Interested Article - Исламское духовенство

Исла́мское духове́нство — условный термин, «поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении» .

«Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа ( мулла , муэдзин ), судей ( кади ), правоведов ( факих ) и богословов ( улем , муджтахид), руководителей общин верующих ( имам ), правителей государства ( халиф ), а также глав отдельных религиозных общин ( муфтий ), орденов, братств ( шейх , ишан .

Шииты «имеют более чёткую иерархическую организацию служителей культа (см. аятолла ), чем сунниты. Строгая иерархия свойственна большинству суфийских тарикатов, некоторым общинам и организациям» .

Авлия

Вали ( араб. ولي покровитель, святой ), Авлия ( араб. أولياء ‎) — праведник, приближенный к Аллаху, усердствующий в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения.

Алим

Уле́мы ( араб. علماء уляма́ — «знающие, учёные»; ед. ч. араб. عالم а́лим ) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама . Со временем стало уважительным прозвищем .

Ахун

Ахун , Ахунд ( перс. آخوند ‎) — в Иране и дореволюционной России мусульманский « епископ », аналог арабского кади . Этим же словом «ахун» ( кит. 阿訇 , иногда 阿衡, 阿洪; пиньинь : āhōng ) именуют своих имамов уйгуры и китайские мусульмане ( хуэйцзу , дунгане ).

Аятолла

Аятолла ( араб. آية الله ‎, перс. آیت‌الله знамение Аллаха ) — шиитский религиозный титул. Удостоенные этого титула являются экспертами в исламоведении , юриспруденции , этике и философии и обычно преподают в .

Великий аятолла

Великий аятолла или марджа ( араб. آية الله العظمى ‎) — шиитский религиозный титул . Данный титул носят исламские ученые, достигшие больших высот в исламском праве ( фикхе ) и методологии ( усуле ), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам).

Имам

Имам ( араб. إمام предводитель ) — в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью , совершает требы. Имам — также может означать «пример для подражания». Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин (только мужчина), достигший совершеннолетия, то есть 13 лет.

Имам (шиизм)

Согласно теологии Двенадцати, основному течению в шиизме, имамы были прямыми духовными наследниками пророка Мухаммеда . Первым имамом был его зять Али , бывший четвёртым халифом .

В Йемене имам — глава общины и государства зейдитов (до 1962 года).

Ишаны

Ишан ( чагат. išаn ) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов . Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда .

Кади

Кади ( араб. قاضٍ ‎) — шариатский судья, выносящий решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны . В Османской империи кади выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории округа, называвшегося кадилык или каза . От кади произошёл средневековый испанско-португальский титул Алкайд .

Кербалаи

Кербалаи — почётный титул мусульманина , преимущественно шиита, совершившего паломничество в Кербелу .

Мавлави

Мавлави ( перс. مولوی ‎) — почётное исламское религиозное звание, аналогично мулле и шейху, в переводе с арабского значит «правитель» или «владелец».

Мешеди

Мешеди — почетный титул мусульманина , преимущественно шиита, совершившего паломничество в Мешхед .

Молда

Молда — слово, присоединяемое до революции в Казахстане в качестве составной части к именам мужчин, получивших мусульманское образование. Молда — мулла , грамотный человек.

Муджаддид

Муджаддид ( араб. مجدد обновитель ) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять Ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абд аль-Азиз , Имам аш-Шафи’и , Имам аль-Ашари , Имам аль-Газали , Имам ар-Рази , Ибн Дакик Ид , Имам ас-Суюти и другие.

Муджахид

Муджахид, Моджахед ( араб. مجاهد борец, совершающий усилие ), Гази ( араб. غازي ‎) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.

Муджтахид

Муджтахид ( араб. مجتهد усердствующий ) — учёный, достигший уровня иджтихада .

Мулла

Мулла ( араб. مُلَّا наместник; хранитель; хозяин ) — арабское исламское духовное звание богослова (улема), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза), хадисы и нормы шариата . У суннитов часто употребляется как синоним звания имама, избираемого главы общины верующих.

У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов ). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция — лишь толкование Корана и вопросов веры.

На Кавказе муллой также называют муэдзинов , «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом шиитов ) или Муллой-эффенди (у суннитов ).

Мударрис

Мударрис ( араб. مُدرس преподаватель ) — факих, преподаватель медресе, знаток методики юриспруденции и этико-правовых норм ислама .

Муфассир

Муфассир ( араб. مُفسر толкователь ) — толкователь (комментатор) Корана, автор тафсира .

