Эррера, Кармен
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кармен» ( англ. Carmen ) — американский немой художественный фильм режиссёра Сесиля Блаунта Демилля , снятый и выпущенный в 1915 году. Одна из первых сохранившихся экранизаций, основанных на новелле Проспера Мериме « Кармен ». На главную роль была приглашена знаменитая оперная певица- сопрано Джеральдина Фаррар , которая исполняла партию Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе . После выхода каптины на экраны она имела успех у публики и критики. На особо представительных показах демонстрировалась в сопровождении симфонического оркестра , который исполнял адаптированную для фильма музыку из оперы Бизе. Картина поставлена в пышной театрализованной манере с богатыми декорациями и массовыми сценами, что является одной из характерных черт Демилля как постановщика. В том же году Чарли Чаплин высмеял чрезмерную театральность ленты в своей бурлескной пародии « Кармен ».
Группа контрабандистов прибывает морем на шлюпке, надеясь незаметно переправить свои товары через городские стены. Преступные дельцы собирались воспользоваться проломом в стене, который охраняет офицер дон Хосе, однако попытка договориться с ним не увенчалась успехом, из-за чего им пришлось переправить тюки с контрабандой в свой лагерь в горах. Их подруга Кармен, узнав о препятствии в виде офицерского поста, обещает, что сумеет помочь. Она говорит, что сможет соблазнить Хосе: «Каждый человек может быть подкуплен чем-нибудь. Поскольку все вы беспомощны, предоставьте мне дона Хосе. Я отдам вам этого неподкупного офицера связанным по рукам и ногам — любовью» . При первой встрече она очаровывает офицера, но постепенно увлекается им сама и даже пытается из ревности убить его предыдущую любовь — Микаэлу . Хосе помогает контрабандистам и переходит на их сторону, а после совершённого им убийства вынужден скрываться от властей. Однако позже Кармен влюбляется в тореадора Эскамильо, и Хосе из ревности решает его убить. С этой целью он поджидает соперника в Севилье возле арены, где проводится коррида , но ему попадается на глаза неверная цыганка. Между ними происходит разговор на повышенных тонах, во время которого Кармен заявляет, что она вольна выбирать свою любовь, после чего Хосе закалывает её, а она произносит, умирая: «Ты убил меня, Хосе, но я свободна!» . После этого Хосе подбирает нож и вонзает его себе в живот. Умирая, он и Кармен целуют друг друга, и при этой сцене присутствует Эскамильо.
Актёр | Роль |
---|---|
Джеральдина Фаррар | Кармен |
Уоллес Рид | Дон Хосе |
Хорас Карпентер | Пастиа |
Уильям Элмер | Моралес |
Джини Макферсон | Цыганка |
Анита Кинг | Цыганка |
Милтон Браун | Гарсиа |
Реймонд Хэттон | зритель на бое быков (в титрах не указан) |
Первоначально Сесилль Демилль намеревался снять музыкальную версию оперы Жоржа Бизе « Кармен », но на тот момент её либретто было защищено авторским правом, поэтому режиссёр поручил своему брату-сценаристу Уильяму Демиллю адаптировать для фильма новеллу « Кармен » Проспера Мериме , являвшуюся на тот момент общественным достоянием. Выбор фильма был обусловлен тем, что Демилль был тесно связан с театром как бывший театральный деятель и неудавшийся драматург. По замечанию режиссёра Дэвида Беласко , перед другими голливудскими постановщиками у Демилля было то превосходство, что он, вероятно, был «единственным кинорежиссёром, установившим близкую связь с крупными театрами Бродвея » . Режиссёр пришёл в кино 1911 году и вместе с Джессом Ласки участвовал в создании компании « англ. Jesse L. Lasky Feature Play Company », впоследствии влившейся в компанию « Paramount Pictures », с которой связана практически вся его последующая кинематографическая деятельность. В этот период для стратегии в продвижении продукции кинокомпании был актуален широко рекламируемый лозунг «Грандиозные пьесы с выдающимися актёрами» ( англ. Prodigious plays with prominent actors ), который представлял собой видоизменённый лозунг Адольфа Цукора «Знаменитые актёры в знаменитых произведениях» ( англ. Famous Players in Famous Plays ). По словам историка кино Жоржа Садуля , в этот период нельзя было найти для знаменитых исполнителей «режиссёра, равного по умению Сесилю де Миллю» .
По наблюдению Садуля, постановщик сумел весьма успешно освоить и применить лучшую кинематографическую технику своего времени, заимствуя приёмы и методы работы у европейских постановщиков: «Построение сцен при монтажной разработке на крупных планах позволило ему избежать опасности создания „кинопьес“, хотя он и переносил на экран довольно сложные интриги, заимствованные в модных театрах» .
