Interested Article - Ямщики на подставе
- 2021-11-11
- 2
«Ямщики́ на подста́ве, или И́грище невзнача́й» ― одноактная комическая опера Евстигнея Фомина на либретто Н.А. Львова , написанная в 1787 году .
История
История создания и постановок
Сведения о постановках "Ямщиков..." весьма скупы и часто недостаточно точны, не сохранилось никаких отзывов или воспоминаний современников, позволяющих судить о том, как была принята опера театральной аудиторией. Первое литературное упоминание об опере появилось спустя более полувека — у А.А. Шаховского , а затем у А.Н. Серова .
Безусловно, история возникновения оперы связана с работой Н.А. Львова и И.Г. Прача над "Собранием русских песен", опубликованному в 1790 году . Музыкальный материал оригинальных русских народных песен был использован в опере: так полностью идентичны напевы двух протяжных песен в опере и сборнике 1790 года . Следовательно, либо Львов передал Фомину некоторые напевы, заготовленные для сборника, либо Фомин , наряду с другими музыкантами, поставлял Львову песенные записи, впоследствии вошедшие в сборник.
"Ямщики на подставе" стали первым опытом Львова в области оперной либреттистики. Судя по всему, Львов вообще не предназначал свои пьесы для публичной сцены, рассчитывая на любительское их исполнение в интимном дружеском кругу, и не предавал этой стороне своей деятельности особенно серьёзного значения. "Ямщики...", видимо, не представляли собой исключения в этом плане. Весьма сомнительной представляется указываемая в некоторых литературных источниках дата её первого исполнения — 2 января 1787 года в Петербурге . На рукописной копии либретто обозначена более поздняя дата — 8 ноября 1787 года , которую считает днём петербургской премьеры оперы. В пользу предположения о том, что опера шла на столичной сцене, говорит, казалось бы, и имеющийся в том же списке либретто перечень исполнителей, среди которых встречаются выдающиеся русские актёры конца XVIII века . Но неизвестно, была ли опера действительно исполнена в таком составе или это только предварительная намётка, сделанная Львовым . Кроме того, артисты казённой сцены могли быть привлечены и для участия в домашнем спектакле. По некоторым сведениям, петербургская премьера всё же имела место быть и завершилась провалом .
Достоверным можно считать только факт исполнения "Ямщиков..." в Тамбове в 1788 году — в театре , созданном Г.Р. Державиным . Вполне вероятно, что Державин мог обратиться ко Львову , с которым он был связан тесными дружескими и родственными отношениями, за помощью в молодом театральном деле. В литературе также имеются указания, хотя и не подтверждённые документально, на то, что Фомин служил под начальством Державина .
Литературовед Л.И. Кулакова писала, характеризуя либретто "Ямщиков...": "Написанная по случаю путешествия Екатерины II (о встрече "матушки" речь идёт на протяжении всей пьесы), опера, в отличие от многих произведений из "народной" жизни, затрагивает не совсем безобидный вопрос о несправедливой сдаче ямщика в рекруты, разрешаемый по условиям жанра, совершенно благополучно" . Здесь имеется в виду знаменитая поездка Екатерины II по южным областям Российской империи , длившаяся более шести месяцев, с начала января по июль 1787 года . Повсюду на пути следования императрицы встречи её обставлялись с необычайной пышностью и блеском, использовались все средства для того, чтобы создать видимость благополучия и процветания. Весьма вероятно, что опера Фомина была написана в расчёте на возможное посещение Тамбова Екатериной. Сюжет был вполне подходящим для такого случая. Однако Тамбов остался в стороне от маршрута путешествия императрицы, и, судя по дате, указанной на печатном либретто, опера была поставлена здесь лишь год спустя.
Рукописная партитура оперы хранится в Центральной нотной библиотеке Мариинского театра . Печатное либретто оперы было издано в Тамбове в 1788 году. Рукописная копия либретто с некоторыми дополнительными пометками хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки .
Возрождение оперы в XX—XXI вв.
А.С. Рабинович был первым из исследователей, проявившим должное внимание к "Ямщикам на подставе" как к одному из наиболее интересных и своеобразных произведений русской музыки XVIII века . Два отрывка из оперы были опубликованы в первом томе хрестоматии "История русской музыки в нотных образцах" под редакцией С.Л. Гинзбурга в 1940 году .
В 1947 году в Москве состоялось концертное исполнение этой оперы в редакции Б.В. Доброхотова , организованное Государственным Центральным музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки . В 1982 фирмой "Мелодия" была выпущена запись музыкальных номеров оперы ( Ленинградская государственная академическая капелла им. Глинки , Оркестр Оперной студии Ленинградской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова , дирижёр В.А. Чернушенко ).
