Шаманизм в Сибири
- 1 year ago
- 0
- 0
Реинтродукция бизонов в Сибири — комплекс мероприятий, предпринимаемый для увеличения территорий, где живут бизоны и для возвращения Сибири былого биоразнообразия.
8 апреля 2006 года, после долгих переговоров, в Якутию привезли стадо из 30 лесных бизонов (по 15 молодых самцов и самок) из заповедника , подаренных правительством Канады. Переезд бизонов оплатила компания АЛРОСА . Первоначально бизонов предполагалось направить в Плейстоценовый парк . Вся подготовительная работа по переселению бизонов шла в рамках этого проекта, но в итоге, учитывая ценность полученных животных, было решено поселить стадо в парке ( Ленские столбы ), расположенном южнее. Стадо в парке Усть-Бутома стало основой для восстановления азиатской популяции бизона — отсюда по мере увеличения поголовья их расселяют по территории Сибири. Кроме Якутии, лесных бизонов предполагается реинтродуцировать в Ямало-Ненецком автономном округе . Общее количество бизонов в Якутии на начало 2017 года достигло 171 особей . Летом 2019 г. популяция лесных бизонов в Якутии достигла 212 голов.
Питомник работает с 2006 года. Животные содержатся в огороженном участке площадью 120 гектаров. При первом завозе бизонов одна из самок бизона погибла из-за перелома бедра при перелёте, ещё три самца погибли в результате несчастных случаев позже. Однако оставшиеся животные успешно адаптировались к суровому климату Якутии. Условия жизни в парке оказались столь подходящими для бизонов, что первое потомство было получено на год раньше ожидаемого срока. На весну 2009 года в Якутии родились уже 6 бизонов. В 2011 году была завезена вторая партия животных числом в 30 голов. Третья партия животных (10 самцов и 20 самок) была завезена 22 марта 2013 года .
Питомник работает с 2016 года. Животные содержатся в огороженном участке площадью 300 гектаров. Телята из Усть-Бутомы были отселены на территорию природного парка « », где 23 мая 2016 состоялось открытие нового питомника лесных бизонов « ». На 2021 год свыше 200 бизонов находятся в питомнике «Тымпынай» в Горном районе на вольном выпасе, где в радиусе ста километров вокруг в любую сторону нет населенных пунктов. Из «Буотамы» в «Тымпынай» передают телят, а из «Тымпыная» уже взрослых бизонов выпускают на волю, в дикую природу.
В Сунтарском улусе находится третий якутский питомник «Тумара». В 2020 году в питомник было передано 10 телят лесных бизонов.
Заказник «Плейстоценовый парк» располагается в Нижнеколымском районе на севере-востоке Якутии. В 2019 и 2021 годах на ферме Ditlevsdal Bison Farm в Дании были приобретены 2 партии степных бизонов и доставлены в парк. В 2023 году еще одну партию из 12 степных бизонов привезли в Плейстоценовый парк, при поддержке благотворительного фонда Андрея Мельниченко .
Ямальский природный парк «Ингилор», специализирующийся на разведении овцебыков, в 2023 году выменял партию из 14 овцебыков, которых отправили в Плейстоценовый парк, на партию из 12 степных бизонов, купленных благотворительным фондом Андрея Мельниченко в Дании .
Первые бизоны возникли в плиоцене (предположительно в Южной Европе ), а в плейстоцене уже расселились по всей Евразии и Северной Америке . В последнюю они впервые попали по берингийскому мосту около 600 000 лет назад, образовав здесь малоразмерную теплолюбивую форму Bison antiquus . В позднем плейстоцене (около 90 000 лет назад, с началом очередной ледниковой эпохи ) евразийский степной бизон ( Bison priscus ) повторно проник в Северную Америку, заселив холодные тундростепи Берингии (аборигенный Bison antiquus обитал южнее) . В этот период среди крупных животных мамонтовых степей бизоны были одними из самых распространённых. Палеонтолог Н. К. Верещагин , анализируя частоту находок костей крупных животных плейстоценовой мегафауны, оценил относительную численность бизонов (по десятибалльной шкале) в десятку, в то время как относительная численность мамонта была оценена в 3 балла, северного оленя в 7 баллов, а овцебыка в 1 балл .
Затопление берингийского моста 14 000 лет назад и коллапс экосистемы мамонтовых степей в конце плейстоцена привёл к распаду единого ареала евразийского бизона, простиравшегося в ледниковый период от Атлантики до границ американского ледникового щита.
В Европе из плейстоценовых бизонов образовалась обособленная популяция зубров ( Bison bonasus ) — бизонов, приспособленных к жизни в широколиственных европейских лесах.
Две отдельных популяции появились (и сохранились до наших дней) в северной Америке, как результат смешения Bison antiquus и Bison priscus . При этом в формировании характерных для прерий степных бизонов ( Bison bison bison ) основную роль сыграл местный вид Bison antiquus , в то время как более крупные лесные бизоны ( Bison bison athabascae ), населяющие тайгу и лесотундру на территории современной Канады, происходят преимущественно от Bison priscus .