Несмотря на съёмки нескольких удачных фильмов в жанре киноадаптаций модного американского театрального репертуара, успех и внимание публики Демилль привлёк лишь своей шестнадцатой картиной «Кармен». Для исполнения главной роли была привлечена знаменитая оперная певица- сопрано Джеральдина Фаррар . Считается, что сумел её уговорить продюсер Ласки, объяснив, что её участие в картине не сможет нанести ущерб её репутации, а, наоборот, увеличит её аудиторию и сделает её более известной. По мнению Садуля, привлечение певицы в немой фильм понадобилось режиссёру для «пущей страстности»: «Она умела играть глазами и гиперболизировать жесты, чтобы видно было и на галёрке » . Певица, известная своими артистическими способностями на сцене, приняла предложение об участии в съёмках и подписала контракт, согласно которому оставила оперную сцену на два месяца за гонорар в размере за 20 000 долларов. При этом все расходы звезды во время пребывания в Калифорнии брала на себя кинокомпания, а в её распоряжение был предоставлен специальный вагон, в котором она проследовала территорией США, направляясь из Нью-Йорка в Голливуд . В течение нескольких месяцев, проведённых актрисой в Калифорнии, режиссёр снял три ленты с Фаррар в главной роли: «Кармен», « Искушение » и «Мария-Роза» .
«Кармен», снятая летом 1915 года в пышной «итальянской манере», с богато обставленными массовыми сценам и декорациями, вышла на экраны 31 октября того же года и стала в США настоящей сенсацией . Композитор ( англ. ), сделал аранжировку музыки из одноименной оперы Жоржа Бизе , которая была исполнена во время премьерного показа с оркестровым музыкальным сопровождением в Симфоническом зале Бостона 1 октября 1915 года . Позже были проведены две реконструкции партитуры Ризенфельда. Первую осуществил дирижёр Джиллиан Андерсон ( англ. Gillian Anderson ) по копиям оригинальной партитуры и оркестровки, созданных для фильма, и записал её с Лондонским филармоническим оркестром в 1996 году . Вторую версию осуществил композитор Тимоти Брок ( англ. Timothy Brock ), который записал её в 1997 году с камерным оркестром Олимпии ( англ. Olympia Chamber Orchestra ). Обе записи сопровождали различные версии восстановленного фильма выпущенного на видеокассетах . Фильм был отреставрирован на основе личной копии Демилля, находившейся на хранении в Международном музее фотографии и кино «Джордж Истман Хаус».
После выхода фильма на экраны американская критика в целом приняла фильм одобрительно, отмечая такие положительные моменты постановки, как выразительную, чувственную актёрскую игра Джеральдины Фаррар и Уоллеса Рида, операторскую работу, позволившую запечатлеть на экране живописные виды. Один из немногих упрёков состоял в том, что создатели фильма вольно обошлись с литературным источником.
В киноведении распространено мнение, что картина представляет собой образец раннего творчества Демилля, в котором нашли отражение особенности его режиссёрского стиля, впоследствии ставшие для него характерными: «фильм отличался театральностью, помпезностью и декоративностью», что остроумно по следам ленты Демилля высмеял Чарли Чаплин в своей бурлескной пародии « Кармен » . Американский историк кино Льюис Джекобс ( англ. Lewis Jacobs ), отмечал, что кинематограф может по праву гордиться Демиллем за то, что он ввёл в фильм те режиссёрские приёмы, которые впоследствии стали характерными для его творчества в целом. Так, в этой картине постановщик применил конструктивные декорации, заменив ими нарисованные на плоской поверхности, которые в то время ещё были практически повсеместно распространены, а актёры этого немого фильма произносили текст своей роли, как будто находились на сцене. Подводя итоги рассмотрения художественных особенностей этого фильма, Джекобс писал: «точное соблюдение самой незначительной детали, чувство „постановочного“ фильма и забота о „продуктивной ценности“ уже становились отличительными чертами его манеры» .
Фаррар, вернувшись на оперную сцену, перенесла некоторые кинематографические элементы своей роли в постановку оперы в 1916 году Метрополитен-опера , где исполняла роль Кармен, а её партнёром в этой постановке был Энрико Карузо . Новый образ Кармен отличался большей силой, агрессивностью и реализмом, что вызвало скандал и многочисленные отклики в прессе, но впоследствии было расценено положительно: «Фильм Фаррар — пример оперы, влияющей на кинематограф, и фильма, влияющего на оперу» .