31 января 2012 года в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялась премьера оперного спектакля "Игрище невзначай", поставленного Хоровым Театром Петербурга по мотивам опер Евстигнея Фомина (режиссёр — В.Ю. Богатырёв). Среди музыкального материала постановки — фрагменты оперы "Ямщики на подставе" .
22 апреля 2017 года на Малой сцене Алтайского государственного театра музыкальной комедии состоялась премьера оперы "Ямщики на подставе", режиссёр — Константин Яковлев . В постановке задействован оркестр русских народных инструментов Алтайского государственного университета под управлением профессора Н.А. Корниенко.
Действующие лица
Партия | Голос |
Исполнитель на предполагаемой премьере в Петербурге
8 ноября 1787 |
|
---|---|---|---|
Тимофей Бураков | тенор | г-н Камушкин | |
Абрам, отец его, старик седой | бас | Антон Крутицкий | |
Фадеевна - жена Тимофея | сопрано | г-жа Быстреева | |
Янька, ямщик молодой [Тришка-заноза] | бас | Яков Воробьёв | |
Вахруш, деревенский олух | тенор | г-н Суслов | |
Курьер | бас | г-н Волков | |
Офицер на подставе | без пения | Василий Шарапов | |
Четыре ямщика | без пения | ||
Бобыль, ямщик же | без пения | г-н Рахманов | |
Два разсыльщика | без пения | г-н Золин, г-н Савинов | |
Два драгуна | без пения | ||
Хор ямщиков |
Действие происходит на подставе подле большой дороги в долине в конце XVIII века .
Сюжет
Старый ямщик Абрам собирает своему сыну Тимофею сбрую . Выходит прибывший Офицер и просит поторопиться — ему нужны хорошие лошади: двадцать пар, из них шесть под карету. Ямщики наперебой предлагают Офицеру свои услуги, но его выбор падает на самого молодого — Тришку-занозу, прозванного Янькой-бахвалом. Лошадей Офицеру поставляют Тимофей и Янька. С песнями расходятся ямщики; Офицер уходит отдохнуть в шалаш Абрама.
Тимофей остаётся один, тяжело у него на душе — ямщик опасается, что будет разлучён с молодой женой Фадеевной. Янька недоумевает — кто же может разлучить приятеля с женой, если их по всем правилам поп обвенчал? Тимофей опасается Фильки-пролаза, — холопа исправника. Он, злодей, может принести немало бед. Янька пытается всячески утешить друга. Входит встревоженная Фадеевна — пусть муж поскорей бежит, иначе его заберут в рекруты . Тимофей гордо отвергает предложение жены — скрываться он не станет. Янька сзывает ямщиков и велит им идти к Офицеру просить за Тимофея. Все рассказывают Офицеру, что Филька-пролаз, в прошлом году сбежавший от рекрутчины и нанявшийся холопом к исправнику , сейчас подстроил так, чтоб Тимофея взяли в солдаты .
Появляется пьяный Курьер, в руках у него плеть и бутылка. За ним следует подвыпивший ямщик Вахруш. Ямщики отказываются поставлять пьяному лошадей. В злобе Курьер замахивается на стоящего поблизости Тимофея. Янька валит Курьера на землю и отбирает у него плеть. Ямщики подтрунивают над Вахрушем, — вот каких седоков он возит.
Офицер решает наказать Курьера, отослав его в часть. Вызвав драгуна, он приказывает ему сопровождать пьяницу. Вбегает Фадеевна — за её мужем пришли рассыльные. Офицер успокаивает молодую женщину. Входят рассыльные и Филька. Янька и другие ямщики всячески издеваются над Пролазом и просят Офицера отменить неправое решение. К их просьбе присоединяется и Абрам. Старик уже двух сыновей отдал в рекруты, Тимофей у него последний, он только что женился. Офицер обещает наказать обманщика Фильку. Один из ямщиков дёргает Пролаза за пояс, из-за пазухи вываливаются шляпа, платки, часы: Филька-пролаз обобрал исправника. Офицер приказывает арестовать вора.
На радостях, что всё обошлось и злодей наказан, Фадеевна, Янька, Абрам и Тимофей поют весёлые песни, пляшут. Слышится топот коней, ямщики уходят встречать приехавших и готовить Офицеру лошадей к отъезду .
Музыкальные номера
- Увертюра — некоторые исследователи приписывают ей элементы программности, находя в её музыке образы быстрой езды и стремительно проносящихся дорожных пейзажей. В основе увертюры — тема народной песни "Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь" (Сборник Львова—Прача, № 61). Мелодия несколько изменена, она приобрела более плавные и строгие очертания. Формально увертюра содержит в себе все элементы сонатного аллегро, но при соблюдении внешней схемы принципы сонатной формы здесь существенно переосмыслены.
