Interested Article - Аймара
- 2021-02-24
- 1
Аймара́ ( айм. Aymaranakaja ) — индейский народ в Андах , на западе Южной Америки. Живут главным образом в высокогорных областях в районе озера Титикака на западе Боливии (по данным переписи 2012 г. ок. 2 млн чел. — 15 % населения Боливии), юге Перу ( регион Пуно , Мокегуа , Такна и Арекипа — ок. 0,77 млн чел. — 2,36 % населения Перу по переписи 2017 г.), севере Чили (по данным переписи 2017 г. 156 754 чел.) и Аргентины — (по последним данным 41 400 чел.). Часть аймара живёт в городах, составляя большинство шахтерского населения Боливии.
Язык — аймара .
Верующие в основном католики , есть адвентисты , пятидесятники , мормоны и др.
История
В доиспанский период аймара были расселены до р. на север, солончаков Койпаса и Уюни на юге и тихоокеанского побережья на западе. В XIV — начале XV веков у аймара сложились ранние государства: Канчи, Канна, Колья , Лупака, Пакахе и др. Известным археологическим памятником аймара является древнее кладбище Сильюстани на территории Перу.
Во второй половине XV века аймара были покорены инками , которые предоставили им некоторую автономию в составе своего государства. Вскоре аймара попали под власть Испании . Постепенно часть аймара была ассимилирована кечуа .
Культура
Традиц. муж. одежда — короткие штаны и туникообразная рубаха, пончо , женская — блузка, неск. широких сборчатых юбок, шаль . Головные уборы — соломенные и фетровые шляпы, у мужчин — вязаные шапочки-лючо.
Для религии характерен синтез католицизма с доисп. культами гор (апу), предков (ачачила), Матери-земли (Пачамама), подземного духа (Тио) и др. Формируется синкретич. «индейская церковь». Сохраняются обычай ряжения по католическим праздникам в головные уборы из перьев, маски, шкуры, костюмированные (посвящённые животным, с участием персонажей времён конкисты ), театрализованные («Дьяблада»), бурлескные танцы и др.
Традиционные промыслы
Основные традиционные занятия — земледелие ( картофель , киноа , ока ) и животноводство ( ламы ). Традиционные ремёсла — ткачество (женщины — на традиц. горизонтальном станке, мужчины — на педальном станке, заимствованном у испанцев) и вязание (в том числе узорное) из шерсти ламы и альпака (вязаные муж. конические шапочки с наушниками лючо, сумки для листьев коки, кошельки и др.), производство лепной расписной керамики, металлургия (сохранились традиц. центры металлообработки Хесус-де-Мачака и Корокоро), изготовление тростниковых лодок (уампу) и др.
Традиционно крестьяне-аймара занимались также выращиванием коки , листья которой они жевали, использовали в традиционной медицине, а также подносили в качестве жертв солнечному богу Инти и богине земли Пачамаме.
Музыка и фольклор
Музыкальная культура аймара чрезвычайно богата и разнообразна. Популярны танцы , исполняемые в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего из продольных флейт ( пинкольо , кена ), барабанов ( бомбо , тинья ), «индейской гитары» из панциря броненосца ( чаранго ) и др. Популярен также танец и музыкальный жанр , исполняемый на ( флейта Пана ) разнообразных размеров, вплоть до 120 см ( туйу ). Встречаются ансамбли однородных инструментов. Распространено сольное музицирование на флейтах для услаждения собственной души. Многочисленны пастушьи наигрыши на флейтах. Распространены песни-молитвы к‘очу (основаны на пентатонике), обращённые к божествам и духам доиспанских культов и католическим святым (в том числе парауаках — моления о дожде); календарно-обрядовые песни (в том числе чахра-какой в обряде начала земледельческих работ калья ). Среди лирических песен — сольные любовные арави ; группу этих песен saucesito («ивушка») юноши-аймара исполняют также на флейте пинкольо, признаваясь в любви избранницам.
Известные аймара
|
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
|
- Бывший президент Боливии Эво Моралес является аймара по происхождению.
- Роберто Мамани (род. 1962) — боливийский художник.
Галерея
-
Аймара (фото 1870 г.) -
Аймара в Чили (современное фото) -
Аймара в Боливии (современное фото) -
Урок грамотности в Эль-Альто -
Кладбище Сильюстани , царство Колья — памятник инкского периода -
«Врата Солнца» в Тиуанако -
Распределение этнических аймара по муниципалитетам (2001 г.)
Ссылки
Литература
- Якушенков С. Н. Духовная культура аймара Перу и Боливии. Астрахань, 1999.
- Якушенков С. Н. Семиотический анализ духовной культуры аймара. Астрахань, 2001.
- 2021-02-24
- 1