Муфтий

Муфтий ( араб. مفتى ‎ — muftī , производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман . Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата . Его решение ( фетва ) основывается на религиозно-юридических канонах распространённого в данной стране направления ислама ( суннизма , шиизма и т. д.), а также школы шариата ( мазхаба ). В 1788 году указом Екатерины II «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона в России пребывающими» было организовано Оренбургское магометанское духовное собрание (муфтият).

Мухаддис

Мухаддис ( араб. محدث ‎) — учёный, глубоко изучивший науку о хадисах .

Мухтасиб

Мухтасиб ( араб. محتسب подсчитывающий ) — служащий специальной организации, руководствующийся законами шариата и следящий за претворением в жизнь исламских моральных норм. Мухтасибы также обладали правом налагать за провинности различные виды наказания ( тазир ), а также выполняли полицейские функции. Составной частью работы мухтасиба была профилактика правонарушений, для чего они проводили кампанию просвещения населения. В зависимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать, либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками .

Муэдзин

Муэдзин ( араб. مؤذن ‎; также — азанчей ) — в исламе : служитель мечети , призывающий с минарета мусульман на молитву. Первым муэдзином был Билал ибн Рабах .

Наиб

Наиб ( араб. نائب ‎ — заместитель, уполномоченный, наместник), в средневековых мусульманских государствах ( Арабском халифате , Золотой Орде и др.) правитель округа или провинции, в азербайджанских ханствах — управляющий магалом (округом, провинцией). В имамате Шамиля — его уполномоченный, осуществлявший военно-административную власть на определённой территории. В некоторых современных мусульманских странах Востока — заместитель какого-либо начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции , старшина сельской общины. В Османской империи судья шариатского суда, заместитель верховного судьи, помощник кадия .

Садр

Садр — верховный религиозный предводитель, начальник верховного духовного присутствия. В XVII веке существовали два главных садра: 1. «Садр-е хассе — ***» 2. «Садр-е’амме — ***», последний назывался также «Садр-ул-мамалик». Первоначально обе должности занимало одно и то же высшее духовное лицо. Впоследствии же назначались разные люди, из которых более широкими правами пользовался «Садр-е хассе», носивший титул "Садр-ул-судур — *** (Садр садров). Во всех вилайетах он назначал Шейх-уль-исламов, кази, мударрисов духовных школ, мутавалли и мустовфи мечетей, распоряжался всеми делами, связанными с духовными служителями. С XVII в. по XIX века в ханствах Средней Азии Садр или «Садр-ул-судур» — возглавлял верховное духовное присутствие «Диван-ал-Садорат» и присутствовал на заседаниях гражданского суда, возглавляемого Диванбеки. Решения, вынесенные Садрами, подлежали заверению со стороны, Диванбеки и после утверждения шахским указом рекомендовались к применению.

Праведные халифы

Праведные халифы ( араб. الخلفاء الراشدون ‎, аль-хуляфа ар-рашидун ) — в суннитском исламе — четыре первых халифа (правителя мусульман), при которых ислам осуществлял активную внешнюю экспансию и халифат увеличивался в размерах.

Повелитель правоверных

Ами́р аль-мумини́н ( араб. أمير المؤمنين ‎ — повелитель правоверных ) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель, носит титул амир аль-муминин, то это означает не только его политическую власть, но духовную.

По мнению суннитов, первым, кому был дан титул амир аль-муминин, был Умар ибн аль-Хаттаб . По мнению шиитов, титул был дан Али ибн Абу Талибу ещё во время жизни пророка Мухаммеда и принадлежит только ему . Титул амир аль-муминин принимали халифы из династии Омейядов и Аббасидов и до сих пор используется в отношении некоторых мусульманских лидеров и современных арабских монархов.

Повелитель мусульман

Амир аль-муслимин ( араб. امیر المسلمین повелитель мусульман ) — официальный титул главы государства Альморавидов . В 1061 Юсуф ибн Ташфин отстранил своего дядю Абу Бакра ибн Умара от руководства и первым принял титул амир аль-муслимин . Титул амир аль-муслимина давал Альморавидам, по крайней мере в глазах юристов, квазирелигиозную санкцию .

Факих

Факих ( араб. فقيه юрист ) — учёный в области мусульманского права.

Хаджи

Хаджи — почетный титул мусульманина , совершившего хадж — паломничество в Мекку .

Хазрат

Хазрат ( араб. حضرات ‎) — исламский религиозный статус. Также и уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом в Исламе. Соответствует среднеазиатскому «таксыр», турецкому «эфенди» и персидскому «ходжа» .

Халиф

Халиф , Халифа ( араб. خليفة ‎ — наместник, заместитель ) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными. Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа . Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины .

Хафиз

Хафиз ( араб. حافظ знающий наизусть, хранитель ) — хранитель Корана , запоминающий его наизусть. Мусульманин, причисляемый к духовному сословию ввиду знания всего Корана наизусть.

