Interested Article - Хора (танец)
- 2021-05-05
- 1
Хо́ра (от греч. χορός — «танец», болг. хоро́ , макед. оро , серб. коло , хорв. kolo , молд. хорэ , рум. hora , груз. ხორუმი [ khorumi ], крымскотат. horan , тур. horon , арм. շուրջպար [ shurch par ], ивр. הורה [ hora ]) — народный танец-хоровод у южных славян ( болгар , македонцев , сербов , хорватов ), гагаузов , молдаван , румын , греков , грузин , крымских татар, турок , армян и евреев . Исполняется обычно под аккомпанемент инструментального ансамбля (см. Тараф ) . Также — музыкальная форма.
Южнославянский танец-хоровод
Болгарский народный танец - хоровод хоро исполняется в размере 2 / 4 , 5 / 16 , 9 / 16 . Сопровождается пением, игрой на гайде и других народных инструментах. Исполнители держатся за руки, за пояса или кладут руки друг другу на плечи в цепи. Ритмы хоро самые различные, а видов — великое множество, которое подразделяется по основным географическим районам Болгарии (добруджанские, македонские, родопские, северняшкие, странджанские, тракийские, шопские).
Сербское и боснийское коло являются одними из самых известных в мире и практически не отличаются друг от друга. Варианты сербского и боснийского коло существуют в Боснийской Краине , Герцеговине и Черногории . Сербское коло вошло в собрание пьес Антонина Дворжака « Славянские танцы » в опус 72 под названием № 7 (15) C-dur. Allegro vivace .
Молдавия и Румыния
Для исполнения хоры ( молд. и рум. horă ) танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трёх шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный (размер 6 / 8 или 6 / 4 ) . Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое , флуере , нае , скрипке и других народных инструментах.
Наиболее популярный танец у молдаван. Имеет многочисленные варианты, различающиеся по приуроченности, составу и темпу . Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра ( тараф ) . В некоторых районах Южной Молдавии сохранилась многовековая традиция исполнения танца под песню. С развитием инструментальной танцевальной музыки пение в медленных хорах сменилось чисто инструментальным сопровождением . Ещё в начале XIX века в Бессарабии хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств . Та медленные, лирические трёхдольные танцы под названием хора (размер 6 / 8 или 6 / 4 ). Они отличаются особой плавностью, торжественностью и одновременно грациозностью. Является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах, особенно в сельской местности.
Встречаются также быстрые варианты хор, исполняемые в размере 4 / 4 . Такие хоры во многом близки к сырбе , но выделяются все доли.
Черноморское побережье
У многих народов Средиземноморья, Черноморья, Балканского полуострова и Кавказа бытует один общий , который именуется у каждого народа по-своему. Исполняется он с вокальным или инструментальным сопровождением .
Групповой танец ( тур. horon , понт. χορόν , лазск. horon ) характерен для Черноморского побережья Турции. В нём участвуют как мужчины, так и женщины. Участники в замкнутом или разомкнутом круге быстро танцуют, изгибаясь, кружась, приседая и притопывая. Музыканты исполняют танцевальную мелодию обычно на давуле и зурне ; в некоторых районах используются тулумба , мей , джура и кеменче . Районы распространения: Трабзон , Самсун , Артвин , Орду , Ризе .
Грузинский танец ( груз. ხორუმი ) происходит из Аджарии . Первоначально он исполнялся перед сражением для поднятия боевого духа воинов . Количество танцоров ограничивалось только несколькими мужчинами. Со временем их количество выросло, и в современной версии могут участвовать 30—40 танцоров .
У крымских татар он называется Хоран ( крымскотат. къоран ). Его танцевали во время народных гуляний. Первоначально под песенный аккомпанемент . Именно им в древние времена завершался любой крымскотатарский праздник . Также этим танцем часто завершается свадебные пиршества, когда его исполняли все присутствующие, численность которых порой достигает двухсот человек .
Во время танца участники смыкаются в круг или полукруг и положив на плечи друг другу, двигаются по кругу приставным шагом. В танце могут принимать участие как парни так и девушки, люди среднего и пожилого возраста. Танец, как правило танцуют по кругу. Все участники кладут руки на плечи друг другу, образуя круг. Количество участников не ограничивается, их должно быть не менее 6 человек . Танец состоит из двух частей, первая часть медленная, вторая — быстрая. Основные фигурации танца: круг, линии . Хораны отличаются друг от друга в зависимости от места их возникновения. Например, в Алуштинском районе бытовал танец Тувакъ джыйыны , исполняемый только мужчинами. Тувакъ дэюыйыны , возникший в степных районах, исполняли только женщины .
Еврейская хора
Еврейская хора схожа с румынской, исполняется в размере 3 / 4 или 3 / 8 с акцентом на 1 и 3 доли.
Израиль
Израильская хора — быстрый хороводный танец на 4 / 4 , созданный в 1930-е гг. Барухом Агадати (Каушанским) ; иногда именуется «Хора Агадати».
Для исполнения хоры танцоры собираются в круг, берутся за руки и начинают движение вправо сначала левой, потом правой ногой. На следующем шаге левую ногу ставят за правой, и снова делают шаг правой. Эти движения повторяются в быстром темпе. При большом количестве танцоров люди делают несколько кругов, один в другом.
Раньше хора была популярна в основном в кибуцах и сельской местности, но потом стала часто исполняться на свадьбах и других праздниках. Хора может исполняться под традиционные израильские песни, хотя наиболее известным является исполнение под музыку « Хава нагила ».
Примечания
- ↑ .
- Мироненко Е. от 27 июня 2018 на Wayback Machine
- Музыкальная культура Молдавской ССР: сборник статей — М.: Музыка, 1978—285 с. — С. 51
- Хора // Этнографический словарь
- Хора // Большая советская энциклопедия, том 46 — С. 312
- Олейник М. А.
- . Арслан М. Турецкие народные танцы и их география распространения в Турции
- Корнилова Е. С., Рахимбаева И. Э. Грузинская танцевальная кульутра как вид танцевального искусства
- Филимонова Е. Ю. Истоки грузинского народного танца // Современная культура и образование: история, традиции, новации — Луганск: Книта, 2019
- Кондратенко В. П. Особенности и развитие грузинского народного танца // Современная культура и образование:история, традиции, новации — Луганск, 2016
- ’’Заатов И.’’ от 18 ноября 2021 на Wayback Machine // Культура народов Причерноморья, 2003, № 43 — Симферополь: «Крым», 2003 — С. 139
- . Дата обращения: 19 сентября 2021. 18 ноября 2021 года.
- Мамбетова Г. Р., Гафарова М. Т. от 18 ноября 2021 на Wayback Machine // Журнал «Наука, образование и культура», 2018
- Алимов А. Танцы крымских татар: хореографический сборник — Симферополь: Вариант, 1994 — 37 с. — С. 31
- Саранаева Э. Б. от 18 ноября 2021 на Wayback Machine — С. 147
- от 18 ноября 2021 на Wayback Machine — Симферополь: Антиква, 2020 — С. 20
Литература
- // Музыкальная энциклопедия. Том 6. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — Стб. 40—42.
Ссылки
- , ансамбль «Лэутары»
- , ансамбль «Лэутары»
- , Евгений Дога
- 2021-05-05
- 1