Васи́лий Тито́в
(также
Василий Поликарпович Титов
, настоящие имя и фамилия
Василий Титович Коробов
; ок.
1650
— между
1710
и
1715
) — русский певчий и
композитор
, один из крупнейших мастеров
партесного стиля
.
Точных данных о датах рождения и смерти Титова нет. Предполагается, что композитор родился около 1650 года
. В 1678 году он впервые упоминается как певчий в
Хоре Государевых певчих дьяков
. Вероятно, уже к середине 1680-х Титов был достаточно известен как композитор, так как «Псалтирь рифмотворная» (сборник трёхголосных обработок
Псалтири
Симеона Полоцкого
), над которой Титов работал в 1682—1687 годах
(по другим данным: в 1680 году
, после 1682 года
, во 2-й половине 1680-х годов
), была опубликована в 1687 году. Приблизительно в то же время Титов стал певчим в хоре
Ивана V
и оставался на этой должности вплоть до роспуска хора в 1698 году. В 1709 году появилось одно из вершинных произведений композитора
— хоровой концерт «Рцы нам ныне», в честь победы в
Полтавской битве
. Между 1710 и 1715 годами композитор скончался
.
Творчество
Титов — один из важнейших последователей
Николая Дилецкого
. Он в совершенстве владел композиторской техникой партесного пения, был одним из мастеров хоровой музыки данного направления
. Был широко известен в своё время как мастер духовной музыки: его перу принадлежат многочисленные многоголосные концерты и музыка для служб (до 24 партий в произведении),
канты
и другие произведения в стилистике партесного пения. Однако вскоре после смерти Титова музыкальные вкусы русской публики изменились, и композитор, как и традиция, которую он представлял, были практически забыты. Ныне музыка Титова входит в репертуар концертных хоровых коллективов, в храмах звучит его «Большое
многолетие
».
Примечания
↑
, с. 334.
↑
.
↑
.
↑
.
, с. 606.
Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1981. — С. 533. — 1056 с.
Разумовский Д. В.
// Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее / Под ред.
Г. Д. Филимонова
. —
М.
: Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее, 1873. — С. 153–181 (1-я паг.). — [7], 183, 39, 50 с.
Плотникова Н. Ю.
«Царственный мастер» В. Титов // Музыка и время. 2011. № 5.
Плотникова Н. Ю.
Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: исследование и публикация. М.: Издательство ПСТГУ, 2012.
Плотникова Н. Ю.
Полифония Василия Титова. Учебное пособие. М.: МГК, 2014.
Протопопов В. В.
Творения Василия Титова — выдающегося русского композитора конца XVII — начала XVIII вв. // Musica antiqua. Acta scientifica. — Bydgoszcz, 1972.
Финдейзен Н. Ф.
// Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. —
М.
—
Л.
: Госиздат, Музсектор, 1928. — Т. 1/3. — С. 325—336. — 364 с.
Dolskaya-Ackerly, Olga
.
Vasilii Titov and the «Moscow» Baroque
// Journal of the Royal Musical Association (JRMA), cxviii (1993), pp. 203–222.
Jensen, Claudia
. Review of
Vasily Titov and the Russian Baroque: Selected Choral Works by Olga Dolskaya
// Notes (2nd Ser.), Vol. 53, No. 3. (Mar., 1997), pp. 981–982.