Худжат аль-ислам

Худжат аль-ислам ( араб. حجة الإسلام довод ислама ) — шиитский религиозный титул, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.

Шахид

Шахид ( араб. شَهيد свидетель ) — мусульманин. павший за веру, мученик.

Шейх

Шейх , ( араб. شيخ ‎) — почётное название видного богослова в исламе.

Другие значения:

Среднеазиатские кишлаки , расположенные около святых мест и занимающиеся только обслуживанием паломников, называются кишлаками шейхов. Иногда шейхами провозглашают лидеров исламских организаций.

Шейх-уль-ислам

Шейх-уль-ислам ( тур. Şeyhülislam ) — титул высшего должностного лица по вопросам ислама в ряде исламских государств. В ряде исламских обществ титул шейх-уль-ислама обозначал должность верховного судьи (верховного кадия).

Суфийские ранги

В суфизме существуют следующие ранги:

  • («заменяющий») — ранг суфийской иерархии ( авлия ).
  • Абрар («исполняющий обеты») — ранг в суфийской иерархии святых.
  • Автад («колья») — ранг в суфийской иерархии святых.
  • Ариф ( араб. عارف ‎ — «познавший») — обладатель мистического знания, мистик.
  • («самые лучшие») — ранг в суфийской иерархии святых.
  • («влюбленный») — возлюбивший Бога, суфий.
  • ( тюрк. ) — религиозный бродячий проповедник; старец-наставник, глава обители турецкого ордена.
  • Вали ( араб. ولي ‎ — «друг») (мн. ч. авлия ) — близко стоящий к Богу, святой, который может обладать сверхъестественными способностями ( караматами ); «друг Бога» .
  • Дервиш ( перс. درویش ‎ — бедняк, нищий) — термин, обозначающий членство в мистическом братстве ( тарикат ).
  • Кутб ( араб. قطب ‎ — «ось», «полюс», «точка опоры») — высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава суфийского братства, «Мастер».
  • Мавла , мола, мевла (тюрк.) — господин, покровитель; мавлана — «наш господин», титул Джалаладдина Руми .
  • Мурид араб. مريد ‎ — суфийский ученик, послушник.
  • Муршид ( араб. مرشد ‎ — руководитель ) — в суфизме руководитель тариката , наставник, учитель.
  • Нуджаба («превосходящие») — ранг в суфийской иерархии святых.
  • Нукаба («предводители») — ранг суфийской иерархии (авлийа).
  • Пир ( перс. پیر ‎ — старец) — старец, название руководителя суфиев в Иране и Индии.
  • Устаз ( араб. أستاذ ‎ — учитель ) — в суфизме руководитель тариката .
  • Факир ( араб. فقیر ‎ — бедняк), мн. ч. фукара — бедный, нуждающийся в божьей милости. Синоним дервиша и суфия.
  • Халифа ( араб. خليفة ‎ — «преемник», «заместитель») — заместитель шейха суфийского братства.
  • Шахид ( араб. شهيد ‎ — «свидетель») — возлюбленный; свидетельствующий Бога.
  • Шейх ( араб. شيخ ‎: мн. ч. — шуюх) — руководитель суфийской общины; духовный наставник; тот, кто имеет право посвящать в орден.

Примечания

  1. , с. 152.
  2. Дата обращения: 11 января 2012. 4 марта 2016 года.
  3. Ишан // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Андрей Фатющенко. // журнал « Вокруг света ». — 2003. — № 5 (2752) . 16 июля 2012 года.
  5. Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998—703 с., илл.
  6. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  7. от 2 марта 2014 на Wayback Machine islamdag.ru 3 Декабрь 2011
  8. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  9. Альморавиды — статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600—1258).
  11. от 18 декабря 2013 на Wayback Machine
  12. . Дата обращения: 11 января 2012. 13 января 2012 года.
  13. от 7 августа 2010 на Wayback Machine // Энциклопедия Кругосвет
  14. . Дата обращения: 11 января 2012. 25 августа 2013 года.

Литература

  • Алексеев И. Л. , // Религиоведение / Энциклопедический словарь. -М.: Академический проект, 2006.
  • Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. ISBN 978-5-222-15934-7 .
  • Густерин П. В. Мусульманское духовенство по законодательству Российской империи. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing , 2014. — 80 с. — ISBN 978-3-659-57965-3 .

Ссылки

  • Густерин П. В.
  • Густерин П. В.
  • Колодин А. // Словарь по исламу.
  • // НИИ социальных систем при МГУ им М. В. Ломоносова
Источник —

Same as Исламское духовенство