестер вход в которую был из женской обители.
С северной стороны часовни была ниша для Анежки. В подвале Анежкиной часовни был кирпичный свод и алтарь с восточной стороны. Своды и стены покрывали фрески. На северной стене была лестница и узкий проход, ведущие в ее собственные покои, а в западной стене был портал, который соединял часовню с конвентом. В 18 веке анежкины покои были изменены на алтарь Св. Марии Магдалины .
При подробном архитектурно-археологическом исследовании было обнаружено, что часовня была укреплена тесанной брусчаткой, создавая ощущение того, что часовня была сконструирована отдельно. Проход из часовни Девы Марии до часовни Анежки был построен лишь в период барокко в 18 веке.
В южной стене часовни находится погребальная арка. Анежка умерла 2 марта 1282 года и была похоронена в часовне. Ниже находился гроб с останками монахини, а над ним погребальная арка с настенными фресками. При вскрытии усыпальницы в 1941 году выявилось, что останков Анежки там не было.
В часовне находится гроб с останками жены Вацлава 1, королевы Кунгуты Штаушской .
Костел Святого Сальвадора является самым большим из всех храмов Анежского монастыря. Святыня граничит с восточной частью часовни Девы Марии. Точной даты постройки нет, известно, что стройка собора началась во время правления Пржемысла 2 и велась вплоть до восхождения на престол Вацлава 2.
Простор состоит из двух крестовых реберных сводов и пятиполым завершением. Снаружи здание разделяют опорные колонны, а освещают простор готические окна с двумя стрельчатыми арками и завершающей их розой в виде открытого пятилепесткового цветка. В окнах бокового нефа завершающая роза содержит в себе узор звезды. Внутренние стены разделены колоннами, идущими от пола к своду. На капителях колонн присутствуют реалистичные орнаменты цветов и листьев. Также на капителях можно заметить головы пяти королей и королев, а на капители триумфальной колонны над алтарем можно увидеть лик и самой Анежки.
Во время своего строительства, монастырь имел уникальную в тот момент на чешских землях готическую структуру, впервые использованную для построек такой величины. В крипте похоронены:
Монастырский квадратный клуатр был построен в 1238-45г, а реконструирован в 1965-80г. Считалось, что клуатр с райским садом был сердцем монастыря. Это был не только коридор соединяющий различные части монастыря, но в то же время был одним из самых красивых архитектурных строений Анежского монастыря. Изначально находился в западном крыле монастыря. Был разделен на 6 крестовых сводов, опирающихся на колонны, заканчивающимися узорчатыми раннеготическими капителями. Клуатр освещен раннеготическими окнами в виде остроконечных аркад. К южному крылу клуатра была пристроена часовня. В 18 веке стены клуатра были укреплены кирпичными колоннами. После закрытия монастыря в 1782 году амбит был разделен деревянными перегородками на небольшие комнаты, а на внутренней стене проделали новые окна.
Кухня была построена в 1250г, а реконструирована в 1958-63 и 1965-80г. Простор кухни представляет собой квадрат, завершаемый нервюрным готическим сводом с круглым отверстием для выхода дыма. В северной стене кухни находились 3 ниши, которые вероятно использовались как хранилища.
Трапезная и скрипторий были объединены в одно помещение, разделенное на 2 части полукруглыми арками, опирающихся на низкую центральную колонну, где каждая часть помещения была оснащена собственным порталом в западной стене. Отличительной особенностью является то, что каждая часть имеет разные окна и профиль арок, опирающихся на центральную колонну. В северной стене трапезной находился в полукруглый портал, ведущий к хозяйственной части, а в левом углу была винтовая лестница, ведущая в покои клариссинок.
Является одной из самых важных построек монастыря. В монахини собирались как минимум раз в неделю, где решали самые важные вопросы монастыря и монастырской казны. Зал представляют собой прямоугольную комнату с плоской крышей, деревянным столбом посередине и западным порталом. В архитектурных элементах зала можно заметить символику числа трех, что означало единство, совершенство и святую троицу. Вдоль северной стены находится лестница, ведущая к женским покоям.