Interested Article - Юиты

две женщины из народа юитов в бухте Провидения

Юиты ; сибирские эскимосы ; сибирские юпики ; азиатские эскимосы ( наукан. йупигыт , англ. Yupiks ) — этническая группа юпиков , населяющая прибрежные районы Чукотского полуострова . Они говорят на юитских языках , входящих в юпикскую группу .

Название «юиты» было официально присвоено сибирским (азиатским) эскимосам в 1931 году в рамках кампании по поддержке малых народов Севера . В том же районе проживали , однако их вымерший язык был взаимонепонятен с юитскими языками и, скорее всего, представлял третью группу в составе эскимосской ветви эскимосо-алеутской семьи языков .

Образ жизни

Сибирские эскимосы возле дома из шкур. Залив Святого Лаврентия
Сибирская эскимоска, держащая в руках моржовые бивни

Жилищем чаплинским юитам служил круглый дом , обычно называемый «ярангой» по аналогии с чукотским домом, однако на местном наречии такое жилище называется эским. мыӈтыӷаӄ [ m ə ŋ t ˈ t ə ʁ a q ] . Внутри него находилось утеплённое оленьими шкурами и травой помещение для сна, [ a ː ɣ r a ]. В более холодной части яранги производились все работы, здесь же хранили утварь и инструменты. Холодное помещение называлось [ n a ˈ t ə k ] . Другие типа жилья — летнее [ p ə ˈ ɬ ʲ u k ] и модернизированное [ a ː w χ t a q ] .

Юиты острова Святого Лаврентия , живущие в деревнях Савунга и Гамбелл , широко известны искусством резьбы по слоновой и моржовой кости, а также китовому усу .

Шаман. Иллюстрация Дмитрия Брюханова к книге Георгия Меновщикова «Эскимосские сказки и легенды»

У многих эскимосов имелись шаманы -посредники между миром духов и миром людей. Следует отметить, что общеэскимосской культуры не существует, несмотря на некоторые сходства, и шаманизм также существовал в разных вариантах. У юитов также были шаманы , причём основной акцент был на хороших отношениях с морскими животными . У унгазигмиитов (крупнейшая группа юитов) существовали [ a ˈ l i ɣ n a l ʁ i ], получавшие подарки за шаманство и лечение (подарки называли [ a ˈ k i l i ː ɕ a q ]) . Небо считали твёрдым, а звёзды — пробивавшимся в отверстия в небе светом .

Аналогично нескольким другим эскимосским народам, юиты верили, что новорождённый — это реинкарнация умершего, и перед рождением ребёнка тщательно анализировали сны и происходящие события. Физические характеристики уже рождённого младенца сравнивали с умершим. Если ребёнок умирал, то считалось, что ему неправильно подобрали имя, а при болезни ему могли дать другое имя, так как юиты верили в то, что новое имя может помочь выздороветь .

Для защиты юиты пользовались амулетами. Например, голова ворона, подвешенная у входа в дом, должна была защитить семью , вырезанные из камня фигурки моржовых и собачьих голов носили как личные защитные амулеты , а охотничьи талисманы либо носили на себе, либо приделывали к чему-либо . Изображения косаток на оружии моряков-охотников в представлении юитов помогали удачной охоте.

Представления о животных

Считалось, что морская добыча может вернуться в море, поэтому охотники не ломали ей кости, разделяя их в суставах .

Юиты почитали косатку , волка , ворона, паука , кита . В сказках паук спасает жизнь девочке , что перекликается с мифами сиреникских эскимосов о пауке, поднимающем людей на небо в паутине, чтобы спасти их от беды .

В сказках и мифах говорится о том, что волк и косатка считались одним животным: волк мог превращаться в косаток и наоборот. Зимой это животное было волком, а летом — косаткой . Косатка, как считалось, помогает охотникам в море, и лодка изображала это млекопитающее, а деревянные фигурки косатки охотники носили на поясе . Косаткам делали небольшие жертвоприношения, к примеру, высыпая в воду табак, чтобы они помогли охоте на моржа . Считается, что косатка помогает охотникам даже в виде волка, заставляя оленей позволить охотникам себя убить .

С китовой охотой было связано представление о том, что кита может убить только избранный духом кита человек. Охотник должен был задобрить жертву, относиться к ней как к гостю. Как вежливый хозяин не оставляет гостя одного, так и кита не следует оставлять; нельзя причинять ему боль и позволять грустить. Кита следовало развлечь музыкой и угостить. В следующую (осеннюю или весеннюю) миграцию тело кита отправляли обратно в море, сопровождая это ритуальными действиями. Если кит был «доволен», то он «возвращался» позже .

