«Голливуд»
(
англ.
«Hollywood»
) —
британский
документальный
сериал
1980 года
режиссёров Кевина Браунлоу и Дэвида Гилла. Сериал рассказывает об эпохе
немого кино
в
Америке
, начиная со времён
зарождения кинематографа
в конце
XIX века
и заканчивая началом
1930-х годов
.
Обзор
Сериал состоит из 13-ти 52-минутных серий. В каждой серии идёт рассказ о каком-либо аспекте
истории Голливуда
. Авторский текст читает актёр
Джеймс Мэйсон
, музыкальное сопровождение написано композитором
Карлом Дэвисом
.
В сериале важное место уделено технической стороне. Ведь ранее
немые фильмы
часто транслировались по телевидению в некачественных копиях, шли не на той скорости и сопровождались фортепианной музыкой. Авторы же сериала очень скрупулезно подошли к своей работе. В фильме использованы наилучшие доступные на тот момент киноматериалы, они показаны на оригинальной скорости и с оркестровой партитурой, тем самым давая зрителям возможность увидеть, как немые фильмы первоначально выглядели и звучали тогда в кинотеатрах.
Помимо большого количества немых лент в фильме присутствует много различных фотографий того времени. Авторы также пригласили живых свидетелей той эпохи. Некоторые из этих интервью примечательна ещё и тем, что оказались последними для некоторых из участников съёмок.
В фильме приняли участие: актёры —
Мэри Астор
,
Элинор Бордман
,
Луиза Брукс
,
Олайв Кэри
, Айрон Айс Коуди,
Джеки Куган
,
Долорес Костелло
,
Виола Дана
,
Дуглас Фэрбенкс мл.
,
Джанет Гейнор
,
Леатрис Джой
,
Лиллиан Гиш
,
Бесси Лав
, Бен Лион,
Мэрион Мак
, Тим МакКой,
Коллин Мур
,
Чарльз Роджерс
,
Глория Свенсон
,
Бланш Свит
,
Джон Уэйн
,
Лоис Уилсон
, режиссёры —
Дороти Арзнер
,
Кларенс Браун
, Карл Браун,
Фрэнк Капра
,
Джордж Кьюкор
,
Аллан Двон
,
Байрон Хэскин
,
Генри Хэтэуэй
,
Генри Кинг
,
Льюис Майлстоун
,
Хэл Роуч
, Альберт С. Рогелл,
Кинг Видор
,
Уильям Уайлер
.
Также были проинтервьюированы: хореограф
Агнес де Милль
, сценарист
Анита Лус
, сценарист Адела Роджерс Ст. Джонс, пресс-агент и сценарист Седрик Белфрадж, органист Гэйлорд Картер, операторы Джордж Дж. Фолси,
Ли Гармс
и Пол Ивано, сценарист Джесси Ласки мл., художники по спецэффектам А. Арнольд Гиллеспи и
Луис Маунтбеттен
, агент Пол Кохнер, продюсер и сценарист Сэмюэл Маркс, монтажёры Уильям Хорнбек и Грант Уайток, ассистент режиссёра Р. Л. Хаф, каскадёры Боб Роуз, Якима Канутт, Пол Малверн и Харви Парри, а также Альберт Валентино (брат
Рудольфа Валентино
) и английский сценограф Лоуренс Ирвинг
.
Описание серий
-
1.
«Пионеры»
(
англ.
«The Pioneers»
). Здесь речь пойдёт об эволюции фильма от простых движущихся картинок в
кинетоскопе
на ярмарке до первых полноценных художественных кинопроизведений — «
Большое ограбление поезда
» (
1903
), где представлены все последние технические приёмы того времени и «
Рождение нации
» (
1915
), когда кино становится мощным средством массовой информации. Показаны первые попытки сделать кино
цветным
.
-
2.
«В начале»
(
англ.
«In the Beginning»
). О том как тихая деревня
Голливуд
в
Калифорнии
превращается в
центр киноиндустрии
.
Немое кино
выходит за пределы государственных границ и становится всемирным явлением.
-
3.
«Односпальные кровати и двойные стандарты»
(
англ.
«Single Beds and Double Standards»
). Первые скандалы связанные с голливудскими звёздами. Самый громкий из которых — скандал связанный с обвинением комика
Роско Арбакла
в убийстве, а затем его полное оправдание.
Вашингтон
отправляет надзирать за моралью в Голливуде политика-республиканца Уильяма Хейса (
англ.
Will H. Hays
). Хейс вводит этический кодекс для производителей фильмов, так называемый «
Кодекс Хейса
» (действовал вплоть до
1967 года
). Приводятся примеры того, как режиссёры, не нарушая кодекс, снимали то, что считали нужным.
-
4.
