Некоторые ученые
признают сюжетное сходство майкопских памятников с памятниками Трои,
Аладжи
и Ура, при этом выделяют майкопскую коллекцию как отдельный художественный стиль.
М. В. Андрева (Москва), проводила исследования изображений на двух серебряных сосудах из
Майкопского кургана
, а также и всей металлопластики данного кургана, и установила следующие характерные особенности
:
— определенный набор животных, изображения которых занимают центральное место,
— композиционное оформление в виде процессии или ряда фигур,
— отсутствие фантастических существ,
— предельная типизация образов,
— простота и геометризм рисунка
— четко видимая связь изображений животных с космогоническими представлениями.
Далее, опираясь на установленные характеристики, М. В. Андрева, сделала следующие выводы
:
1) вышеуказанные особенности делают несопоставимыми майкопские изделия с такими изделиями как ваза Энтемены из Телло (Лагаша) или фигурки козлов и быков из Царского могильника Аладжи-уйюк, то есть значительные различия между майкопскими изделиями и произведениями шумерского искусства второй четверти — конца III тысячелетия до н. э. исключает возможность их объединения в рамках одной художественной традиции.
2) наличие в сюжета майкопских изображений «процессии животных» встречается в искусстве
Двуречья
конца IV-начала III тысячелетия до н. э., что указывает на культурную близость майкопских образцов с памятникам первой половины
Протописьменного периода
в
Южной Месопотамии
.
3) Однако, есть и значимые различия в пропорциях и деталях рисунка, которые не позволяют объединить шедевры ювелирного искусства из Майкопа с шумерскими центрами ремесла.
Влияние на соседние культуры
Есть мнение что истоки
скифского
звериного стиля восходят к майкопскому звериному стилю
[
источник не указан 1082 дня
]
.
Примечания
(неопр.)
Дата обращения: 2 мая 2012. Архивировано из
27 апреля 2017 года.