Генетика

У сибирских эскимосов, также как и у канадских, и у гренландских инуитов, были обнаружены митохондриальные гаплогруппы A2a, A2b , D4b1a2a1 . Кроме того, среди сиреникских эскимосов обнаружена гаплогруппа D2a, которая найдена у представителей палеоэскимосских культур Канады и Гренландии ( саккак и дорсет ) . Основной Y-гаплогруппой юитов является N-B202 , как у половины чукчей. Общий предок двух протестированных юитов жил примерно 2500 лет назад. У сибирских эскимосов, тунгусоязычных эвенов и чукчей с низкой частотой присутствует, специфический для индейцев субклад (ранее Q1a3a-M3) Y-хромосомной макрогаплогруппы Q .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 ноября 2013. 9 февраля 2012 года.
  2. Меновщиков Г. А. , Арутюнов С. А. , Членов М. А. Эскимосские сказки и мифы. — Наука , 1988.
  3. Минц Л. М. . — ОЛМА Медиа Групп , 2007.
  4. Академия наук СССР , Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая . Советская этнография. — Издательство Академии наук СССР , 1979.
  5. Джарылгасинова Р. Ш. , Никонов В. А. Этническая ономастика. — Наука , 1984.
  6. от 22 сентября 2018 на Wayback Machine : 70
  7. Рубцова 1954: 514
  8. Рубцова 1954: 100—101
  9. Рубцова 1954: 518—520
  10. Рубцова 1954: 521
  11. Menovščikov 1968:442
  12. 30 августа 2007 года. , subsection of от 3 ноября 2007 на Wayback Machine — see the section on 30 августа 2007 года.
  13. Vajda, Edward J . East Asian Studies . Дата обращения: 20 ноября 2013. Архивировано из 28 октября 2016 года.
  14. Рубцова 1954:173
  15. Рубцова 1954:196
  16. Burch & Forman 1988: 90
  17. Рубцова 1954:380
  18. Рубцова 1954:380,551-552
  19. Рубцова 1954:379
  20. Рубцова 1954:156 (see tale The orphan boy with his sister )
  21. Menovščikov 1968:439,441
  22. Menovščikov 1968:440-441
  23. Menovščikov 1968:439-440
  24. Рубцова 1954:218
  25. Рубцова 1954, tale 13, sentences (173)-(235)
  26. Меновщиков 1964: 161—162, 163 (= 165)
  27. (рус.) от 7 декабря 2013 на Wayback Machine
  28. . Дата обращения: 6 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
  29. . Дата обращения: 10 марта 2022. 15 мая 2021 года.
  30. Stanislav V. Dryomov, Azhar M. Nazhmidenova, Sophia A. Shalaurova, Igor V. Morozov, Andrei V. Tabarev. (англ.) // European Journal of Human Genetics. — 2015-10-01. — Vol. 23 , iss. 10 . — P. 1399—1404 . — ISSN . — doi : . 8 февраля 2017 года.
  31. Maanasa Raghavan, Michael DeGiorgio, Anders Albrechtsen, Ida Moltke, Pontus Skoglund. (англ.) // Science. — 2014-08-29. — Vol. 345 , iss. 6200 . — P. 1255832 . — ISSN . — doi : . 12 февраля 2017 года.
  32. M. Thomas P. Gilbert, Toomas Kivisild, Bjarne Grønnow, Pernille K. Andersen, Ene Metspalu. (англ.) // Science. — 2008-06-27. — Vol. 320 , iss. 5884 . — P. 1787—1789 . — ISSN . — doi : . 16 января 2017 года.
  33. . Дата обращения: 20 марта 2023. 20 марта 2023 года.
  34. . Дата обращения: 20 марта 2023. 31 мая 2023 года.
  35. Boris Malyarchuk, Miroslava Derenko, Galina Denisova, Arkady Maksimov, Marcin Wozniak, Tomasz Grzybowski, Irina Dambueva, Ilya Zakharov . от 1 февраля 2022 на Wayback Machine , 16 June 2011

Литература

Англоязычная

  • Burch, Ernest S. (junior); Forman, Werner. (неопр.) . — Norman, Oklahoma 73018, USA: University of Oklahoma Press , 1988. — ISBN 0-8061-2126-2 .
  • Campbell, Lyle. (1997). American Indian languages: The historical linguistics of Native America . New York: Oxford University Press. ISBN 0-19-509427-1 .
  • Menovščikov, G. A. (= Г. А. Меновщиков). Popular Conceptions, Religious Beliefs and Rites of the Asiatic Eskimoes // Popular beliefs and folklore tradition in Siberia (англ.) / Diószegi, Vilmos. — Budapest: (англ.) , 1968.
  • Menovshchikov, Georgy (= Г. А. Меновщиков). // (неопр.) / Dirmid R. F. Collis. — Vendôme: UNESCO, 1990. — С. —76. — ISBN 92-3-102661-5 .
  • de Reuse, Willem J. (1994). Siberian Yupik Eskimo: The language and its contacts with Chukchi . Studies in indigenous languages of the Americas. Salt Lake City: University of Utah Press. ISBN 0-87480-397-7 .

