Кречмар, Филипп Якоб
- 1 year ago
- 0
- 0
Филипп Якоб Шпенер ( нем. Philipp Jakob Spener ; 13 января 1635 , Раппольтсвайлер , Эльзас — 5 февраля 1705 , Берлин ) — лютеранский богослов , основатель пиетизма , специалист по генеалогии и основатель теоретической геральдики .
Родился в семье юриста. Получил домашнее образование под руководством крестной, графини , последовательницы Иоганна Арндта . В 1651−1659 годах изучал философию и богословие (с 1654 года ) в Страсбургском университете , получив в 1653 году степень магистра философии. В университете изучал богословие Лютера и ортодоксальную лютеранскую догматику у известного богослова . Помимо университетских занятий богословием Шпенер изучал историю, а после окончания университета — древнееврейский язык и Ветхий Завет . В 1663 году стал помощником проповедника в Страсбургском соборе.
После защиты докторской диссертации по богословию в 1664 году переезжает во Франкфурт-на-Майне , где становится старшиной приходских пасторов города. Во Франкфурте Шпенер организовал занятия по изучению катехизиса , а с 1670 года проводил в своем доме collegia pietatis («школы благочестия», отсюда название движения « пиетизм »), собрания для чтения Библии, проповеди, поощрения благочестия и пробуждения живой деятельной веры, чуждой ортодоксального формализма. Собрания были открыты для всех, причем с 1674 года студенты перестали составлять большинство участников. Среди его видных учеников Ойген Саксе . В 1679 году во Франкфурте был основан дом для бедняков и сирот.
В 1686 году Шпенер принимает приглашение стать придворным проповедником при саксонском дворе в Дрездене , но разногласия с курфюрстом вынуждают его перебраться в 1691 году в Берлин , где он занимает должность пробста в церкви св. Николая.
Умер Шпенер в Берлине 5 февраля 1705 .
Неудовлетворённость состоянием лютеранской церкви своего времени побудила Шпенера выступить с критикой церкви и программой реформирования церковной жизни — этому посвящено главное сочинение Шпенера Pia desideria (Жертва угодная, или Сердечное устремление к богоугодному улучшению истинной Евангельской церкви, купно с некоторыми на это простодушно нацеленными христианскими предложениями — Pia Desideria: oder hertzliches Verlangen nach gottgefälliger Besserung der wahren Ev. Kirche, sampt einigen dahin einfältig abzweckenden christlichen Vorschlägen, 1675), опубликованном во Франкфурте. Для исцеления церкви он предлагал обновить её на основе живой и деятельной веры, в постоянном обращении к Священному Писанию, в общении с благочестивыми верующими. В книге Шпенер высказал шесть «благочестивых желаний», или «предложений исправить состояние церкви», ставшие основополагающими принципами движения^
Эсхатология Шпенера, идущая вразрез с ортодоксальным лютеранским вероучением, была изложена в книге «Упование лучших времён» (Hoffnung besserer Zeiten, 1692): в эти «лучшие времена» после обращения евреев и гибели папства будут преодолены религиозные расколы и все верующие восславят Бога едиными устами.
Шпенер оказал сильное влияние на многие поколения евангелических церковных деятелей и богословов, в том числе на А. Г. Франке , Н. фон Цинцендорфа (крёстным отцом которого был Шпенер) и др.
* Johannes Wallmann: Philipp Jakob Spener und die Anfänge des Pietismus , Tübingen 1970 (2. Aufl. 1986).
* (de) Reinhard Breymayer, « Der Vater des deutschen Pietismus und seine Bücher. Zur Privatbibliothek Philipp Jakob Speners », in: Bibliothecae selectae da Cusano a Leopardi, a cura di Eugenio Canone , Firenze, Leo S. Olschki Editore, 1993, p. 299-331 (Lessico Intellettuale Europeo, 58).
* Werner Raupp: Art. Spener, Philipp Jacob (1635–1705) , in: Heiner F. Klemme / Manfred Kuehn (General Editors), The Dictionary of Eighteenth-Century German Philosophers , Vol. 3, London/New York 2010, p. 1106–1110.