Interested Article - Чжуан-гун (династия Лу)

Чжуан-гун ( кит. упр. 魯莊公 ; 7 октября 706 — 11 августа 662 до н. э.) — 16-й хоу княжества Лу в 693—662 до н. э.

Биография

Сын 15-го правителя Лу Хуань-гуна и циской принцессы .

Родился в один день с отцом, поэтому получил имя Тун («Одинаковый») . После убийства Хуань-гуна цисцами в 694 году Тун был приведен к власти и стал называться Чжуан-гуном .

Зимой 689 года он совершил поход в княжество Вэй и восстановил у власти Хуэй-гуна. В 686 году в Лу из соседнего Ци бежал княжич Цзю, проигравший борьбу за наследование престола. В следующем году Чжуан-гун пытался вмешаться в политическую борьбу в Ци и поставить там правителем Цзю, но потерпел неудачу, после чего циский Хуань-гун начал войну с княжеством Лу . Значительно более сильное Ци имело в этом конфликте перевес , и «оказавшиеся в опасности лусцы убили княжича Цзю» , а его влиятельного сторонника Гуань Чжуна выдали цискому правителю . Луское войско проиграло три сражения , но смогло добиться успеха в описанной в « Цзо-чжуань » в январе 684, где военачальник Цао Мо (Цао Мэй, Цао Гуй) одержал победу.

Ради заключения мира Чжуан-гун был готов поступиться частью территории, но в 681 году во время переговоров в Кэ Цао Мо, угрожая кинжалом, заставил Хуань-гуна вернуть земли .

После улучшения отношений с Ци Чжуан-гун в 672 году женился на дочери циского Ай Цзян. По утверждению древнего комментатора, луский правитель не хотел вступать в брак с дочерью убийцы своего отца, но уступил настояниям своей распутной матери .

В следующем году Чжуан-гун совершил поездку в Ци, чтобы наблюдать церемонию принесения жертв духу Земли . Этот поступок был осужден составителями «Цзо-чжуань» и « Го юй », приводящими речь Цао Гуя, упрекавшего правителя в нарушении норм княжеского поведения . Принесение жертв было внутренним делом Ци и луский хоу не был обязан при этом присутствовать (порядок княжеских визитов был расписан в соответствии с традиционным церемониалом). Подобная поездка означала признание более высокого положения правителя Ци , ставшего в 679 году первым гегемоном эпохи Множества царств . Р. В. Вяткин в качестве возможного объяснения причин поездки указывает, что жертвоприношение сопровождалось военным смотром .

Вернувшись из Ци, Чжуан-гун, по мнению ревнителей традиций, стал чрезмерно украшать храм, возведенный в честь отца, и заставил жен аристократов и сановников явиться к своей жене с подношениями . В последнем случае, по мнению Л. С. Васильева , к осознанию неравного положения с соседним княжеством «примешивалась осознанная задним числом неприязнь к очередной женщине из Ци, которая может принести, как и предыдущая, немало неприятностей высоко ценившему свою репутацию царству Лу» .

При этом в правление Чжуан-гуна отношения с Ци оставались добрососедскими. В 668 году Ци помогло лусцам победить жунов , в 663 году циское войско само напало на жунов, пройдя через территорию Лу, одержало победу и поделилось добычей и пленными. Во время поразившего Лу в 666 году голода цисцы поставили соседям зерно .

Не имевший детей от главной жены, Чжуан-гун завещал власть сыну от любимой наложницы , что привело к династическому кризису в Лу, способствовавшему упадку княжества .

Примечания

  1. , с. 72.
  2. ↑ , с. 73.
  3. , с. 54.
  4. , с. 55.
  5. , с. 56.
  6. ↑ , с. 243.
  7. , с. 56—57.
  8. ↑ , с. 57.
  9. , с. 248.
  10. ↑ , с. 58.
  11. , с. 74.

Литература

  • Васильев Л. C. Древний Китай. Том 2. Период Чуньцю (VIII—V вв. до н. э.). — М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — ISBN 5-02-018070-X .
  • Сыма Цянь . Исторические записки. T. V. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.

Same as Чжуан-гун (династия Лу)