Следует отметить, что отличия американских бизонов и европейских зубров от своего общего предка — плейстоценового степного бизона ( Bison priscus ) невелики, так как зубры и бизоны свободно скрещиваются, давая плодовитое потомство (это ясно свидетельствует, что отличия от исходного вида, накопившиеся в ходе эволюции, незначительны). Однако из трёх форм современных бизонов наибольшим сходством с древним степным бизоном обладает лесной бизон ( Bison bison athabascae ).
В Сибири длительное время после исчезновения мамонтовых степей существовала ещё одна популяция бизонов, вымершая лишь в позднем голоцене. Так, на Таймыре бизоны исчезли не ранее 7 тысячелетия до н. э. , в Якутии некоторые находки костей бизонов датируются 5–6 тысячелетиями до н. э. Наскальные рисунки рубежа нашей эры в Южной Якутии предположительно изображают бизонов , а около озера Байкал археологами обнаружены кости бизонов на стоянках людей, датирующиеся IX–X веками нашей эры .
Вымершие сибирские бизоны имели наибольшее сходство с современными лесными бизонами ( Bison bison athabascae ). Обе формы произошли из восточносибирско-берингийской популяции плейстоценовых бизонов, и после разделения ареала вследствие затопления берингийского моста эволюционировали в схожих условиях тайги и лесотундры. Сходство сибирских бизонов с американскими лесными было столь велико, что некоторые учёные зачисляют обе популяции в один подвид Bison bison athabascae .
В Америке лесной бизон ( Bison bison athabascae ) в недавнем прошлом населял огромные территории на севере континента. Его ареал включал современную провинцию Альберту , северо-восток Британской Колумбии , часть провинции Саскачеван , часть Северо-Западных территорий , Юкон и большую часть Аляски .
Наличие в среднем и позднем голоцене популяции бизонов на Аляске и прилегающих территориях Канады подтверждается многочисленными находками костей бизонов при археологических раскопках, а также рассказами индейцев и свидетельствами первых колонистов. Радиоуглеродный анализ находок показывает, что бизоны ещё встречались на Аляске 150—200 лет назад . Судя по свидетельствам индейцев, для которых бизоны были объектом охоты, во внутренних областях Аляски популяция бизонов сохранилась до 1800-х, а последние животные исчезли уже после 1900 года ,. Примерно в то же время завершается уничтожение лесных бизонов в Канаде, так что к началу XX века Bison bison athabascae практически исчез с лица земли. К счастью, энергичные меры позволили спасти последних лесных бизонов в провинции Альберта, где для них в 1915 году был создан национальный парк Вуд-Баффало . Однако в 1925-28 годах в заповедник завезли более 6000 степных бизонов, в результате чего над лесными бизонами нависла угроза «растворения» в южных пришельцах. К тому же степные бизоны завезли туберкулёз . В течение XX века удалось расселить часть оставшихся чистокровных лесных бизонов по заповедникам на севере Канады , где их общая численность достигла нескольких тысяч голов. В настоящее время ведутся работы по реинтродукции бизонов на Аляске (в 2008 году туда перевезена первая партия из 53 животных) . Но, несмотря на предпринятые усилия, будущее лесных бизонов остаётся под вопросом — подвиду угрожают разносимые крупным рогатым скотом болезни, а также нежелательное скрещивание со степным бизоном.
Как уже было показано, наблюдается практически полная идентичность среды обитания вымерших сибирских и современных американских лесных бизонов. Сибирские бизоны после разрушения мамонтовых прерий в течение тысячелетий обитали в тундре и тайге восточной Евразии, в то время как атабасский подвид бизона занимал такую же экологическую нишу в тайге и тундре американского континента . Генетические различия между лесными американскими и сибирскими бизонами также минимальны — речь может идти о близкородственных подвидах одного вида или даже о разных популяциях одного подвида . Поскольку бизоны вымерли в Сибири (по всей видимости в результате охотничьей деятельности человека) в эпоху, когда уже сложилась современная таёжная и тундровая экосистема , то они являются автохтонными обитателями сибирской тундры и тайги. В силу сказанного, расселение лесных американских бизонов в Якутии должно рассматриваться как восстановление исторического ареала животных, а не как вселение чужого вида. Помимо восстановления биоразнообразия сибирской фауны, реинтродукция бизонов позволит также повысить шансы на выживание редкого подвида, которому угрожает опасность исчезновения .
Некоторые представители природоохранных организаций негативно оценивают программу расселения лесных бизонов в Сибири. Против этой программы выдвигаются следующие возражения:
Первые два аргумента против реинтродукции бизонов происходят от недостаточной информированности. Сибирские бизоны длительное время жили в тайге и тундре современного типа, и вымерли лишь в Средневековье — то есть тогда, когда тундростепей уже не было тысячи лет . Обитателем степей и лесостепей является американский степной бизон ( Bison bison bison ), но не лесной бизон ( Bison bison athabascae ), которого планируют расселить в Сибири. Последний ( Bison bison athabascae ) обитает в северной Канаде и Аляске, и является обитателем именно тундры и тайги .
Третий аргумент противников реинтродукции также не выдерживает критики. Различия между вымершими сибирскими бизонами и современными лесными американскими не превышают различий между двумя подвидами одного вида. Такие небольшие отличия не могут быть основанием для того, чтобы считать расселение лесных бизонов в Сибири вселением чужеродного вида. В этом легко можно убедиться на примере уже проведённых успешных реинтродукций крупных животных.