«Голливуд идёт на войну»
(
англ.
«Hollywood Goes To War»
).
Первая мировая война
стала источником новых сюжетов для Голливуда. Однако снимать войну непосредственно на войне было неинтересно, поскольку она оказалась не кинематографична и на ней не было пафоса и бравады прошлых войн. В это же время кино становится мощным оружием пропаганды. Именно в послевоенные годы, когда Европа лежала в руинах голливудское кино окончательно завоёвывает мир. Уже в мирное время выходит несколько качественных фильмов по теме Мировой войны, это «
Большой парад
» (
1925
) и «
Крылья
» (
1927
).
-
5.
«Игра с риском»
(
англ.
«Hazard of the Game»
). Немое кино часто помнят именно за опасные трюки. Эти трюки всегда выполняли каскадёры, которые получали небольшую зарплату и о которых, обычный зритель вообще не подозревал. Каскадеры той эпохи рассказывают истории со съёмок и раскрывают секреты некоторых трюков.
-
6.
«Свенсон и Валентино»
(
англ.
«Swanson and Valentino»
). Серия о двух величайших романтических легендах немого кино. Экранный образ
Рудольфа Валентино
значительно отличался от его реальной жизни по воспоминаниям его брата Альберта, а
Глория Свенсон
вспоминает про свой стремительный взлёт и падение.
-
7.
«Диктаторы»
(
англ.
«The Autocrats»
). Два крупнейших режиссёра Голливуда —
Сесил Блаунт Демилль
и
Эрих фон Штрогейм
, одновременно были и ужасными деспотами. Один работал в рамках и по законам
студийной системы
, другой боролся с ней.
-
8.
«Комедия — серьёзное дело»
(
англ.
«Comedy – A Serious Business»
). Немое кино быстро научилось смешить людей. Жанр
комедии
тогда был королём. Эта эпоха дала четырёх великих комиков —
Гарольд Ллойд
,
Бастер Китон
,
Харри Лэнгдон
и
Чарли Чаплин
. То, что начиналось как комедия затрещин со временем достигло вершин высокой комедии.
-
9.
«На Диком Западе»
(
англ.
«Out West»
). В эпоху немого кино
Дикий Запад
ещё полностью не исчез. В
вестернах
того времени в роли
ковбоев
всегда снимались настоящие ковбои, а в роли
индейцев
настоящие индейцы. Мода на «Старый Запад» началась с таких звёзд, как
Буффало Билл
и
Том Микс
.
-
10.
«Человек с мегафоном»
(
англ.
«The Man With the Megaphone»
). Режиссёрами немых фильмов были различные энтузиасты, которые никогда не учились этой профессии. А съёмки немых фильмов обычно проходили в ужасном шуме и неразберихе, поскольку одновременно с записью режиссёры через
мегафон
руководили актёрами, при этом в одном павильоне могло сниматься несколько фильмов одновременно. И тем не менее, даже из этого хаоса режиссёрам удавалось делать интересное кино.
-
11.
«Волшебство света»
(
англ.
«Trick of the Light»
). Хороший квалифицированный
кинооператор
мог превратить на экране обычную девушку в богиню. Кинооператоры умеющие хорошо работать со светом ценились едва ли не выше, чем сами режиссёры. У некоторых кинозвёзд были свои собственные операторы, которые знали, как правильно их нужно преподносить.
-
12.
«Звёздами не рождаются»
(
англ.
«Star Treatment»
). Производители фильмов обнаружили, что фильмы со звёздами проносят большую прибыль, чем фильмы с неизвестными актёрами. Отдельной индустрией становится создание своих звёзд, появляется система кинозвёзд, откуда вышли
Клара Боу
,
Лиллиан Гиш
,
Джон Гилберт
. Однако, как студии могут легко зажечь новую звезду, также легко они могут её и погасить.
-
12.
«Конец эры»
(
англ.
«End of an Era»
). Язык немого кино был понятным и универсальным для всего мира. Хотя эксперименты со звуковым кино проводились с
1890-х годов
, эти попытки не были коммерчески успешными. Так продолжалось до тех пор, пока на экраны в
1927 году
не вышел фильм «
Певец джаза
». Голливудская киноиндустрия теперь полностью изменилась. Жертвами новых технологий стали многие звёзды немого кино, режиссёры и продюсеры.
Издание
В
Северной Америке
сериал был выпущен в
1990 году
на
VHS
и
LaserDisc
компанией
HBO Video
. В
2006 году
была попытка выпустить сериал на
DVD
в
Великобритании
, но тираж был отозван из-за проблем с авторскими правами.
См. также
Примечания
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 3 сентября 2015.
1 сентября 2015 года.
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 3 сентября 2015.
22 марта 2016 года.
Ссылки