Interested Article - Крампус

Спутник св. Николая — Крампус. Австрия, начало XX века

Кра́мпус ( нем. Krampus , австр. Klaubauf, Bartl , словен. Parkelj , чеш. čert , сил. Gumphinckel , венг. Krampusz ) — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, «рождественский чёрт», спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца , а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря.

Обряды

В ночь с 5 по 6 декабря Крампус сопровождает святого Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, — тем самым он действует в противовес Св. Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Считается, что когда Крампус находит капризного ребёнка, он кладёт ему под подушку уголь или засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Изображать Крампуса принято в Австрии , Южной Баварии , Венгрии , Словении , Чехии , некоторых северных областях Италии ( Боцен (Больцано) ) и Хорватии . Вид этого существа и его название варьируются в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности. Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в течение первой недели декабря, а особенно в ночь с 5 ( нем. Krampuslauf — «День Крампуса») на 6 декабря ( нем. Nikolaus — « День Св. Николая ») и бродят по улицам, пугая детей цепями и колокольчиками. Часто Крампуса изображают на специальных рождественских открытках ( нем. Krampuskarten ).

История

Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском немецком фольклоре и было связано с приходом зимы и уменьшением светового дня. Таким образом он олицетворял собой злого духа зимы. Само слово «Крампус» происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь», либо по другой версии, от баварского «Krampn» — нечто мёртвое, высохшее. . По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии . В более ранний период, особенно во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Св. Николая .

В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию . В 1950-е годы правительство распространяло памфлеты на тему «Крампус — порождение зла» . Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остаётся популярной . При этом в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей .

Внешний вид

При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык .

Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера . К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розг ( ruten ), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации . Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю .

Этимология и варианты названия

Слово «Krampus» (иногда «Grampus») происходит от древневерхненемецкого «Krampen» со значением «коготь» либо, по другой версии, от баварского слова «Krampn» «нечто мёртвое, высохшее» . Также в немецкой традиции известны названия «Hörnernickel» — рогатый Николай у судетских немцев , «Klausentreiben» — у швабов , «Klausjagen» — в швейцарском городе Кюснахт-ам-Риги или «Chlausjagen» — в Хальвиле .

В германской части Альп и австрийском регионе Зальцкаммергут Крампус более известен под именем «Kramperl». В Австрии персонаж известен также как «Klaubauf», а в южных частях страны — как «Bartl», «Bartel», «Niglobartl» или «Wubartl» . В других землях Крампуса и его аналогов также называют «Pelzebock» или «Pelznickel» (на юге Германии), «Gumphinckel» (в Силезии ) . В Венгрии он известен как «Krampusz» .

Иногда Крампус в фольклоре смешивается с другим мифическим существом — ведьмой Перхтен .

Региональные различия

В Центральной Европе ритуалы, связанные с Крампусом, различаются. Так, в Штирии Крампус отдаёт свои розги семье, в которую приходит, и затем они остаются в доме на видном месте на протяжении всего года как напоминание детям вести себя хорошо. В некоторых небольших деревнях Крампус расхаживает в компании других звероподобных рогатых существ («Schabmänner» или «Rauhen»), но без Св. Николая .

В крупных городах с развитой туристической инфраструктурой (наподобие Зальцбурга ) Крампусы более дружественны и скорее комичны, нежели страшны .

В Эльзасе аналог Крампуса известен как Ганс Трапп ( эльз. Hans Trapp ) и во время празднований сопровождает фигуру Младенца Христа вместо Св. Николая . Это связано с традицией, установленной лютеранской церковью ещё в 1600-е годы, когда место Св. Николая в данном ритуале занял Младенец Иисус (иногда его роль играла девушка).

Изображение Крампуса набирает популярность и в Северной Америке . Он популярен у немецкоязычных диаспор северо-востока США, где известен как и совмещает черты как Св. Николая, так и его демонического антипода .

В науке

В честь Крампуса назван Protomelas krampus – вид лучепёрых рыб семейства цихловые .

См. также

Примечания

  1. Bruce, Maurice. (неопр.) // Folklore. — 1958. — March ( т. 69 , № 1 ). — С. 44—47 .
  2. Scott, Delilah; Troy, Emma. (англ.) . — Guildford, Conn.: Lyons Press , 2010. — P. —127. — ISBN 1599214199 .
  3. Der Spiegel. Дата обращения: 17 декабря 2011. 7 сентября 2012 года.
  4. . New York Times . 1934-12-23. из оригинала 2 сентября 2011 . Дата обращения: 1 января 2012 .
  5. . Time Magazine . 1953-12-07. p. 41. из оригинала 13 декабря 2011 . Дата обращения: 18 декабря 2011 .
  6. Silver, Marc NGM Blog Central . National Geographic Society (30 ноября 2009). Дата обращения: 17 декабря 2011. 7 сентября 2012 года.
  7. Alexandra, Zawadil (2006-12-06). . Reuters . из оригинала 20 ноября 2015 . Дата обращения: 30 сентября 2017 .
  8. Zeller, Tom (2000-12-24). . New York Times . из оригинала 12 июня 2018 . Дата обращения: 30 сентября 2017 .
  9. Gatzke, Gretchen (2009-12-01). . The Vienna Review . из оригинала 16 декабря 2021 . Дата обращения: 17 декабря 2011 .
  10. (is.muni.cz) (чешск.)
  11. Miles, Clement A. VIII // (англ.) . — Toronto: Bell and Cockburn, 1912. — P. 227—229. — ISBN 066581125X . 8 ноября 2011 года.
  12. Haid, Oliver. Christmas markets in the Tyrolean Alps: Representing regional traditions in a newly created world of Christmas // Festivals, tourism and social change: remaking worlds (англ.) / David Picard, Mike Robinson. — Buffalo, NY: (англ.) , 2006. — P. 216—219. — ISBN 9781845410483 .
  13. Siefker, Phyllis. (англ.) . — Jefferson, North Carolina: McFarland and Co., 1997. — P. 155—159. — ISBN 0-7864-0246-6 .
  14. Crimmins, Peter (2011-12-10). . National Public Radio . из оригинала 19 ноября 2015 . Дата обращения: 1 января 2012 .
  15. Dierickx K., Snoeks J. (англ.) // European Journal of Taxonomy. — 2020. — No. 672 . — doi : . 4 августа 2022 года.
  16. Светлана Ястребова. . nplus1.ru . Дата обращения: 2 августа 2022. 18 мая 2022 года.

Литература

  • König, Otto. Klaubauf — Krampus — Nikolaus: Maskenbrauch in Tirol und Salzburg. Edition Tusch, Wien, 1983.
  • Felix Müller, Ulrich Müller. Percht und Krampus, Kramperl und Schiach-Perchten. In: Ulrich Müller, Werner Wunderlich (Hrsg.). Mittelalter-Mythen 2. Dämonen-Monster-Fabelwesen. St. Gallen 1999, S. 449—460.

Ссылки

  • от 8 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • от 22 октября 2020 на Wayback Machine (англ.)
  • (англ.)
  • (видео)
  • (видео)
  • (видео)
Источник —

Same as Крампус