- Песня хором (Не у батюшки в зелёном саду...) — протяжная хоровая песня на мотив одноимённой русской народной песни (Сборник Львова—Прача, № 5). Интересна многоголосная фактура хора: мелодия не проводится в одном голосе полностью, от начала до конца, а постоянно перехватывается различными голосами, поочерёдно выдвигающимися на передний план.
- Хор (Высоко сокол летает...) — протяжная хоровая песня на мотив одноимённой русской народной песни. Во вступительной статье к "Собранию народных русских песен", куда она была включена (Сборник Львова—Прача, № 34), Н.А. Львов отмечает её как лучшую и самую древнюю по происхождению из имеющихся в этом сборнике протяжных песен. Этот номер является, по мнению, Ю.В. Келдыша , "одной из жемчужин русского хорового искусства XVIII века " . Каждая строфа здесь начинается запевом, исполняемым двумя голосами, после чего вступает хор.
- Песня Тимофея (Ретиво сердце молодецкое...) — сольная лирическая песня на мелодию русской народной песни "Дорогая ты моя матушка" (Сборник Львова—Прача, № 29, идентична тональность g-moll ). Львов относил её к числу песен позднего происхождения. В её напеве черты старой протяжной песни соединяются с интонациями, характерными для городской сентиментальной песни-романса. Вариант песни из "Собрания..." 1776 года Трутовского значительно отличается от львовского и стилистически более близок к строю народной мелодии. Это свидетельствует в пользу того, что опера послужила непосредственным источником для составителей сборника 1790 года .
- Дуэт Яньки и Тимофея (Между нами, ямщиками...) — диалог между двумя ямщиками, реплики которого построены на одинаковой попевке плясового характера; у одного она звучит в мажоре, у другого — в миноре. Использованная попевка встречается во многих песнях, известных в XVIII веке. В частности, её мажорная форма представлена в песне "Ах, во саду, во саду" (Сборник Львова—Прача, № 53), минорная — в песне " Во саду ли, в огороде " (Сборник Львова—Прача, № 83).
- Трио Вахруша, Яньки и Курьера (Кабы я была пташка...) — номер построен на короткой трихордовой попевке, типичной для многих календарно-обрядовых песен. В сборниках XVIII века такой тип песен не встречается, поэтому можно предположить, что мы имеем здесь дело с уникальной записью песни, оставшейся неизвестной в городском быту, или же эта мелодия была сочинена Фоминым на основании песен, слышанных им от деревенских исполнителей.
- Песня Яньки, Тимофея и хора (Купить ли те, Филюшка...) — насмешливая, издевательская песня, которую поют Тимофей и Янька, обращаясь к разоблачённому бобылю Фильке.
- Квартет с хором (Молодка, солдатка полковая...) — в основу положена популярная одноимённая песня, имевшаяся во всех сборниках XVIII века. В опере дан её особый вариант, не совпадающий ни с одним из известных по печатным изданиям. Выбор её продиктован сценической ситуацией: молодой жене ямщика Тимофея, которого обманным путём пытаются отдать в рекруты, грозит участь одинокой солдатки. Но исполняемая после того, как опасность миновала, песня приобретает весёлый и даже несколько шутливый характер.
- Трио с хором (Во поле берёза бушевала...) — плясовая песня на мотив русской народной песни " Во поле берёза стояла " (Сборник Львова—Прача, № 62). Оригинальный текст подвергся здесь довольно значительным изменениям: по-видимому, слова этого номера были сочинены Львовым самостоятельно с использованием отдельных поэтических образов и оборотов народной песни. Стремительный темп, бойкие "перехваты" мелодии разными исполнителями (Фадеевна, Тимофей, Янька) создают впечатление безудержного веселья и разгула. Это настроение достигает кульминации в последнем куплете, где к исполнителям присоединяется хор, а Янька пляшет, "пустясь вприсядку, свистя и щёлкая", как указано в либретто.
- Марш — оркестровый эпизод, имеющий "проходное" значение.
- Хор (Вы раздайтесь, расступитесь, добрые люди...) — ритмический рисунок темы заимствован из первой фразы одноимённой русской народной песни (Сборник Львова—Прача, № 88). Здесь Фомин использует приёмы инструментального варьирования народной темы, найденные им в хореографических сценах оперы-балета "Новгородский богатырь Боеславич".