Русскоязычная

  • Меновщиков, Г. А. Грамматиκа языка азиатских эскимосов. Часть первая . — Москва • Ленинград,: Академия Наук СССР . Институт языкознания, 1962. The transliteration of author’s name, and the rendering of title in English: Menovshchikov, G. A. Grammar of the language of Asian Eskimos. Vol. I (англ.) . — Moscow • Leningrad: Российская академия наук , 1962.
  • Меновщиков, Г. А. Язык сиреникских эскимосов. Фонетика, очерк морфологии, тексты и словарь . — Москва • Ленинград,: Академия Наук СССР . Институт языкознания, 1964. The transliteration of author’s name, and the rendering of title in English: Menovshchikov, G. A. Language of Sireniki Eskimos. Phonetics, morphology, texts and vocabulary (англ.) . — Moscow • Leningrad: Академия наук СССР , 1964.
  • Рубцова, Е. С. Материалы по языку и фольклору эскимосов (чаплинский диалект) . — Москва • Ленинград: Академия Наук СССР , 1954. The transliteration of author’s name, and the rendering of title in English: Rubcova, E. S. Materials on the Language and Folklore of the Eskimoes, Vol. I, Chaplino Dialect (англ.) . — Moscow • Leningrad: Академия наук СССР , 1954.

Дополнительные материалы

  • Krupnik, Igor, and Nikolay Vakhtin. 1997. «Indigenous Knowledge in Modern Culture: Siberian Yupik Ecological Legacy in Transition». Arctic Anthropology . 34, no. 1: 236.

Ссылки

  • (англ.) . (неопр.) . — Leiden • New York: E. J. Brill ltd • G. E. Stechert & co, 1913. — (Memoirs of the American Museum of Natural History). Tales rendered in English; the song texts both in English and in original. Large PDF file requiring considerable computation resources.
  • Bogoraz, Waldemar. (неопр.) . — Leiden • New York: E. J. Brill ltd • G. E. Stechert & co, 1913. — (Memoirs of the American Museum of Natural History). HTML format, the original language versions of the song texts are omitted.
  • Rubtsova, Ekaterina Semenovna. (неопр.) . Collection of 27 texts collected by Rubtsova in 1940—1941. Translated into English and edited by Vakhtin. (The English version is the last file at the bottom of the page.) Downloadable from UAF’s site licenced under Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 United States License.
  • Vajda, Edward J . East Asian Studies . Дата обращения: 20 ноября 2013. Архивировано из 28 октября 2016 года.
  • (англ.) page of
  • (англ.) от 13 ноября 2012 на Wayback Machine
  • (англ.) от 29 марта 2015 на Wayback Machine
  • (англ.) Ludmila Ainana, Tatiana Achirgina-Arsiak, Tasian Tein. . Alaska Native Collections . Дата обращения: 20 ноября 2013. 12 ноября 2013 года.
  • (англ.) от 3 марта 2016 на Wayback Machine by Nikolai Vakhtin
  • * Krupnik, Igor and Mikhail Chlenov (2007). Études/Inuit/Studies 31 (1-2) pp 59–81.
  • (рус.) is a summary of the Chaplino dialect. It can be read among other articles, collected under name (Languages of the world — Paleoasian languages).
  • (рус.) — see the section on
  • (рус.) , subsection of — see the section on
  • (рус.) от 7 декабря 2013 на Wayback Machine
  • (рус.) , the regional office of
  • Krauss, E. Michael. (англ.) // Études/Inuit/Studies : journal. — 2005. — Vol. 29 , no. 1—2 .
Фотографии
  • . Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. 28 февраля 2009 года. Rendering in English: Ungaziq settlement , Кунсткамера , Российская академия наук .
  • . Кунсткамера , Российская академия наук . Дата обращения: 20 ноября 2013. 5 мая 2009 года. Ungaziq is the name-giving settlement for the largest Siberian Yupik group, Ungazighmiit. Enlarged versions of the above series, select with the navigation arrows or the form.
  • . Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. 28 февраля 2009 года. Rendering in English: Naukan settlement , Кунсткамера , Российская академия наук .
  • . Кунсткамера , Российская академия наук . Дата обращения: 20 ноября 2013. 9 февраля 2012 года. Enlarged versions of the above series, select with the navigation arrows or the form.
  • Geist, O. W. (photo by) . Alaska Native Collections . Anchorage Museum of History and Art (1927). Дата обращения: 20 ноября 2013. 25 июля 2011 года. «Nita Tokoyu of Gambell, St. Lawrence Island, sews a gut parka with Kakhsogon (left) and Wiyi (right) standing by».
  • Choris, Ludovik (illustration by) . Alaska Native Collections . Anchorage Museum of History and Art (c1825). Дата обращения: 20 ноября 2013. 25 июля 2011 года. «Yupik men wear gut parkas in this image of a St. Lawrence Island house interior, c1825».
Источник —

Same as Юиты