Interested Article - Кереки

Кере́ки (самоназвания аӈӄалҕакку — «приморские люди», каракыкку — от чук. кэрэкит ) — один из палеоазиатских народов России . По переписи 2021 года кереками себя записали 23 человека, а по переписи 2010 года кереками себя записали 4 человека (в 2002 году — 8 человек) . В 1959 году насчитывалось около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа ( Мейныпильгыно , Хатырка , Беринговский ). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами , подверглись ассимиляции с их стороны .

Язык

Говорят в основном по-чукотски и по-русски , пассивно сохранялся также керекский язык , который относится к чукотско-камчатской семье . Близок к корякскому языку , часто считается одним из его диалектов. В лексике кереков встречаются также элементы эскимосского . Краткое научное описание их языка впервые было осуществлено советским палеоазиатоведом П. Я. Скориком на основании собранных в 1954 1956 годах материалов. Им же записано несколько текстов на керекском языке. Также в 1971 году восемь новых керекских текстов было записано В. В. Леонтьевым .

История

Археологи выделяют (с 1-й половины 1-го тысячелетия до н. э.), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом ( Н. Н. Диков ).

К моменту выхода русских на побережье Берингова моря (XVII век) территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки (по археологическим данным, следы древних керекских поселений прослеживаются и южнее — до мыса Олюторский ). Кереки занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством . В XVIII веке, во время жестоких военных столкновений между чукчами и коряками , кереки оказались между двух огней: они подвергались нападениям как чукчей, так и коряков, которые убивали взрослых мужчин и уводили в рабство детей и женщин. Кереки, не будучи способными оказать активное сопротивление, пытались укрыться в пещерах отвесных скал и прочих укромных местах. Следствием потерь от военных набегов, а также от эпидемий , прокатившихся по краю в конце XVIII века, стало резкое сокращение численности керекского этноса; В. В. Леонтьев писал: « Не случайно многие исследователи считали кереков самым несчастным племенем на Северо-Востоке » .

Выделялись группы северных ( наваринских , или мейныпильгынских, самоназвание ыйулалҕакку — верхние) и южных (хатырских, самоназвание иутылалҕакку — нижние) кереков . В XIX—XX веках Кереков обычно относили к Корякам . По переписи 1897 года насчитывалось 102 Керека .

В XX веке кереки были почти полностью ассимилированы чукчами. В 1991 году по-керекски говорило всего три человека: Иван Увагыргын (хатырский диалект), Николай Етынкэу и Екатерина Хаткана (мейныпильгынский диалект) . В 2000 году кереки были включены в перечень коренных малочисленных народов России .

Традиционная культура

В XX веке материальная и духовная жизнь были близки чукотским.

Кереки занимались рыболовством , морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак ( нарты и упряжка восточно-сибирского, или чукотско-корякского типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство . Рыбу в больших количествах заготавливали впрок.

Распространённым оружием морской охоты было гарпунное устройство, т. н. «керекская спица», лук со стрелами, потеснённые впоследствии огнестрельным оружием. При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х гг. использовали в числе других видов оружия дубинку ( кэлюунэн ) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки.

Зимние поселения включали 1—3 большие землянки, в каждой — по несколько семей. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами. Был развит шаманизм ; шаман имел специальную ритуальную одежду. Рядом с керекским поселениями имелись жертвенные места — скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр.

Фольклор близок к корякскому, ительменскому, чукотскому; бытовал цикл сюжетов о Вороне Кукки ( Кутхе ).

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. , с. 90.
  3. . Дата обращения: 16 июля 2012. 23 декабря 2021 года.
  4. Донских, Екатерина. // Аргументы и факты . — 2013. — № 48 (1725) за 27 ноября . — С. 36 . 8 декабря 2015 года. (Дата обращения: 29 ноября 2015)
  5. , с. 91—92.
  6. , с. 91.
  7. . // Сайт НГУ «Поддержка прав коренных народов Сибири» . Дата обращения: 29 ноября 2015. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
  8. , с. 51.
  9. , с. 65.

Литература

Ссылки

  • // Газета «География». — М. : «Первое сентября», 2007. — № 05 .
  • // « Крайний Север ». — 12 августа 2005. — № 31 (1480) .
Источник —

Same as Кереки