Значение
Опера "Ямщики на подставе" занимает одно из наиболее значительных мест в русском музыкально-театральном наследии XVIII века . Если в наиболее популярных русских операх XVIII века литературный текст был по меньшей мере равноправным с музыкой, а нередко и перевешивал её по значению, то "Ямщики на подставе" представляют интерес прежде всего благодаря свежему, оригинальному подходу их авторов к народной песне.
Советский педагог и музыковед А.С. Рабинович писал:
"Ямщики на подставе" - прямой вызов всем пасторальным тенденциям в трактовке народной песни. Партитура "Ямщиков" рекордно оригинальное явление. Ни на Западе, ни в России не найти к ней никакого прообраза. Русская песня запечатлена Фоминым отлично, во весь рост.
—
Широко бытовавшие в XVIII веке народные игрища , в которых элементы театрального представления соединялись с обрядом, шуточной импровизацией, пением и пляской, оказали большое влияние на молодую русскую оперу. К произведениям, в которых показ народных обычаев, игр и песен становился главной задачей, и отдельные эпизоды скреплялись весьма шаткой драматургической фабулой, относится и опера Фомина "Вечеринки, или Гадай, гадай, девица". Главное же, что отличает "Ямщиков на подставе" от чисто развлекательных песенных опер-дивертисментов — это содержательный отбор песен и чуткое проникновение композитора в их самобытный музыкальный строй.
Оригинальность творческого мышления Фомина проявляется уже в увертюре, которая непосредственно переходит в начальный хор. В отличие от большинства оперных увертюр того времени, она служит не просто для того, чтобы сосредоточить внимание слушателей и зрителей, "настроить" их эмоционально, а органически связана с самим действием. В опере сопоставлены песни различного жанра и выразительного склада, причём в их чередовании можно заметить определённую последовательность (как в сборнике Львова—Прача): после двух хоровых протяжных песен дана сольная лирическая; затем следует группа сольных или диалогических песенных эпизодов преимущественного плясового склада, и заканчивается опера стремительной, удалой песней-пляской. Возникающая таким образом линия непрерывного динамического нарастания до известной степени компенсирует отсутствие напряжённо развивающейся драматургической фабулы.
Советский музыковед -историк, доктор искусствоведения , Заслуженный деятель искусств РСФСР , Ю.В. Келдыш писал:
Русская народная песня представлена здесь широко и разносторонне, в различных своих видах и разнородном колоритном освещении. В смысле глубины и тонкости проникновения в своеобразный строй народной песенности Фомин намного опередил своё время, предвосхитив многое из того, что было полностью осознано только в классическую пору русской музыки.
—
"Ямщики на подставе", с их вниманием к истокам национальной музыки, русской народной песне, оказали существенное влияние на формирование музыкального стиля М.И. Глинки . В XX веке эту художественную методологию развивали Д.Д. Шостакович в " Леди Макбет Мценского уезда " и И.Ф. Стравинский в " Мавре ".
Примечания
- Милюгина Е.Г. Музыкальный театр Н.А. Львова как пространство эксперимента / Е.Г. Милюгина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение — 2008 — № 2 — с. 328
- Фомин Е.И. Ямщики на подставе: (Игрище невзначай): Комическая опера в 1 действии / Либретто Н.А. Львова; Публикация и переложение для фортепиано И.М. Ветлицыной; Исследования Ю.В. Келдыша и И.М. Ветлицыной; С предисловием – М.:Музыка, 1977. – С.196
- Фомин Е.И. Ямщики на подставе: (Игрище невзначай): Комическая опера в 1 действии / Либретто Н.А. Львова; Публикация и переложение для фортепиано И.М. Ветлицыной; Исследования Ю.В. Келдыша и И.М. Ветлицыной; С предисловием – М.:Музыка, 1977. – С.193
- . Дата обращения: 26 апреля 2020. 24 сентября 2020 года.
- Дата обращения: 26 апреля 2020. 22 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 26 апреля 2020. 21 мая 2020 года.
- ↑ Фомин Е.И. Ямщики на подставе: (Игрище невзначай): Комическая опера в 1 действии / Либретто Н.А. Львова; Публикация и переложение для фортепиано И.М. Ветлицыной; Исследования Ю.В. Келдыша и И.М. Ветлицыной; С предисловием – М.:Музыка, 1977. – С.201
- Фомин Е.И. Ямщики на подставе: (Игрище невзначай): Комическая опера в 1 действии / Либретто Н.А. Львова; Публикация и переложение для фортепиано И.М. Ветлицыной; Исследования Ю.В. Келдыша и И.М. Ветлицыной; С предисловием – М.:Музыка, 1977. – С.198
Ссылки
- от 21 мая 2020 на Wayback Machine
- от 31 октября 2020 на Wayback Machine
- от 28 июля 2020 на Wayback Machine
- 2021-11-11
- 2